ФЛП для торговли в интернете: все об онлайн-продажах для начинающих предпринимателей

12 ноября 2025

Онлайн-торговля – привлекательная сфера бизнеса для многих начинающих предпринимателей. Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для продаж. Торговля через онлайн-магазины, социальные сети, маркетплейсы и другие сервисы позволяет эффективно продавать товары как в Украине, так и за рубеж.

Далее в статье разберемся, с чего начать бизнес, когда следует регистрировать ФЛП для торговли в интернете и как можно быстрее это сделать, нужны ли для онлайн-продаж кассовые аппараты, какие налоги необходимо уплачивать и какие требования к первичной документации в данной сфере предпринимательской деятельности.

ФЛП для торговли в интернете: все об онлайн-продажах для начинающих предпринимателей

ФЛП для торговли в интернете: когда нужно открывать ФЛП

Налоговое законодательство определяет, что осуществление предпринимательской деятельности возможно только после регистрации ФЛП или получения статуса юрлица. Систематическая продажа товаров (более 3 товаров в год) является признаком того, что лицо занимается предпринимательством. Исходя из этого, юридически правильно заниматься онлайн-торговлей только после того, как сведения о ФЛП внесены в ЕГРЕдиный государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований и открыт бизнес-счет в банке.

Но на практике онлайн-бизнес нестабилен, поэтому многие предприниматели принимают решение сначала «запустить» проект, начать получать прибыль, а уже потом регистрировать ФЛП. Такой вариант допустим только при условии, если доход от интернет-продаж является нерегулярным или незначительным.

Если же поступления средств на счет предпринимателя регулярны и превышают 30 000 грн, велика вероятность, что это вызовет заинтересованность отдела финансового мониторинга банка. Предпринимателю придется давать пояснения о происхождении средств. В случае если речь идет о предпринимательской деятельности без надлежащего юридического оформления, банк может заблокировать счет своего клиента и передать информацию о нем в налоговую.

На интернет-магазин или другую онлайн-площадку для продажи товаров могут обратить внимание непосредственно и сами налоговики, особенно если на продавца поступит жалоба. Совершив «контрольную закупку» и перечислив средства на личную карточку продавца, они получат подтверждение того, что он занимается незарегистрированной предпринимательской деятельностью. А после запроса в банк и получения выписки по счету налоговая будет иметь подтверждение, что действия продавца носят систематический характер.

Также информацию о незарегистрированной деятельности налоговая может получить через:

  1. NovaPay – сервис представляет отчетность в налоговую обо всех движениях средств (форма ФКЧ-3).
  2. Маркетплейсы, платежные системы – они передают информацию о полученных платежах.

При выявлении незарегистрированной предпринимательской деятельности на предпринимателя может ожидать доначисление налогов на полученный доход – 18% НДФЛНалог на доходы физических лиц + 5% военного сбора. Также на него может быть наложен штраф в размере от 17 000 до 85 000 грн за деятельность без регистрации.

Поэтому продажа товаров в интернете без оформления ФЛП – достаточно рисковый выбор, оправданный только на старте бизнеса. Вместе с тем, непрактично сразу регистрировать ФЛП, не попытавшись даже продать несколько товаров. Ведь спроса на товары может не быть вообще, но это не снимает с продавца обязанности платить налоги и подавать отчетность в налоговую.

Как открыть ФЛП для интернет-торговли: регистрация, КВЭД

Подать заявление на открытие ФЛП можно офлайн в центре предоставления админуслуг. Чтобы зарегистрироваться в качестве плательщика единого налога, необходимо в определенные для выбранной группы сроки (для 1-2 группы – в месяц регистрации ФЛП, для 3 группы – в течение 10 дней после регистрации) подать заявление еще и в налоговый орган.

Однако гораздо проще и быстрее это можно сделать в онлайн-режиме через сервис «Дия». Для этого нужно заранее получить электронную подпись.

При регистрации необходимо выбрать:

  • Группу налогообложения – для сферы интернет-продаж это будет 2 или 3 группа.
  • КВЭДКлассификации видов экономической деятельности для интернет-деятельности. Основной КВЭД – 4791 (торговля в интернете). Дополнительно нужно указать КВЭД для продажи конкретных товаров. Если планируется получение отдельной оплаты за доставку – нужно добавить КВЭД 5320 («услуги доставки»).

Если предприниматель будет заниматься другими видами деятельности, лучше сразу выбрать подходящие КВЭД. Ограничений по количеству КВЭД, которые можно зарегистрировать, нет. Поэтому при открытии ФЛП стоит продумать, какие виды деятельности будут осуществляться. Хотя добавить нужный КВЭД можно и позже, на любом этапе развития бизнеса. Главное помнить – получение платежей по незарегистрированным КВЭД является серьезным нарушением и может привести к лишению права работать на упрощенной системе налогообложения.

Также нужно указать адрес регистрации ФЛП, куда будут поступать официальные письма и по которому будут уплачиваться налоги, а также адрес места осуществления деятельности (для онлайн-торговли рекомендовано указать «вся территория Украины»).

Первичные документы

Согласно ст. 44 НКУ, ФЛП должен вести учет доходов и расходов на основании первичных документов:

  • выписки из банка;
  • выписки из кассового аппарата;
  • документа на покупку товара.

Следует помнить, что инвойсы из AliExpress или подобных платформ не считаются первичными документами.

ФЛП, осуществляющие продажу товаров из рисковой группы (техника, ювелирные изделия, лекарственные средства), должны вести учет товарных запасов, что невозможно осуществить без наличия первичных документов на товар. Однако первичная документация должна быть и в ФЛП, торгующих «простыми» товарами, не относящимися к рисковым. Документы могут потребоваться:

  • при прохождении финмониторинга как подтверждение происхождения товара или его соответствие заявленной ФЛП деятельности;
  • для декларирования доходов и расходов;
  • для налоговых проверок;
  • в случае судебных разбирательств с покупателями и разрешения спорных вопросов.

За отсутствие первичной документации на ФЛП может быть наложен штраф в размере 100% от суммы реализации рисковых товаров и 1020 грн за весь объем продаж нерисковых товаров.

Какую группу налогообложения выбрать

Для выбора группы налогообложения на упрощенной системе нужно отталкиваться от размера запланированного дохода и видов деятельности, которые будет осуществлять ФЛП.

Для онлайн-продаж подходят 2 и 3 группы ЕНЕдиный налог.

Налоговая нагрузка для 2 группы составляет 4160 грн в месяц:

  • 1600 грн ЕН;
  • 800 грн военного сбора;
  • 1760 грн ЕСВЕдиный социальный взнос.

Допустимый годовой лимит дохода для 2 группы 834 «минималки», что в 2025 году составляет 6 672 000 грн.

ФЛП, выбравшим работу на 3 группе, ежемесячно придется платить:

  • 3% + НДСНалог на добавленную стоимость или 5% ЕН;
  • 1% военного сбора;
  • 1760 грн. ЕСВ.

Лимит дохода для 3 группы – 1167 минимальных зарплат или 9 336 000 грн.

Таким образом, если ФЛП за месяц получает менее 40 000 грн, то выгоднее работать на 3 группе, ведь размер налогов пропорционален обороту. Если сумма оборота выше 40 000 грн, то работа на 2 группе предусматривает меньшую налоговую нагрузку.

Нужен ли для онлайн-продажи РРО/ПРРО

При регистрации ФЛП предприниматель обязательно должен открыть отдельный бизнес-счет в банке для получения на него платежей от покупателей. Принимать средства на личный счет физлица запрещено. При обнаружении этого нарушения может быть доначисление налога в размере 18% НДФЛ и 5% военного сбора.

При определении необходимости использования РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат)./ПРРОПрограммный регистратор расчётных операций следует отталкиваться от способа получения платежей. Без фискализации платежей ФЛП может работать в случаях, когда:

  • получает оплату за проданные товары исключительно на IBAN-счет, в том числе с помощью QR-кода;
  • продает товары через «Укрпочту» (компания напрямую перечисляет денежные средства от покупателя продавцу).

Обязательно необходимо использовать кассовый аппарат, если предприниматель:

  • получает оплату через ключ-карту;
  • осуществляет продажи товаров через «Новую почту» (средства перечисляет компания NovaPay, выступающая посредником);
  • производит расчет с покупателем через курьера с использованием POS-терминала;
  • получает оплату через сервисы эквайринга или через маркетплейсы.

Если же ФЛП кроме интернет-магазина имеет физическую точку продаж товаров, он должен обеспечить возможность покупателям рассчитываться картой с помощью POS-терминала.

Работа без РРО/ПРРО временно разрешена ФЛП, место регистрации которых находится в зоне боевых действий. Также согласно ст. 9 закона о РРО, разрешается не производить фискализацию платежей продавцам цифровых товаров (электронных книг, гайдов и т.п.).

При осуществлении продаж через «Новую почту», нужно учесть важные нюансы:

  1. Сотрудничество возможно на основании договора, в котором предприниматель должен указать виды деятельности.
  2. Перевод средств осуществляется через сервис компании NovaPay, имеющей право запросить отчетность, первичные документы, подтверждение происхождения товара и т.д. Если предприниматель не предоставит достоверную информацию, его счет может быть заблокирован.
  3. NovaPay передает информацию обо всех платежах в налоговую (заполняет форму отчета ФКЧ-3).

Важно помнить, что доходом считается вся сумма платежа, включая комиссию NovaPay.

При осуществлении продаж через иностранные маркетплейсы и получении дохода в валюте средства нужно перечислять на банковский счет ФЛП в украинском банке и указывать в отчетной декларации размер дохода по курсу НБУ на день получения.

Что касается торговли на украинских маркетплейсах, имеющих собственные платежные сервисы, то предприниматели должны осуществлять фискализацию платежей. Также ФЛП при заполнении декларации в размер дохода должны учитывать комиссию сервиса (обычно средства на счет ФЛП поступают уже после списания комиссии за перевод).

Дропшиппинг

Часто предприниматели, желающие начать бизнес в сфере онлайн-продаж, однако не имеющие стартового капитала, выбирают сотрудничество с производителями или другими продавцами по системе дропшиппинга. Такая деятельность для ФЛП имеет существенные преимущества:

  • не нужно закупать товары;
  • не нужно тратить средства на аренду склада;
  • организацию упаковки и логистику берет на себя продавец, а не дропшиппер.

Роль предпринимателя сводится к поиску покупателей (запуску рекламных кампаний, наполнению страниц в социальных сетях или сайтов/маркетплейсов) и коммуникации с ними. Также дропшиппер решает спорные вопросы, организует замену или возврат товаров.

Обычно такой способ продажи предусматривает два варианта получения платежей:

  1. Напрямую от клиента, когда деньги за товар покупатель перечисляет в полном объеме дропшипперу. В этом случае ФЛП несет ответственность за наличие первичной документации на товар, фискализацию и гарантии качества.
  2. В виде комиссии, когда покупатель сразу перечисляет средства за товар поставщику, а тот в свою очередь выплачивает ФЛП его излишек – комиссию по продажам. В таком случае предприниматель выступает посредником и не несет ответственности за товар и его учет.

Однако для комиссионной модели дропшиппинга следует оформить договор комиссии и сопроводительные документы:

  • отчет комиссионера о реализуемых товарах;
  • акт приемки-передачи оказанных услуг;
  • акт передачи продукта под реализацию.

Также важно подобрать соответствующие КВЭДы: для розничной комиссионной торговли – 4791+4799 и для оптовой – 4619.

Советы по осуществлению предпринимательской деятельности

Предприниматели при осуществлении онлайн-продаж часто допускают ошибки, которые могут иметь весьма неприятные последствия – доначисление налогов, штрафные санкции, лишение права работать на едином налоге.

Чтобы уменьшить риски налоговых проверок, не вызывать заинтересованность отдела финмониторинга банка и успешно развивать бизнес в сфере продаж, следует придерживаться некоторых рекомендаций.

  1. Регулярная проверка выписки по счетам. Покупатели иногда допускают ошибки в назначении платежей, что может обернуться для ФЛП снятием с упрощенной системы налогообложения. Ведь получение средств по незарегистрированным КВЭД является серьезным нарушением.
  2. Контроль за лимитом доходов. Превышение лимита – лишение права работать как плательщик ЕН. Рекомендуется годовой лимит по занимаемой налоговой группе разбить на 12 месяцев и следить, чтобы доход за месяц не превышал условной нормы. В случае «исчерпания» лимита дохода можно будет перейти на другую группу или изменить систему налогообложения.
  3. Регистрация торговой марки. Лучше позаботиться об этом заранее, ведь конкуренты могут воспользоваться успехом предпринимателя и «украсть» у него его же собственный бренд.
  4. Открытие счетов в разных банках. Распределение оборота между банками снизит риск осуществления финмониторинга. Если разные виды платежей разделить между банками, будет удобнее готовить налоговую отчетность.
  5. Прохождение налоговых проверок. Не стоит игнорировать письма от налоговой, за это предполагается штраф. Вместе с тем, при проверке нужно помнить о своих правах – фактическая проверка осуществляется только при наличии соответствующих документов у налоговиков; при фактической проверке банковские выписки не проверяются, а документы на кассу, работников и товары могут требоваться только при продаже рисковых товаров. Если ФЛП не согласен с результатами проверки, акт и налоговое уведомление-решение можно обжаловать в суде.

Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что онлайн-торговля открывает перед предпринимателями широкие возможности для развития собственного дела, однако требует четкого соблюдения требований законодательства. Зарегистрировать ФЛП и начать продажи можно быстро – для этого даже не всегда нужен стартовый капитал. Однако перед открытием ФЛП следует подробно разобраться с требованиями деятельности на избранной группе, правилами фискализации и ведением первоначальной документации. Такой подход поможет избежать проверок, штрафов и блокировки счетов, обеспечив стабильную работу в сфере интернет-продаж.

Как ФЛП оформить работника: необходимые документы, процедура оформления, ответственность за нарушение

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки