Как на практике, можно обезопасить коммерческое наименование в нашем государстве
08 апреля 2025
Прежде всего нейминг - это то, что больше всего бросается в глаза и позволяет отличить одну компанию от другой. Особенно если существуют схожие особенности в сфере, в которые работают предприятия. Таким образом, коммерческое наименование влияет на узнаваемость на рынке и имеет прямое отношение к общему рейтингу компании.

Права использования коммерческого наименования: характерные признаки и ограничения
Обеспечение коммерческого наименования (далее КН) является необходимой составляющей любого защитного механизма для бизнеса. Особенно это играет важную роль для репутационного влияния на рынке.
Из-за идентификации благодаря КН предприятие становится узнаваемым и растет его роль в разных сферах. Поэтому сохранение и обеспечение особенностей бренда играет большую роль в условиях роста конкурентных возможностей. Мы проанализируем важные факторы, регулирующие КН в нашей стране и влияющие на общее ведение бизнеса, а также очертим проблематику в связи с его использованием.
Коммерческое наименование является средством индивидуализации предприятия, позволяющего покупателям различать компании друг от друга на рынке и быстро ассоциировать с определенной репутацией. Оно отличается от торговой марки, несмотря на некоторое сходство, однако правовая защита регулируется некоторым другим образом, о чем мы расскажем дальше.
Само наименование юрлица защищается так же, как и КН при обстоятельствах, когда оно отвечает определенным критериям согласно законам Украины. Будем разбираться по этому вопросу подробнее.Право на КН появляется сразу после его первого использования и не имеет необходимости в дополнительной регистрации (в противовес торговой марке, которую закон защищает по завершении госрегистрации).
КН может иметь в составе одно слово, словосочетание, целое или сокращенное название предприятия. Но самое важное требование – это использование наименования и узнаваемости на территории нашего государства. Охраняется право на КН в зависимости от факторов репутации в плане применения названия юрлица на рынке. Право на КН позволяет учредителю обезопасить его от применения другими субъектами в собственной деятельности. Речь идет о конкретном или похожем названии, которое потребители могут ошибочно воспринять за наименование конкретной компании.
Само название предприятия подпадает под объект интеллектуальной собственности разве что при варианте, когда ею фактически используются для обозначения предприятия с целью обойти путаницу с остальными компаниями. Здесь играет роль ее репутация, она основана на применении наименования в деятельности компании.
Какая разница между коммерческим наименованием и торговой маркой
Право на КН появляется сразу после его первого использования, о чем мы уже упоминали. А вот у торговой марки (далее ТМ) процесс определенной госрегистрации. Бывает, что КН зарегистрирован как ТМ. В этом случае необходимо использовать правовые нормы, которые распространяются на ТМ. Таким образом, существуют законные меры, чтобы противодействовать посторонним лицам применять в собственной деятельности аналогичные или схожие обозначения схожей или аналогичной продукции и услуг, если такое обозначение уже прошло регистрацию.
Во время спора имеющий право собственности на КН вправе добиваться прекращения использования однотипного наименования даже в той ТМ, которая уже прошла госрегистрацию в случае, если его наименование появилось гораздо раньше.
Однако, если право на ТМ подлежит лицензированию, то право на КН напротив и у предприятия нет возможностей предоставлять кому-то разрешения на его применение и использование. То есть предприятие имеет право пользоваться КН собственноручно или запретить кому-либо другому им пользоваться. И право на КН передается исключительно вместе с передачей бизнеса в целом.
Предприятие вправе применять КН лично или защищать это право от использования остальных предприятий-конкурентов.
Таким образом, в споре о правах на КН и ТМ доменным именем, первоочередное право на КН имеет решающее значение для того, чтобы запретить в использовании ту или иную ТМ или вообще отозвать регистрацию домена. Более того, право на КН может помешать в госрегистрации конкретной ТМ. Ссылаемся на статью 5 ЗУ «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», согласно которой невозможно зарегистрировать ТМ обозначения, аналогичные или похожие настолько, что есть возможность спутать их с уже существующими и известными в государстве КН, право на которые принадлежит посторонним и было утверждено к вероятной заявке на регистрацию новой ТМ.
Есть в том числе и противоположные варианты. Например, постороннее лицо подает на регистрацию ТМ на КН, но в случае если не удается доказать первоочередное право на КН, то в результате может возникнуть запрет на использование КН.
Защита прав на коммерческое наименование
У предприятий бывают одинаковые КН при условии, когда это не путает клиентов по их продукции и услугам. Защита КН действенна, когда нужно помешать его применению остальными субъектами. Когда определенное предприятие берет и использует схожее наименование, то в этом случае вполне может идти речь о нарушении прав. Речь идет прежде всего о том, если само название позволяет вводить клиентов в заблуждение.
Приведем такой пример. Существуют два предприятия, одно из которых называется ООООбщество с ограниченной ответственностью "Аверс-Трейд" и производит кондитерскую продукцию, а другое ООО "Аверс-Т" работает на рынке недвижимости. Однако в случаях, когда деятельность в определенной сфере пересекается или одинакова, в частности обе компании действовали бы на рынке недвижимости, то здесь может возникнуть путаница и введение клиентов в заблуждение. Таким образом, можно применять принцип защиты прав на КН.
Предприятие в таких случаях обращается в судебные органы для защиты прав в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) по поводу недобросовестной конкуренции. Предположим, у вас есть конкурент и таким образом планирует увеличить собственную базу клиентов и переманить их с применением вашего КН. Здесь у АМКУ есть все шансы рассмотреть этот случай как нарушение антимонопольного законодательства Украины.
При нарушении прав на КН предприятие может воспользоваться этими механизмами защиты:
- Подать возражения против регистрации ТМ, которая пользуется действующим КН;
- Требовать признание ТМ недействительной через суд, когда право на КН появилось к дате появления заявки на госрегистрацию ТМ;
- Требовать остановки применения КН, в частности, исключить необходимые отметки из самого названия юрлица, ведь такие действия рассматриваются как недобросовестная конкуренция.
Недобросовестная конкуренция играет решающую роль в возможных рисках на предприятии, применяющем КН. Если кто-то берет и пользуется известным наименованием, которое не имеет права, то это вводит клиентов в заблуждение и способствует их переманиванию. Здесь необходимо оперативно отозваться на нарушения и обезопасить собственную КН и ТМ.
Когда мы сталкиваемся с тем, что какое-то предприятие пользуется однотипным или аналогичным КН, то есть повод апеллировать к АМКУ и написать заявление о нарушении закона о защите от недобросовестной конкуренции и применении штрафных санкций. Здесь недобросовестная конкуренция содержится в неправомерном применении КН без согласия на то субъекта хозяйствования, который пользовался им или похожим на него обозначением в хозяйственной деятельности, что несет риски для деятельности.
АМКУ в этих случаях имеет право приказать нарушителю воздержаться от применения подобного наименования и выписать штраф в размере до 5% прибыли за последний отчетный год. Здесь необходимо помнить, что обращение в АМКУ ограничивается сроком в 6 месяцев со дня, когда предприятию стало известно, чтобы узнать о нарушении собственных прав.
Верховный Суд по делу № 910/11304/21 отмечает, что предварительным условием рассмотрения подобных производств является существование конкурентных отношений между субъектами хозяйственной деятельности.Таким образом, АМКУ возможно рассмотрение заявлений исключительно в значении хозяйственной деятельности, где существуют вопросы добросовестности или недобросовестности относительно применения подобных наименований.
Если нарушение прав на КН осуществляется за пределами конкурентных отношений (например, между неприбыльными организациями), то защита прав в этом случае происходит через судебную систему.
Необходимо внимательно относиться к этому вопросу, ведь распространенным вариантом защиты КН, несмотря на все, остается обращение в суд с требованиями о нарушении прав, запрете использования, требовании внести нужные правки в учредительные документы путем регистрационных действий по поводу замены наименования лица, нарушившего закон и возмещения причиненного ущерба. (если она была). Здесь нужно внимательно доказывать приоритет собственного права интеллектуальной собственности на КН (упоминание о первоочередном применении наименования) и обосновать, каким образом существование конкретного наименования в другой компании или организации нарушает права и интересы предприятия (вводит в заблуждение клиентов, вредит деловой репутации или применяется для раскрутки) наименование на волне популярности среди клиентов).
В случаях, когда речь идет о разрешении споров по поводу КН мы учитываем следующие факторы:
- Время, когда КН приобрело популярность;
- Факт применения КН в хозяйственной деятельности;
- Популярность и репутация владеющего КН;
- Вероятность путаницы в деятельности предприятий в связи с сходством КН и введение клиентов в заблуждение;
- Конкуренция на рынке продукции или услуг.
В реальности, основополагающим фактором является фактическое применение КН в хозяйственном обращении, первоначальность его применения. Берем то же дело № 910/11453/21, где суд отказал в защите прав на КН, потому что не было путей доказывания фактического применения конкретного наименования непосредственно правообладателем.
КН остается существенным активом предприятия, ведь благодаря ему конструируется его репутация и появляется популярность на рынке. С целью удачного ведения бизнеса при конкуренции необходимо оберегать собственные права на название и быстро давать справедливый ответ на каждую попытку ее неправомерного применения. Клиентам необходимо исчерпывающе гарантировать, что ваше предприятие имеет такую репутацию из-за использования КН, а для этого его следует защищать во избежание досадных случаев, когда потребителей кто-то может ввести в заблуждение.
Дробление бизнеса - основание для осуществления финансового мониторинга
Защита КН поможет вам сохранить свою репутацию и уберечь себя от неправомерных действий конкурентов.
КН и ТН отличаются, в частности, тем, что право на использование первого начинает действовать сразу после его первого применения без потребности в госрегистрации.
Если какое-либо предприятие использует схожее или аналогичное вашему КН, то это может ввести клиентов в заблуждение и переманить их. Ущерб наносится также репутации вашей компании.
При нарушении прав на использование КН целесообразно обращаться в АМКУ или в суд.
Тщательное доказательство факта, что ваше КН появилось раньше, поможет лучше решить вопрос защиты прав компании.