Требуется закрыть предпринимательство: что для этого нужно?

06 сентября 2023

В силу обострённой и сложной экономической ситуации с Украине по причине военной агрессии РФ, многие представители бизнеса принимают решение о его закрытии, в особенности это касается территорий, где активно ведутся боевые действия, а также территорий, пребывающих в оккупации.

Требуется закрыть предпринимательство: что для этого нужно?

Но не смотря на это, существует множество различного рода обстоятельств, которые могут и быть следствием принятия решения о закрытии бизнеса в форме ФЛП, как положительных, так и отрицательных. Это может быть как расширение структуры бизнеса, так и, например, отсутствие желания вести бизнес в подобном формате, или неспособность брать на себя риски и получать прибыль. Кроме прочего, причиной может послужить смерть физического лица, имеющего статус ФЛП.

В данном материале ознакомим вас с нюансами, с которыми вы можете столкнуться в процессе прекращения деятельности в качестве ФЛП.


Какой алгоритм прекращения ФЛП?

Отметим, что перед ликвидацией ФЛП, следует провести ряд подготовительных действий. Многие полагают, что закрытие предпринимательской деятельности — это очень просто. Достаточно просто направить заявление к госрегистратору (через ЦНАУ), либо подписать его у нотариуса, либо вообще предоставить соответствующий документ через портал Дія.

Однако, если ФЛП использует наёмный труд, то это осложняет процесс ликвидации. Спешка в данном случае – неправильное решение. Дело в том, что внесение записи в ЕГРЕдиный государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований будет означать что такого ФЛП уже нет. Однако это может создать ряд трудностей, связанных, например, с увольнением сотрудников. Это не касается ситуации смерти ФЛП. В данном случае это уже другая история.

Так, если речь пойдёт об усложнённом варианте ликвидации (с наличием наёмных работников), то алгоритм будет следующим:

  1. Прекращение трудовых отношений с работниками;
  2. Проведение расчётов с контрагентами;
  3. Рапломбировка РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат). (при его наличии);
  4. Проведение регистрации прекращения в ЕГР;
  5. Подача крайней ликвидационной отчётности;
  6. Закрытие предпринимательского банковского счёта;
  7. Снятие с учёта в ГНС.

Если ФЛП не использует наёмный труд, не имеет долгов перед контрагентами, или ему никто не задолжал, не применял в своей деятельности РРО/ПРРОПрограммный регистратор расчётных операций, следовательно первые 3 пункта в приведённом выше алгоритме будут отсутствовать и прекращение деятельности будет немного легче произвести.

Важно знать! Аннулирование статуса плательщика ЕНЕдиный налог по причине ликвидации ФЛП фискалы должны сделать самостоятельно (п.п. 2 п. 299.10 НКУ). Однако на практике иногда они запрашивают заявление о применении упрощённой системы налогообложения с пометкой об отказе от данного статуса по причине ликвидации предпринимательства. Аналогичная ситуация и со статусом плательщика НДСНалог на добавленную стоимость. То есть ануляцию осуществляют сотрудники ГНС (п.п. «б» п. 184.1 НКУ).


Оформление увольнения работников

Если ФЛП применяет наёмный труд в своей деятельности, то начать процесс ликвидации лучше с завершения с ними трудовых отношений, ещё до внесения данных о прекращении в ЕГР.

Возможными основаниями для увольнения могут быть следующие:

  1. По договорённости сторон (п.1 ст.36 КЗоТ);
  2. По собственному желанию (ст.38 КЗоТ);
  3. По инициативе работодателя-ФЛП по причине его ликвидации (п.1 ст.40 КЗоТ).

Касательно третьего пункта есть ряд сомнений, так как в содержании данного пункта фигурируют лишь юридические лица, а упоминания о ФЛП отсутствует. Однако смеем полагать, что ФЛП обладает правом увольнения работников по данному основанию, так как в данной статье есть формулировка «в том числе», которая свидетельствует о том, что речь идёт не только о юрлицах. Кроме прочего, ФЛП в КЗоТКодекс законов о труде вообще не упоминается как таковой.

Если в качестве основания для увольнения была выбрана ст.38 КЗоТ (по собственному желанию), то работник должен отработать ещё 2 недели до момента увольнения. Однако увольнение можно оформить той датой, которая значится в заявлении.

При увольнении по соглашению сторон (п.1 ст.36 КЗоТ), то подобную договорённость лучше закрепить на бумаге. Это может быть либо соответствующее заявление работника, или дополнительное соглашение к самому трудовому договору. В данном случае речь о двух неделях идти не будет.

Внимание! При увольнении по инициативе работодателя из-за ликвидации по п.1 ст.40 КЗоТ можно расценивать как дорогое удовольствие, как минимум по причине того, что работнику, помимо соответствующих выплат (зарплата, компенсация за неотгуленный отпуск и т.п.), ещё полагается выходное пособие величиной в среднемесячный заработок (ст.44 КЗоТ).

Кроме этого, при прекращении трудовых отношений по п.1 ст.40 КЗоТ в отношении льготных категорий сотрудников полагается обязательное дальнейшее трудоустройство (ч.3 ст.184 КЗоТ).

При увольнении по п.1 ст.40 КЗоТ сотрудников следует предупреждать за 2 месяца до увольнения (ч.1 ст.49-2 КЗоТ). Таким образом, потребуется ждать 2 месяца после соответствующего предупреждения для внесения записи «прекращено» в ЕГР.

Важно знать! Если причиной для ликвидации ФЛП послужила смерть самого человека, то увольнять сотрудников следует в порядке, зафиксированном в постановлении КМУ от 14.10.2022 года No1172.


Проведение расчётов с контрагентами

Долги ФЛП и перед ФЛП некуда не деваются после ликвидации. Исключением считается смерть физлица, имеющего статус ФЛП. В таком случае будут прекращаться обязательства ФЛП-физлица, которые тесно связаны с последним (например, авторские права). 

Об этом говорится в ч.1 ст.608 ГКУ. Поэтому, не носит обязательного порядка закрытие всех долгов ФЛП перед ликвидацией ФЛП в ЕГР. Никто не станет запрещать внести релевантные изменения в данный реестр.

Важно знать! Погашение долгов после прекращения ФЛП уже будет не от имени ФЛП, а от имени физлица, что может оказать значительное влияние на налогообложение.

Основанием для отмены регистрации РРО может служить получение фискалами из ЕГР данных о ликвидации ФЛП (п.п. 10 п. 1 гл. 4 разд. ІІ Порядка регистрации РРО, завизированного приказом Минфина от 14.06.2016 года No547).

Однако отмена регистрации в данном случае возможна как по заявлению налогоплательщика, так и самостоятельно фискалами (см. п. 2 гл. 4 разд. ІІ Порядка регистрации РРО).

При проведении разрегистрации по решению ГНС, процедура распломбировки РРО в ЦСОЦентр сервисного обслуживания РРО происходит по возможности (п. 3 гл. 4 разд. ІІ Порядка регистрации РРО).

Таким образом, можно иметь надежду на то, что фискалы самостоятельно разрешат проблему с рапломбировкой после получения информации из ЕГР о ликвидации ФЛП.

Однако осторожному предпринимателю всё же лучше произвести распломбировку и отмену регистрации самостоятельно.

Для этого потребуется:

  1. Обратиться в ЦСО с просьбой о распломбировке РРО (далее данная справка будет отправлена фискалам);
  2. Направить в ГНС:
  • заявление по форме No 4-РРО;
  • регистрационное удостоверение РРО.

Это возможно также сделать посредством Электронного кабинета. С подробной инструкцией можно ознакомиться в категории 109.06 БЗ.

Кроме прочего, следует направить заявление по форме No20-ОПП с указанием о закрытии объектов налогообложения (хозяйственная единица, к которой прикреплён РРРО).

Касаемо ПРРО всё несколько проще, так как ПРРО не проходит пломбировку.

Важно понимать! Регистрация ПРРО отменяется автоматически после получения фискалами информации о прекращении ФЛП.

Это зафиксировано п. 3 разд. ІІІ Порядка регистрации ПРРО, завизированного приказом Минфина от 23.06.2020 года No317.

Таким образом, одновременно с закрытием хозяйственных объектов автоматически упраздняется и ПРРО. То есть никаких дополнительных действий предпринимать не следует.


Регистрация прекращения ФЛП в ЕГР

Существует два возможных способа внесения данных о ликвидации ФЛП в ЕГР:

  1. В бумажном формате. Следует обратиться к госрегистратору или нотариусу, имеющему право проведения госрегистрационных действий касательно ФЛП и юрлиц. Кроме прочего можно отправить документы почтой, но для этого требуется нотариальное удостоверение подписи в релевантном заявлении (см. п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона No 755 от 15.05.2003 года). Подавать следует соответствующее заявление по форме 1, которое можно скачать по ссылке.
    Обратите внимание! Если подавать документы через нотариуса, то эта услуга платная, чего не скажешь о госрегистраторе.
  2. В электронном формате. Подавать заявление следует через портал Дія. Для этого требуется иметь электронную подпись. Это следует делать лично, так формально запрещено использование личной электронной подписи третьими лицами.
    Важно знать! Для предпринимателей, пребывающих на оккупированных территориях, которые не смогли покинуть их, исключений не предусмотрено. Для них также возможными способами ликвидации являются описанные выше. Как вариант, можно попробовать действовать через представителя.


Закрытие предпринимательского банковского счёта

Вариант No1 – дождаться, пока банк аннулирует счёт самостоятельно.

Это может произойти при получении банком информации от фискалов о ликвидации ФЛП в ЕГР, или при обнаружении данного факта сотрудниками банка (п. 124 разд. ХV Инструкции No 162, завизированной постановлением правления НБУ от 29.07.2022 года).

Порядок действий при наличии средств на счету изложен в п. п. 3 п. 114 разд. ХIV Инструкции No 162.

Вариант No2 – самостоятельно аннулировать счёт, получив выписку по счёту и справку о его закрытии. Данный вариант видится более безопасным. Кроме прочего, при проверке плательщика ГНС просят аннулировать счёт до этого времени.

Важно знать! Таким образом можно избежать возможных неприятностей с ошибочным поступлением на него каких-то средств.


Снятие с учёта в ГНС

Напоминаем, ФЛП пребывает на учёте в ГНС в качестве плательщика налогов и сборов и в качестве плательщика ЕСВЕдиный социальный взнос. Снятие с учёта происходит с отличиями. Однако следует не забывать: если фискалы не сняли ФЛП с учёта, это не означает последующего начисления налоговых обязательств.

Важно понимать! Именно в момент прекращения ФЛП, отражённый в ЕГР, прекращают начисляться налоговые обязательства, а не с момента снятия такого ФЛП с учёта в ГНС.

Однако долговые обязательства по налогам и сборам, начисленные до момента ликвидации ФЛП, также некуда не деваются. То есть претензии будут предъявляться уже к обычному физлицу.

В качестве плательщика налогов и сборов ГНС должна снять ФЛП с учёта при получении информации из ЕГР о его ликвидации (п.п. 1 п. 11.18 Порядка учета налогоплательщиков, завизированного приказом Минфина и собраний от 09.12.2011 No 1588).

Однако налоговики обладают правом проведения внеплановой документальной проверки (п. 78.1.7 НКУ). При чём действие моратория на проверки не распространяется на подобные проверки (п.п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Но парламент не предусмотрел сроков, на протяжении которых налоговики должны её начать. Кроме прочего, иногда она вообще не проводится (условия, при которых этого не происходит, см. в Методических рекомендациях, завизированных приказом ГНСУ от 15.09.2020 No 499).

Снятие с учёта в качестве плательщика ЕСВ возможно лишь после проведения документальной проверки (абз. 11 ч. 1 ст. 5 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса...» от 08.07.2010 No 2464-VI). А мораторий на проведение подобных проверок был упразднён с 01.08.2023 года.

Важно знать! Сроки для начала подобной проверки законодатель не зафиксировал. По данной причине ожидание может быть долгим. А сроки давности для проверок по ЕСВ не предусмотрены.

Повторное открытие ФЛП в течение года и упрощёнка: нюансы 2023

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки