Штрафы за бурение скважин: нужно ли беспокоиться жителям сел, дачникам и другим владельцам земельных участков?
25 июля 2023
При использовании скважин без лицензии законопроектом №9021 предусматриваются немалые штрафы.

Законопроекты №9020 и №9021, которыми предусматривается внесение изменений в некоторые законы и Кодекс Украины об админправонарушениях, были зарегистрированы еще 16 февраля 2023 года.
За это время проекты законов вызвали широкое обсуждение в обществе, в частности из-за того, что если они будут приняты, то бурение скважин можно будет осуществлять только при наличии на это лицензии.
Кого будут касаться изменения и нужно ли беспокоиться жителям сел, дачникам и другим владельцам земельных участков за привлечение к административной ответственности за скважины, разберемся далее в статье.
Штрафы за бурение скважин
Целесообразность принятия законопроектов №9020 и №9021 обосновывается необходимостью лицензировать деятельность, связанную с бурением скважин, их работой и тампонированием с целью контроля за добычей подземных вод для недопущения загрязнения воды и ухудшения качества водоносных горизонтов.
Другими словами, этот закон должен решить проблему самовольного бурения скважин и их ненадлежащего санитарно-технического тампонирования после прекращения использования, что негативно сказывается на качестве подземных вод в регионе.
Выдача лицензий возложена на Государственную службу геологии и недр Украины.
За бурение, использование или не соблюдение требований по ликвидации скважин предусматривается штраф от одной тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, то есть от 17000 грн и более. Сумма штрафа будет зависеть от вида зафиксированного правонарушения и от того, не повторялось ли нарушение в течение года.
Таким образом, нелицензированное бурение скважин может обернуться немалыми штрафами от 17 000 до 51 000 гривен.
На кого могут быть наложены штрафные санкции?
В текущей редакции законопроекта №9021 за бурение и использование скважин без лицензии или не принятие мер по их ликвидации после прекращения эксплуатации к административной ответственности могут быть привлечены:
- должностные лица, независимо от типа собственности предприятия или организации, которой они управляют;
- физические лица-предприниматели.
Пока что о контроле за новыми и имеющимися скважинами, пробуренными для использования частными домохозяйствами, речь не идет.
Поэтому жителей сел, дачников и других собственников земельных участков, добывающих воду для личного использования или обслуживания своих земельных участков, изменения законопроекта в текущей редакции не касаются.
Напомним, что согласно Кодексу Украины «О недрах», украинцы имеют право добывать недра, в том числе подземные воды, для своих нужд. Специальных разрешений при этом получать не нужно.
Следовательно, несмотря на волнение жителей сел, дачников и других землевладельцев, данные законопроекты должны урегулировать бурение, использование и ликвидацию скважин должностными лицами и ФЛП с целью надлежащего использования и избежания загрязнения артезианских вод, а также внесения данных о водосборных сооружениях в Госреестр артезианских скважин.
Однако следует иметь в виду, что данный проект закона может быть дополнен и изменен в процессе последующей работы над ним.