Карантинные ограничения были отменены с 1 июля: каковы последствия?
31 июля 2023 Пригодится для: Предприниматели
С июля 2023 года карантинные правила прекратили свою работу. Какие это повлекло последствия?

5 мая 2023 года ВОЗ анонсировала завершение чрезвычайной ситуации касательно пандемии COVID-19. Это послужило причиной для принятия решения в Украине об окончании действия карантина. Как следствие, с июля карантинные правила прекратили свою работу. Какие это повлекло последствия? Давайте рассматривать.Зарплатные фишки 2023
Напоминаем, что введение чрезвычайной ситуации (карантина) на территории Украины состоялось посредством вынесения распоряжения КМУ от 25.03.2020 года №338-р, а также постановления КМУ от 11.03.2020 года №211 с 12 марта 2020 года.
Последнее продление карантинных мер состоялось до 30.06.2023 года, и было внедрено постановлением КМУ от 25.04.2023 года №383.
Вследствие завершения пандемии его не стали продлевать на новый срок. Правительство опубликовало сообщение об отмене карантинных мер с 24 часов 00 минут 30 июня 2023 года (Постановление КМУ от 27.06.2023 года №651).
Это означает, что крайним месяцем карантинных мер стал июнь 2023 года – и карантин завершился вместе с 1-ым полугодием 2023 года.
На период пандемии были предусмотрено действие различных карантинных послаблений, а также внедрены релевантные законодательные нормы, обладающие ограничением во времени (до завершения карантина), а именно носящие временный характер.
Однако впоследствии определённые коррективы были внесены вследствие анонсирования военного положения (далее – ВП). Что же произошло вследствие отмены карантина на территории Украины?
Что со штрафами?
Напоминаем, что до анонсирования ВП, по причине карантина, действовал штрафной карантинный мораторий (п.52-1 подразд.10 разд.XX НКУ). Так, было установлено, что при нарушении норм налогового законодательства (исключение: НДС, рента, акциз), допущенном во время действия карантинного периода, не происходит начисления пени и штрафных санкций (п. 52-1 позразд.10 разд.XX НКУ, вопросы 3, 4 ,5 Информационного письма ГНСУ от 20.03.2020 № 7).Сотрудник вернулся с военной службы к работе
Но начиная с 27.05.2022 года со вступлением в юридическую силу Закона Украины от 12.05.2022 года №2260-IX карантинные и военные правила перестали обладать защитой от подобного моратория. По данным причинам, карантинный мораторий далее перестал служить защитой от наложения штрафов (о чём упоминалось в БЗ 132.01).
Это связано с тем, что было установлено, что при наличии нарушений, определённых в ходе разрешённых проверок в период ВП (камеральные), будут применяться меры ответственности к плательщику вне зависимости от наличия активного «карантинного» моратория (последний абзац п.п. 69.2 подразд. 10 разд. XX НКУ).
Единственным спасательным якорем от штрафов могло послужить наличие подтверждённых форс-мажорных обстоятельств (п.п. 112.8.9 НКУ).
Однако для пени, не имеющей характера штрафной санкции, и после 27.05.2022 года до момента окончания карантина карантинное освобождение продолжило своё действие согласно п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (письмо ГНСУ от 21.10.2022 № 12714/7/99-00-04-03-02-07).
Но ввиду отмены карантина с 01.07.2023 года подобная защита от наложения пени перестала иметь место. Однако, по нашему мнению, касательно «карантинных» нарушений, совершённых до 27.05.2022 года при любых обстоятельствах, должен быть сохранён штрафной карантинный мораторий и иметь действие штрафное карантинное освобождение – вне зависимости от момента выявления подобных нарушений проверяющими (вне зависимости от момента выявления). Однако фискалы пока что не высказали своей официальной позиции по этому вопросу.
Отметим также, что по законопроекту «8401 запланировано, что плательщик будет в полной мере освобождён от штрафов и пени, если по итогам проверки, осуществлённой в период с 01.08.2023 года до момента завершения ВП, фискалы доначислят налоговые обязательства и плательщик произведёт по ним оплату по НУР на протяжении 30-ти календарных дней, без обжалования.
Какова ситуация с самоисправлениями?
Отметим, что исправление ошибок за военные периоды возможно без назначения самоштрафов и пени (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). А в отношении самоиправления ошибок (Карантинных), возникших до начала ВП, налоговики ранее высказывались, что самоштрафов и пени не будет, если исправление карантинных ошибок подпадёт до завершения карантина (см. БЗ 102.20.02, действовавшую до 08.06.2022, и письма ГНСУ от 26.04.2021 № 1721/ІПК/99-00-18-04-01-06 и от 23.06.2021 № 2519/ІПК/99-00-21-02-02-06).
Однако мы придерживаемся точки зрения, что процесс исправления карантинных ошибок при любых обстоятельствах должно иметь отношение к карантинному штрафному мораторию (освобождение от пени и штрафов), вне зависимости от момента исправления подобных ошибок (даже после завершения карантина).Какие трудовые гарантии предусматривает закон в период простоя
По данным причинам вынуждены не согласиться с такой позицией налоговиков.
Законодатель (законопроект №8401) отчасти намерен разрешить подобный вопрос, так как предусматривается, что с 01.08.2023 года и до конца ВП налогоплательщик будет обладать правом самостоятельного исправления ошибок любых периодов без наложения самоштрафов и пени.
Что с админответсвенностью?
Следует отметить, что в отношении админштрафов не предусмотрено ни карантинного, ни военного освобождения. По данным причинам, отмена карантинных ограничений на данный аспект не оказывает никакого влияния. Однако нужно учесть, что в отношении разовых правонарушений (см. БЗ 132.03), ка несвоевременная отправка отчётности, или уплата налоговых платежей, админвзыскание могут наложить не позднее, чем через 2 месяца с момента совершения.
По данным причинам, можно не опасаться админштрафов за те карантинные нарушения, по которым срок по привлечению к админответстенности в период карантина истёк.
Как обстоит дело с проверками?
Налоговые проверки
Следует отметить, что период действия активного карантинного моратория на проверки (п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) был приостановлен по причине ВП. Так, для замены были введены новые «военные» правила касательно проверок (по п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Таким образом, подобные «военные» нормы расширяют своё действия и на период после отмены карантина. Однако по законопроекту №8401 предусматривается пересмотр и корректировка «военного» моратория на проверки, предположительно с 1 августа.
В частности, планируется расширение действия данного моратория на плановые проверки.
Однако запланировано исключить из моратория и разрешить:
- плановые и внеплановые проверки подакцизных товаров, игорного бизнеса и финансовых услуг;
- внеплановые проверки на основании п.п. 78.1.9 НКУ по соответствующей жалобе покупателя.
По поводу окончательной редакции данных нововведений можно будет толковать лишь после анонсирования данного закона в окончательной редакции.
Неналоговые проверки
Не смотря на отмену карантинных проверочных ограничений (установленные п. 3 разд. II Закона Украины от 17.03.2020 № 533-IX), продолжат свою активность военные ограничения (по постановлению КМУ от 13.03.2022 № 303).
По данным причинам сохраняется мораторий на осуществление плановых и внеплановых мероприятий госнадзора и рыночного надзора сохраняется.
Кроме прочего сохраняется возможность стать участником внеплановой проверки от Гоструда, что корреспондирует нормам Закона от 15.03.2022 года №2136.
ЕСВ
Касательно ЕСВ, не смотря на снятие карантинных ограничений, также сохраняется мораторий на наложение штрафов и пени, так как это соответствует в полной мере «военным» нормам и релевантному закону.
Кроме прочего, законопроект №8401 планирует сохранение моратория на проведение документальных проверок касательно правильности начисления, расчётов и уплаты ЕСВ после 01.08.2023 года.Договоры ГПХ с физическими лицами
Кроме прочего, оговаривается освобождение плательщика от уплаты с подобной суммы штрафов и пени при проведении доначисления суммы ЕСВ по НУР в 30-тидневный срок.
Приостановление сроков
Отметим, что с внедрением карантина были приостановлены:
- сроки давности по ст. 102 НКУ (по п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ), а также (по п. 528 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):
- сроки админобжалования;
- подачу ИНК в письменной форме;
- предоставление некоторых ответов на запросы фискалов, с некоторыми исключениями.
Однако не смотря на окончание действия карантинных мер, военные правила по приостановке продолжат свою активность согласно п. 102.9 и п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Однако ввиду содержания законопроекта №8401 планируется упразднение приостанавливающих норм, и возврат с прошлым правилам, предусмотренным НКУНалоговый кодекс Украины, а именно к общим срокам касательно проведения проверок.
Сроки исковой давности
В отношении данных сроков ситуация после отмены карантина особых изменения иметь не будет. Это связано с тем, что карантинные нормы были продублированы военными.
Трудовые вопросы
Карантинные отпуска
С окончанием карантина завершилось и время возможных карантинных отпусков (п. 31 ч. 1 ст. 25, ч. 3 ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР).
То есть последним возможным днём карантинного отпуска можно считать 30.06.2023 года.
При этом при определении начальной даты отпуска по карантину, и отметкой о том, что отпуск прекращается с завершением карантина, нет необходимости в издании дополнительного приказа об окончании подобного карантинного отпуска.
То есть сотрудник обязан выйти на работу с даты окончания карантина и отпуска, если отсутствуют другие возможные законные причины для невыхода на работу.
При введении надомной или дистанционной работы на предприятии по причине карантина или военного положения, при этом инициатива о подобном режиме работы может исходить как от работника, так и работодателя, сотрудника требуется уведомить за 2 дня до предполагаемой смены режима работы. Однако если надомная работа была введена по причине карантина, данный момент требуется грамотно оформить.
Например, по причине военных угроз.
Вывод
С внедрением карантина на территории Украины были подкорректированы под реалии данной ситуации многие законодательные акты.
В связи с отменой карантинного режима законодатель, как и в начале, будет приводить нормативку к современным реалиям.ЗИР для ФЛП: гайд пользования сервисом
Поэтому следует ожидать достаточно весомых изменений в законах, как касательно налоговых аспектов, так и в отношении судов, и трудовых отношений.
Посоветовать может следить за законодательными изменениями и держать руку на пульсе.
Это позволит как можно более быстро и безболезненно привести документацию в порядок и держать её в соответствующем виде, релевантном будущим нововведениям.