ФЛП отключает POS-терминал, чтобы сэкономить: что будет

15 апреля 2019 Пригодится для: Предприниматели

Продавец отключает POS-терминал на выходные и принимает оплаты только наличными, покупатель угрожает пожаловаться в налоговую. Как могут наказать.

У меня есть платёжный терминал, но я его отключаю на выходные и иногда вечером, потому что мне невыгодно так работать. Говорю, что поломался, нет связи с банком. Но сегодня клиентка ругалась и сказала, что пожалуется на меня в налоговую. Она имеет право? Что будет, если налоговая узнает, что я так поступаю?

По закону покупатели вправе расплачиваться за покупки удобным им способом: наличными или платёжными картами, а задача продавца — предоставить им такую возможность (ч. 2 ст. 17 ЗУ «О защите прав потребителей»). Если покупатель хочет расплатиться картой, продавец обязан принять оплату картой.

Правда, предприниматель не обязан устанавливать POS-терминал, если:

  • ведёт деятельность в населённых пунктах, где проживает до 25 тыс. человек;
  • не обязан использовать РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат). (п. 296.10 НКУ), потому что если кассовый аппарат используете — обязаны использовать и POS-терминал;
  • работает в заведении общепита закрытого типа.

Ещё от обязанности использовать POS-терминал освобождают предприятия с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправок), но это касается только юрлиц.

По своему желанию можно установить терминал, чтобы принимать оплаты картами, и без РРО (консультация в ЗІРЗагальнодоступний інформаційно-довідковий ресурс податкової, подкатегория 109.10). Если платёжный терминал установили, значит обязаны его использовать.

Что на это скажет налоговая. Отключение ПОС-терминала по надуманным причинам налоговики могут трактовать как укрывание доходов и прийти с проверкой по заявлению недовольного клиента — проверять кассовую дисциплину.

Если выяснится, что суммы, которые вы не проводили через POS-терминал, получили наличными, да ещё и в книге учёта не фиксировали, налоговики могут обвинить вас в сокрытии дохода.

Если ваша клиентка принципиальная, она может пожаловаться на вас не только в налоговую, но и в Госинспекцию по защите прав потребителей.

Спецы Госинспекции на основании заявления об отказе принять оплату картой могут прийти с проверкой и оштрафовать вас на 8,5 тыс. грн (ч. 12 ст. 23 ЗУ «О защите прав потребителей»).

Ещё за нарушение права рассчитываться электронными платёжными средствами предусмотрена админответственность. Первый раз оштрафуют на 1,7–3,4 тыс. грн, а если поймают вас на таком нарушении повторно в течение года, штраф будет уже 8,5–17 тыс. грн (ст. 16315 КоАП).

Но эти штрафы применяют, если терминал отсутствует там, где обязательно должен быть.

К вам могут применить админштраф за нарушение правил торговли, общепита и услуг за то, что у вас якобы не работает терминал, — от 17 до 170 грн, а повторно — 85–429 грн (ст. 155 КоАП).

Санкции не будут применять, если терминал не работал по техническим причинам.

И наконец, клиент может обратиться в суд, если сможет доказать, что вы своим отказом принять оплату через терминал нанесли ему ущерб, и вам придётся его возместить.

Как правильно пополнять предпринимательский счёт

Возможно, вы так не делаете, но бывает предприниматели просят перечислить деньги за покупку «на карту», речь идёт о карте физлица. Так делать нельзя. Когда налоговая узнает об этих расчётах, с них придётся уплатить налоги как с непредпринимательских доходов — 18% НДФЛНалог на доходы физических лиц и 1,5% ВСВоенный сбор. Получать доход вы можете только на свой предпринимательский счёт.

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки