Сотрудник вернулся с военной службы к работе
11 июля 2023
Мобилизованный работник получил увольнение от военной службы. В предоставленном сотрудником извлечении из приказа изложено, что его исключили из списков ВСУ, и ему требуется встать на воинский учёт по месту регистрации. Какой датой оформлять приказ о возвращении сотрудника к работе? Давайте разбираться.

Если сжато, то издание приказа о возвращении уволенного с военной службы работника о возвращении к его трудовым обязанностям издаётся тогда, когда это фактически произойдёт. Однако в какой момент это должно случиться, обсудим более детально.
Гарантии и военно-учётное
По причине военной агресии РФ в отношение нашей Родины многие представители мужского пола изъявили желание защищать наши границы. Некоторые из них были официально трудоустроены. И по данным причинам за сотрудником, который был призван/принят на военную службу во время действия особого периода, закрепляется рабочее место и должность до момента завершения особого периода или до даты фактического увольнения с военной службы. Подобные гарантии изложены в ч.3 ст.119 КЗоТ.
Днём увольнения будет являться дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части по причине увольнения с военной службы. Её можно найти в приказе командира (начальника) военной части. Именно это извлечение предоставляется работником в адрес работодателя.
Кроме прочего, такой военнослужащий должен быть поставлен на воинский учёт в ТЦК и СП по выбранному месту регистрации (см. абзац первый п. 242 Положения о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденного указом Президента Украины от 10.12.2008 No 1153/2008).
По ч.11 ст.26 Закона Украины от 25.03.92 г. No2232 это должно произойти в пятидневный срок. При этом по ч.2 ст.21 этого Закона и ч.2 ст.119 КЗоТ работники освобождаются от выполнения работы на период, необходимый для выполнения данных обязанностей, с сохранением рабочего места, должности и средней зарплаты.
Важно знать! На период постановки работника на воинский учёт в ТЦК и СП требуется сохранить за ним не только место работы, но и должность, и среднюю зарплату.
Но это возможно при корректном выполнении данных обязанностей со стороны уволенных военнослужащих.
Мы полагаем, что время, которое может быть потрачено на постановку на учёт (5 дней), и реальный промежуток времени, необходимый для постановки на воинский учёт, которое следует оплачивать по среднему, то две разные вещи. Таким образом, по нашему мнению, средний заработок требуется сохранять исключительно за период фактического нахождения в ТЦК и СП для целей постановки на учёт.
Остальной период, следующий за датой увольнения с военной службы и до даты постановки на воинский учёт в ТЦК и СП оплачивать не следует.
это дни, которые не были отработанными по уважительным причинам.
Однако Минсоцполитики в письме от 18.05.2016 No 565/13/84-16 делало акцент на требовании оплаты по среднему всех 5-ти дней, отведённых сотруднику на постановку на учёт.
Таким образом, это ещё однак гарантия, предусмотренная законодателем для данной категории граждан. Однако следует выполнять свои обязанности правильно, в требуемых временных рамках. В противном случае работодатель обладает правом требования объяснений.
А теперь давайте взглянем, где конкретно появляется работа.
Когда же выходить на работу?
Сразу скажем, законодатель не предусмотрел уточнений относительно того, когда конкретно уволенный с военной службы сотрудник обязан приступить к работе.
Однако Минсоцполитики не раз указывало, что работник должен приступить фактически к работе по трудовому соглашению на день, который следует за постановкой на учёт в ТЦК и СП после его увольнения с военной службы.
Подобный вывод можно найти в письмах ведомства от 18.05.2016 No 565/13/84-16, от 24.11.2015 No 1526/13/84-15, от 24.11.2015 No 1525/13/84-15. Если идти по данным правилам, то будет следующее:
Период военной службы, в течение которого фиксируется место работы и должность (ч.3 ст.119 КЗоТ).
Время постановки на военный учёт в ТЦК и СП, в период которого также фиксируется место работы и трудовая функция со средним заработком (ч.2 ст.119 КЗоТ, ч.2 ст.21 Закона No2232).
Работник приступает к работе
Важно знать! Если на время отсутствия работника (период пребывания на военной службе) на должность, занимаемую таким сотрудником, было принято другое лицо на основании срочного трудового соглашения, то последнее следует уволить на дату, предшествующую дню выхода работника на работу, то есть возврату к своим трудовым обязанностям.
Ещё один нюанс. Мы думаем, что целесообразным будет издание релевантного приказа об освобождении сотрудника от работы по возвращении его с военной службы на период постановки на военный учёт в ТЦК и СП. В рамках 5-ти дней, отведённых для данных целей Законом No 2232. И лишь после этого издаётся приказ о возврате к выполнению его трудовой функции.
Не следует забывать о том, что такого сотрудника следует вносить в Списки персонального воинского учёта компании и Ведомости оперативного учёта призывников, военнообязанных и резервистов.
Тут возможны 2 ситуации:
- сотрудник после увольнения выполнил постановку на учёт в ТЦК и СП своевременно, в пределах отведённых 5-ти дней, однако на работу пришёл спустя некоторое время. Тогда при появлении сотрудника время постановки на учёт оплачивается по среднему, как время, неотработанное по уважительным причинам. Касательно остального времени просим сотрудника предоставить письменное объяснение причин отсутствия. Если причина является уважительной, то следует внести релевантные корректировки в табель учёта рабочего времени. Далее оформляем приказ о возвращении сотрудника к работе, в котором следует указать дату, в которую это фактически произошло.
- сотрудник после увольнения не встал на учёт в ТЦК и СП, занимался своими делами и спустя некоторое время оказался на предприятии. В подобном случае об оплате 5-ти дней речи не может быть. Так как работник не выполнил данную обязанность должным образом. Более того, руководитель имеет право требования касательно объяснения причин отсутствия в данный период времени. А далее в зависимости от характера причин отсутствия принимаем решение о дальнейшей судьбе такого работника.
Возможно ли дистанционное расторжение трудового соглашения?
Законодатель предусмотрел ряд гарантий для военнослужащих по части сохранения за ними трудовых отношений с работодателями.
Однако при неправильном выполнении своих обязанностей, связанных с постановкой на воинский учёт в ТЦК и СП подобный работник может лишиться не только данных гарантий, но и своего рабочего места по причинам отсутствия не работчем месте и не только.
По нашему мнению, это можно считать гарантиями для работодателей, которые на период отсутствия таких сотрудников оформили срочные трудовые отношения с другими работниками на период отсутствия военнослужащих.
Поэтому ситуация о правах и обязанностях предусмотрена двухсторонняя. Так как это касается не только работодателей, но и работников.
Для работодателей здесь важно всё грамотно оформить по документальной части, а для бывших военнослужащих во время выполнить свои обязанности по части постановки на воинский учёт.