Как сэкономить на расходах

16 июля 2020 Пригодится для: Предприниматели

С чего начать, если решили оптимизировать расходы бизнеса.

Поработать с ассортиментом

Карантин из-за коронавируса повлиял на потребительский спрос, поэтому вам надо проанализировать свои продажи и следить за трендами.

Отчёты по продажам. Если не вели их ранее, самое время начать вести. Проанализируйте отчёты и определите товары, которые пользуются устойчивым спросом и приносят хорошую выручку, и менее востребованные товары, которые сложнее сбыть.

Логично совсем отказаться от неликвида, даже если это товар с высокой маржинальностью: незачем замораживать деньги в товаре, который неизвестно когда будет продан.

Вот два полезных инструмента для анализа. 

ABC-анализ. Показывает, какие товары, работы, услуги приносят больше денег бизнесу и от каких стоит отказаться. Это своего рода ранжирование ассортимента по степени влияния на выручку.

Какие данные нужны для проведения ABC-анализа: показатели выручки, прибыли или объёмов продаж, желательно за длительный период — несколько месяцев, полгода, год.

Чтобы определить наиболее продаваемый товар, за основу берётся выручка направления.

Анализируйте однотипные товары сопоставимой ценовой категории. Нельзя сравнивать дублёнки и футболки, местные овощи и элитный алкоголь — результат будет неточным. По каждой категории сделайте отдельный анализ, чтобы определить, какой товар из категории продаётся лучше.

Нужно ранжировать товары по объёму выручки и посчитать удельный вес каждого в общем объёме. Далее просуммировать объём нарастающим итогом и присвоить каждому товару соответствующую категорию: А, В или С.

  • А — наиболее важные, 20% продаж дают 80% выручки.
  • В — средние по важности (30% продаж — 15% выручки).
  • С — наименее важные (50% — всего 5% выручки).

Процентное соотношение может колебаться в зависимости от анализируемого показателя.

Товар Выручка Доля Накопленный итог Группа
Наушники 36000 31% 31% А
Чехлы для смартфонов 23000 20% 51% А
Защитная плёнка на экран телефона 19000 16% 67% А
Зарядка для аккумулятора 15000 13% 80% А
Портативные колонки 13000 11% 91% В
Очистители для экранов 9000 8% 99% С
Аккумуляторы 2000 1% 100% С
Всего 117000 100%

До 80% — в группу А, до 95% — В, остальное — в С.

Мы видим, что товары группы А покупают больше, значит, можно увеличить закупку или оставить как есть, а аккумуляторы и очистители можно закупать небольшими партиями.

XYZ-анализ. Определяет, какие товары из вашего ассортимента самые ходовые, а какие нет.

Это позволит контролировать закупки и остатки товаров на складе — какие товары закупать только под заказ, а чем можно смело набивать склад.

Если работаете со скоропортящимся товаром, сезонными вещами, всё же не стоит сильно увлекаться закупками под завязку, чтобы потом не думать, как распродать со скидкой.

Строится по принципу АВС-анализа, в основе те же показатели выручки, прибыли, только товары разбиваются на группы X, Y и Z в зависимости от уровня спроса.

Сравниваете объёмы выручки по месяцам, чтобы видеть колебания продаж по каждому товару. Чтобы определить конкретный товар в группу, рассчитывается коэффициент вариации.

  • Х — 0–10% (коэффициент вариации), товары с устойчивым спросом.
  • Y — 10–25%, товары с изменчивым объёмом продаж.
  • Z — от 25%, случайный спрос.

Пример отчёта XYZ

Товар Выручка, тыс. грн Коэф. вар. Группа
янв фев март апр май июнь июль
Наушники 70 65 80 68 75 76 73 7% Х
Чехлы 20 42 36 37 28 40 18 28% Z
Защитная плёнка 34 17 26 25 30 18 23 23% Y

Товары из категории Х стабильно продаютс хорошо, какой вывод: нужно, чтобы они всегда были в наличии.

Категория товаров Y: следует определить причину колебания спроса, может, товар сезонный.

Z-товары — есть смысл избавиться от излишков, если не хотите замораживать деньги в товаре, который держите просто для разнообразия ассортимента.

Управленческий отчёт о доходах и расходах

Пересмотреть условия сотрудничества с контрагентами

Советуем отказаться от невыгодных контрактов и нелояльных контрагентов.

Работа с поставщиками. Выделите лояльных поставщиков и предложите пересмотреть текущие условия поставки.

Если берёте товары под реализацию, договоритесь про возврат непроданных единиц. Это условие прописывается в договоре, а сам возврат оформляется возвратной накладной. Так вы сократите расходы и не будете накапливать неходовой товар.

Предложите платить поставщикам после того, как с вами рассчитается клиент, закупайте товары под конкретный заказ и временно откажитесь от выкупа крупных партий, или просите дисконт за объём

Планируйте закупку под спрос. Нет остатков — нет замороженных денег.

Как вести платёжный календарь

Если поставщик вы. Проведите переговоры с постоянными клиентами об изменении условий сотрудничества — платить раньше предельных сроков по договору. Для кого-то это не станет проблемой, с кем-то придётся заключить дополнительные соглашения о пересмотре сроков.

Работали с отсрочкой — сокращайте сроки отсрочки либо переходите на предоплату. Если отгружаете товар под реализацию, значит, теперь можно грузить исключительно под заказ, а не крупными партиями замораживать товар на складе покупателя.

Оптимизируйте расходы на аренду

Рассмотрите возможность выделить под субаренду часть площади, которую арендуете.

Условие о субаренде должно быть прописано в договоре аренды, и арендодатель должен быть в курсе и не возражать против того, что вы пустили субарендатора. У вас должно быть письменное разрешение арендодателя на субаренду, чтобы он не выставил вам претензий в будущем.

Как сдавать и арендовать недвижимость, если ты предприниматель

Получать доход от аренды можно, только если у вас зарегистрирован КВЭД 68.20 «Предоставление в аренду и эксплуатацию собственного или арендованного недвижимого имущества».

Вот пример: кризис ударил по многим бизнесам, и ФЛП — владельцу бутика одежды аренда магазина в ТРЦ стала не по карману. Платить 50 тыс. грн за 70 кв. м в период падения спроса — дорого, арендодатель не снижает ставку, но разрешил сдать площадь магазина под корнеры по 12 квадратов торговцам бижутерии, головных уборов и солнцезащитных очков. Каждый из субарендаторов платит по 8 тыс. грн, а в сумме 24 тыс. грн. Это почти на 50% снижает затраты на основную аренду, пополняет ассортимент товаров в магазине ФЛП и создаёт дополнительный поток клиентов. Купив очки, клиент может обратить внимание на купальник или новое платье из ассортимента предпринимателя. 

Неплохо сэкономить и на коммунальных платежах — используйте счётчики воды, датчики освещения и энергосберегающие лампы.

Накопить финансовую подушку

Финансовая подушка нужна любому бизнесу, предпринимателям тоже. Это ваш финансовый резерв на случай непредвиденных расходов, если деятельность придётся приостановить или новый поставщик захочет полную предоплату, а ещё для выплаты дивидендов, инвестирования в новые направления бизнеса.

Принцип накопления почти такой же, как при личных накоплениях: откладываете определённую сумму, которой должно хватить продержаться на плаву 3–6 месяцев.

Но для начала нужно просчитать, какую сумму сможете отложить не в ущерб бизнесу.

Например, ежемесячно вы можете отсчитывать процент от выручки и отправлять на специальный банковский счёт для целей накопления.

На какой период должно хватить денежного запаса. Всё зависит от того, для каких потребностей нужна подушка.

Как минимум финансовая подушка должна покрывать ваши ежемесячные постоянные расходы на бизнес. О каких расходах речь:

  • аренда офиса, коммуналка, интернет и связь;
  • зарплаты;
  • налоги;
  • банковское обслуживание;
  • хозрасходы.

Сумму постоянных расходов умножаете на три/шесть месяцев, это и будет ваша финподушка на случай сложных времён.

Если финансовую подушку хотите использовать для масштабирования, закупки оборудования, размер накоплений должен быть больше.

Как накопить подушку:

  1. Откройте отдельный счёт в своём банке, лучше депозитный — на сумму накоплений будет начисляться дополнительный доход в виде процентов.
  2. Ежемесячно отчисляйте комфортный процент от выручки, например 2–5%. Для каждого бизнеса это будет своя комфортная величина. Можно откладывать раз в месяц, а можно с каждого поступления.
  3. Когда понадобятся деньги, перечислите на текущий счёт.

Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки