Бизнес: ферма зелёных салатов

14 октября 2021 Пригодится для: Предприниматели

Максим Киричко – основатель фермы для выращивания зелени. В интервью на канале DANTES в проекте «Я делаю бизнес!» он рассказал, как создавал свой стартап. Ostapp Journal публикует самое интересное из беседы.

Бизнес: ферма зелёных салатов

Максим Киричко (33) придумал вертикальную ферму для выращивания зелени. Ещё пять лет назад он благополучно работал бизнес-аналитиком и рассказывал людям как им распоряжаться деньгами, чтобы их становилось больше, а потом «опа» и сам решил основать стартап на двоих с другом.

МК: У меня есть друг, с юных лет ему было интересно выращивать всякое-разное, причем выращивал он нестандартными методами. Мог выращивать что-то дома, например, у себя в шкафу и так далее. Со временем мы решили масштабировать это его увлечение, объединить моё «задротство» и его любовь к живому.

Каким образом пал выбор на салат, а не на помидоры и огурцы?

МК: Разные растения потребляют разное количество света. Для того чтобы вырастить зелень нужно меньше света чем помидору, а так как у нас солнце всё платное и мы учитываем сколько света нужно будет инвестировать в продукт. Помидоры с огурцами — это для нас такой next step.

Как ты это все узнал? Есть друг, который знал, как выращивать, ну а дальше?

МК: Эксперименты.

Ты ушел сразу с бизнеса, в котором был?

МК: Мы провели буквально там две-три итерации эксперимента в гараже, и после этого ушел. 

Вы используете диодную ленту?

МК: Диоды, причем профессиональные, топовые. Они имитируют тот световой спектр, который оптимален именно для этих растений, этого сорта. Мы управляем здесь всеми параметрами питания, климата и света в том числе. Мы можем создавать ночь любой длины, делать её короче или длиннее, можем вообще пропустить, запустив сразу закат, а потом рассвет.

От этого как-то меняется вкус?

МК: Конечно.

Когда в гараже получилось, ты сразу решил «вальнуть» (сколько здесь стеллажей?)? 

МК: Нет. Был сначала один, по-моему, даже один этаж от стеллажа.

Где ты увидел эту технологию?

МК: Ну, какие-то элементы мы посмотрели, спасибо Youtube, дальше, сделать из этого систему, которая может работать так, чтобы живой организм вырос, так как это довольно хрупкая вещь, а не металл, например, потому что, что-то не нравится растению и у тебя не получилось. Мы уже сами крутили, пробовали, чтобы сделать из этого систему.

Ты не помнишь, сколько тебе нужно было денег для старта вот такого одного этажа?

МК: На старте, по-моему, планировали тысяч пятнадцать – двадцать.

Это чего?

МК: Долларов. Думали, хватит начать, что-то сделать, а вышло где-то 40–50 тысяч на старте.

В этот момент я был охренел.

МК: Мы и охренели, на самом деле даже чуть раньше. Нужно было найти помещение, мы как бы уперлись в это. Небольшой гараж был ok, но нужно было масштабировать, это должно было быть подземное помещение, в нем нужен был свет и много. А часто, когда объект проектируется, в подвалах жилого дома не закладывается лимит по электроэнергии. Нам нужно было много света установить, а рассчитано на какие-то две лампочки.

То количество электроэнергии, которое мы потребляем, потребляет жилой дом, высотка.

Ничего себе, ты платишь за электроэнергию.

МК: Поэтому поиск помещения, которое подходило бы нам по ряду параметров, заняло около 8 месяцев. Если мы говорим о стартапе в целом, то помимо инвестиций, там необходима ещё и устойчивая психика.

Например, ты упираешься в какой-то вопрос на 9 месяцев, просто стоишь на месте и ничего не происходит, а родители и друзья просят вернуться к старой деятельности, где всё было предсказуемо и хорошо.  Этому нужно учиться противостоять. У меня сомнений не было в этом проекте, сразу появилась необъяснимая уверенность в том, что я делаю то, что нужно и то, что я хочу.

Можешь сказать месячную плату за электроэнергию и воду?

МК: На этой ферме: 200 тысяч гривен.

А салатик в рознице сколько стоит?

МК: Около одного евро, может чуть дороже.

Он продается в наших магазинах и за границей?

МК: Сейчас разбираемся с экспортом, евро сертификация у нас есть.

Но для этого тоже нужны деньги.

МК: Даже когда денег нет, сложнее все равно по времени, чем финансово. В Украине, если ты хочешь выйти на такой уровень, тут вопрос не в том, сколько потребуется денег, а за сколько времени ты сможешь достигнуть этого уровня. Наша тема, например, чисто экспериментальная штука. Как это делается в Украине, думаю знает очень немного людей, в мире, может, чуть больше, но тоже не много. Так что, тут скорее вопрос в том, что в технологическом бизнесе важно понять технологию быстрее чем окружающие тебя люди, хотя бы локально.

То, что ты делаешь с командой, с одной стороны успешный грамотно построенный бизнес, а с другой, чистой воды авантюра и эксперимент, потому что у нас стране мало кто вообще рискует ввязываться в сложные технологические производства с гидропоникой, все лучше по старинке засеют поля пшеницей, там все понятно, да и сами зеленые салаты только-только становятся популярными. Половина из нас, до сих пор, при слове салат представляет не вот это вот все, а салат из крабовых палочек и шубу.

Изначально, мы работали на базарах, но трудность была в том, что все привыкли, что нормальный салат — это салат, выращенный бабушкой, на огороде, а не вот эти вот ваши нано-истории. Нам нужно было каким-то образом стать ближе к бабушке в селе, то есть стать ближе к народу.

Сколько прошло времени с момента поиска помещения и до последнего этапа, когда уже построили эти стеллажи?

МК: Мы с другом начали первые эксперименты в 2015–2016 г., полгода ушло на это. Потом мы адаптировали технологию так, чтобы продукт выглядел, и по вкусу был таким, что можно было его продавать, а не просто вырастить для себя.  После уже были базары, на этапе с которыми мы смогли протестировать продажи и понять свои ошибки, систематизировав всё, пошли в рестораны, которые системно оплачивают и заказывают. Потом «ковид, добрый вечер!» и рестораны на паузу.

Сейчас работаем с торговыми сетями. они самые сложные с точки зрения работы. С ними ты всегда как младший брат, типа есть большой чувак, который тебе говорит как, а у тебя не всегда есть возможность. Мы работаем с Ашан, Novus, Varus, «Коло», «Фора», Wine Time, «Рост» и так далее.

Насколько это экологично?

МК: Экологичнее, чем обычный продукт. Воды здесь тратиться в 20 раз меньше чем на поле. Там (на поле — ред.) ты полил, у тебя вода ушла под землю, хочешь ещё полить, давай ещё воды.  У нас система другая: есть вода, которая где-то там подготавливается, она попадает в нижний бак, от нижнего бака она насосом подымается наверх, а уже сверху змейкой спускается обратно, в нижний бак. Таким образом оно как бы кружит, мы используем одну и ту же воду около двух недель, поэтому расход воды у нас смешной, в сравнении с плантациями на открытом грунте. 

Есть еще такая штука, как углеродный след. 

Например, для того, чтобы ты поел помидор, нужно чтобы эта помидорка доехала с Израиля, на это тратится бензин, автомобильные испарения и прочее, таким образом, этот помидор оставляет за собой след.  Наши фермы мы ставим непосредственно внутри городов, максимально близко к конечному потребителю. Соответственно углеродный след уменьшается в разы.

Сколько времени должно пройти, чтобы вырос готовый продукт?

МК: Нам нужен где-то месяц, на поле – два.  Микрогрину достаточно 1,5 недели.

Какие планы на будущее, что планируете выращивать в ближайшее время?

МК: Сейчас, мы смотрим на ягоду, может быть клубнику.

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки