Сотрудники завели крыс в офисе, работодатель недоволен

01 июля 2020 Пригодится для: Предприниматели

Вопрос: Работники завели в офисе декоративных крыс, руководство и часть сотрудников против. Есть ли законные запреты?

Недорабатываете в сфере охраны труда

Крысы в офисе — следствие недоработки в сфере охраны труда со стороны работодателя. Ею вообще часто пренебрегают, особенно в небольших организациях. 

Прямого запрета на содержание домашних животных в офисе нет, но есть ряд обязанностей у работодателя.

По закону работодатель обязан создать безопасные условия труда, в том числе обеспечить санитарно-гигиенические условия на рабочем месте, чтобы предотвратить профзаболевания у сотрудников (ст. 153 КЗоТ). Это касается работодателей-ФЛП тоже.

Вы должны контролировать, соблюдаются ли технологические процессы, правильно ли работники обращаются с оборудованием, средствами производства, используют ли средства защиты, если они должны использоваться (ст. 13 ЗУ «Об охране труда»). Всё это надо, чтобы работы выполнялись в соответствии с требованиями по охране труда и в случае проверки к вам не было претензий.

И вообще, по закону расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5% фонда оплаты труда за предыдущий год (ст. 19 ЗУ № 2694).

На работников также возложены определённые обязанности (ст. 14 ЗУ № 2694). В процессе работы и во время пребывания на территории офиса/предприятия они должны заботиться о безопасности и здоровье, своём и окружающих, должны выполнять требования нормативки по охране труда и пр. Они несут ответственность за нарушение указанных требований.

Человек, который принёс декоративных крыс в офис, по сути нарушил правила охраны труда.

Ведь наверняка не всем работникам по душе соседство с новыми членами коллектива: животные могут напасть на человека, а укус может стать причиной инфицирования. А ещё у каких-то сотрудников может быть аллергия на шерсть.

Как раз эта категория сотрудников может помочь вам решить вопрос с крысами — письменно сообщить об опасных условиях труда и попросить принять меры. Ссылаясь на ч. 1 ст. 6 ЗУ № 2694, потребовать, чтобы вы создали им благоприятные санитарно-бытовые условия для работы, без соседства с крысами.

А ещё работник вправе отказаться выполнять работу, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья (ч. 2 ст. 6 ЗУ № 2694).

Решение завести офисного питомца должно быть согласовано с сотрудниками и руководством, чтобы ничьи права не ущемлялись.

Нарушение законодательства о защите животных

Решение завести декоративных крыс на рабочем месте может трактоваться как нарушение ст. 9 и ст. 22 ЗУ «О защите животных от жестокого обращения», которые обязывают соблюдать:

  • санитарно-гигиенические нормы сожительства с животными;
  • требования нормативно-правовых актов, санитарно-гигиенических и ветеринарных норм и правил, а также не допускать нарушений прав и законных интересов других лиц.

Нарушение правил содержания животных — это прямое нарушение ст. 1 ЗУ № 3447.

Правила содержания домашних животных устанавливает местная власть, к примеру, в Киеве владельцы животных обязаны следить, чтобы животное не скрылось с места содержания, предотвращать проявления агрессии со стороны животных по отношению к людям.

Если ваши крысы свободно перемещаются по офису и обедают вместе с сотрудниками — так быть не должно. К тому же животные могут повредить оборудование.

До сих пор действуют правила 80-х годов о содержании собак, кошек и хищных животных, в которых установлено, что их владельцам запрещено проводить их в места общего пользования. А согласно ст. 1 ЗУ № 3447 декоративные крысы отнесены к домашним животными, так что эти нормы надо учитывать.

Наказание за нарушение правил содержания собак и кошек — от предупреждения до 85 грн (это пять НМДГ), за повторное нарушение — до 119 грн (это семь НМДГ) (ст. 154 КоАП).

Животные на офисной кухне

Ещё один фактор не в пользу животных в офисе — обустроенная зона или комната для приёма пищи. Нехорошо, если там будут бегать крысы, пусть даже и декоративные.

Для мест приёма пищи установлен целый ряд требований, такие помещения надо оборудовать умывальником с канализацией, горячей и холодной водой, а сама вода должна соответствовать Госсаннормам и правилам «Гигиенические требования к воде питьевой, предназначенной для потребления человеком» (ГСанПиН 2.2.4-171-10).

В помещении должен быть холодильник, можно установить микроволновку и чайник. А сама комната должна проветриваться.

Если место для приёма пищи обустроили в складском или подвальном помещении, обязательно проводить периодически дезинфекцию, два раза в год — дератизацию, что может очень навредить домашним животным в офисе.

Инструктаж при приёме на работу

При приёме на работу и впоследствии сотрудникам надо проводить инструктаж по технике безопасности и охраны труда, у вас на руках должны быть документы с подписями работников, что такой инструктаж проводили, сотрудник с правилами ознакомлен и обязан соблюдать инструкции.

О каких ещё инструкциях речь: инструкции для вводных инструктажей о пожарной безопасности; о первой доврачебной помощи; по санитарии и гигиене; о технике работы на копировальном оборудовании и персональных компьютерах; по общим вопросам электробезопасности и пр.

Если вы категорически против домашних животных, в том числе декоративных крыс, это можно прописать в правилах и дать ознакомиться работникам под подпись.

За невыполнение требований охраны труда, изложенных в инструкциях, работники несут дисциплинарную ответственность по КЗоТ в виде выговора и даже увольнения, административную — штраф 68–170 грн (ст. 44 КоАП), материальную — возмещение убытков.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда, если причинён вред здоровью, — штраф 17 тыс. — 151 тыс. грн или исправительные работы до 2 лет. А если эти нарушения повлекли гибель людей, то должностные лица могут быть лишены свободы на срок до 7 лет (ст. 271 УКУ).

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки