Договор о предоставлении услуг

11 сентября 2020

Договором о предоставлении услуг оформляются услуги перевозки, транспортного экспедирования, комиссии, поручения, хранения, займа, маркетинговые и юридические услуги и т. п.

В чём разница между договорами подряда и предоставления услуг

По договору о предоставлении услуг предоставляются услуги, по договору подряда выполняются работы.

  1. По договору подряда — заказчик оплачивает результат, который готов принять, а не процесс. Результат работы всегда материален и потребляется после принятия заказчиком.
  2. По договору о предоставлении услуг — заказчик оплачивает действия, которые приводят к результату, т. е. процесс. Результат нематериален, а услуга потребляется в процессе предоставления.

Бывают услуги с овеществлённым результатом, например, вы платите за юридические услуги, а как результат получаете текст договора, правовое заключение и пр.

Пример.

У вас школа иностранных языков, вы предоставляете услуги по обучению английскому и испанскому. Результатом будет приобретение знаний и навыков владения иностранным языком — это нематериальный результат. Человек приобретает знания постепенно, пока учится. Вам платят за образовательный процесс, а не за знание языка (многое зависит и от ученика).

А вот ремонт помещения — подряд. Результат материальный — отремонтированное помещение. Оплачиваем результат работы, а не процесс, и пользуемся результатом после его принятия.

При всём этом в перечень услуг в сфере бытового обслуживания ГК 201-01-2001 входит изготовление обуви, а транспортно-экспедиторская услуга согласно закону определяется как работа,

Стороны договора

Заказчиком и исполнителем (ч. 1 ст. 902 ГКУ) в рамках договора о предоставлении услуг может быть обычное физлицо, ФЛП или юрлицо.

Если физлицо заказывает услугу для себя, не связанную с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей работника, на такие правоотношения будет распространяться Закон «О защите прав потребителей».

Что предпринимателю нужно знать о правах покупателей

Как исполнитель вы можете предусмотреть право привлекать других лиц для выполнения обязанностей по договору, но отвечать перед заказчиком за нарушения будете вы.

Термины и определения

Термины в договоре расшифровывают, чтобы стороны одинаково понимали их значение. Например, в договоре предусмотрено направление заявки исполнителю с перечнем услуг, которые нужно предоставить. Если не прописать, что такое заявка, её вид и форму, то в процессе работы возникнет недопонимание.

Предмет договора

Предмет договора определяет, какая услуга предоставляется заказчику. Бывает, что услуга включает большой перечень «подуслуг», тогда перенесите эту информацию в приложение.

Например, предоставление юруслуг может включать составление договоров, письменные и устные консультации, представление и защиту интересов в суде и т. п.

Определение услуг можно расшифровать в разделе «Термины и определения».

Обязательно укажите, в каком объёме предоставляется услуга, сколько рабочего времени будет затрачено, как оно считается (например, расчёт времени адвоката), в какие сроки услуга будет предоставлена, а также доптребования к предоставлению услуги.

Эта информация ляжет в основу акта приёма-передачи оказанных услуг.

Цена

Цена может быть фиксированная и устанавливаться по договорённости сторон, или содержать порядок и способы её определения.

Если цена фиксированная, а услуга не содержит подуслуг, укажите цену в тексте договора.

А вот когда услуга содержит подуслуги с различной ценой и этапами исполнения или способ определения цены сложный, её можно вынести в приложение. 

По согласованию с контрагентом цену можно изменить после подписания договора. Такие изменения оформляют допсоглашением к договору.

Расчёты с контрагетами: предоплата, отсрочка платежа, оплата частями

Способ оплаты:

  • предоплата;
  • поэтапная или почасовая оплата;
  • оплата по факту предоставления услуги;
  • оплата за достижение положительного экономического эффекта (бонусы);
  • смешанный способ.

Обязательно прописывайте срок оплаты и момент, с которого он стартует.

Для исполнителя разумно работать по предоплате, ведь услуга не товар, и в случае неоплаты её назад не вернёшь.

Срок оплаты в договоре не указан. Исполнитель вправе требовать оплату в любой момент, а заказчик обязан произвести оплату не позже 7 дней с момента получения такого требования (ч. 2 ст. 530 ГКУ). 

Цену можно указать в привязке к валюте. Вообще денежные обязательства на территории Украины должны исполняться в гривнах (ч. 1 ст. 533 ГКУ), но допускается использование денежного эквивалента в валюте (ч. 2 ст. 524 ГКУ). Такие моменты предусматривают в договоре, тогда в день оплаты заказчик оплачивает услугу в гривнах по текущему курсу доллара США или евро.

Можно предусмотреть и иной порядок определения суммы платежа, например, что перерасчёт происходит, если гривна подешевела относительно доллара на какой-то значительный для вас процент, его надо определить заранее в договоре.

Срок действия договора

Это время, в течение которого существуют обязательства сторон по договору. Устанавливается по договорённости сторон, начинает отсчёт с момента подписания договора.

Срок действия договора не может быть меньше срока исполнения обязательств по договору.

Если планируете долгосрочное сотрудничество, добавьте пункт об автоматическом продлении договора после окончания на тот же срок. Чтобы не пропустить дату окончания и каждый раз не подписывать новый.

Даже после окончание срока действия договора стороны несут ответственность за нарушения, которые допустили во время действия договора.

Права и обязанности сторон

В рамках этой статьи мы не сможем дать примеры всех возможных прав и обязанностей, т. к. у каждой услуги свои особенности. Обязанности исполнителя, предоставляющего юридические услуги, отличаются от обязанностей исполнителя, который предоставляет ритуальные.

Избегайте двусмысленности в формулировках и конкретизируйте, что подразумеваете.

Так неправильно

Обязанности исполнителя:

Обеспечить в пределах предоставленных полномочий охрану «объекта» от хищения.

А вот так правильно

Обязанности исполнителя:

1. Обеспечить в пределах предоставленных полномочий охрану «объекта» от хищения путём:

1.1. Осуществления на «объекте» утверждённого Заказчиком пропускного режима, в том числе недопущения проникновения посторонних лиц на «объект», а также не санкционированного Заказчиком пребывания его работников на «объекте» в определённое Заказчиком время.

1.2. Контроля за ввозом и вывозом (вносом и выносом) товарно-материальных ценностей на территорию «объекта» по материальным пропускам.

1.3.    …

Возможные формулировки при описании прав исполнителя:

  • получать оплату за предоставленные услуги в соответствии с условиями договора;
  • требовать от заказчика передачи согласованной информации (в т. ч. документов, рекламных материалов) или материалов, необходимых для оказания услуг (обязательно надо указать способ передачи);
  • при невозможности исполнения договора, возникшей по вине заказчика, требовать оплаты в полном объёме, предусмотренном договором (ч. 2 ст. 903 ГКУ);
  • при невозможности исполнения договора, возникшей не по вине исполнителя, требовать выплаты разумной платы (ч. 2 ст. 903 ГКУ). Разумная плата определяется исходя из обычной цены (рыночной цены) на аналогичные услуги на момент заключения договора;
  • предусмотреть право на компенсацию расходов, понесённых до момента наступления невозможности исполнения договора;
  • возможность действовать без согласования, но в интересах заказчика в случае возникновения непредвиденных обстоятельств по вине третьих лиц;
  • в любой момент отказаться от договора при условии возмещения заказчику понесённых убытков;
  • расторгнуть договор в одностороннем порядке в согласованном в договоре случае.

Возможные обязанности исполнителя:

  • предоставить услугу в установленном объёме и в установленный срок, в согласованном месте;
  • документально оформлять действия, совершение которых признаётся предоставляемыми услугами;
  • сохранять конфиденциальность информации, ставшей известной во время предоставления услуг;
  • вернуть всё полученное от исполнителя (документы и т. п.) для предоставления услуг;
  • составить и направить заказчику акт приема-передачи оказанных услуг в согласованный срок.

Возможные права заказчика:

  • ставить задачи для исполнения, формулировать проблемы, ситуации, которые надо решить в рамках предоставляемых услуг;
  • истребовать возврат документов, переданных исполнителю для оказания услуг;
  • предусмотреть возможность в любой момент отказаться от договора при условии возмещения исполнителю убытков;
  • расторгнуть договор в одностороннем порядке в согласованном в договоре случае и в согласованный срок.

К обязанностям заказчика может относиться:

  • в указанные в договоре сроки оплачивать услуги;
  • передать исполнителю информацию (в т. ч. документы, рекламные материалы) или вещь, необходимую для оказания услуг;
  • своевременно подписать и отправить заказчику акт приёма-передачи оказанных услуг или мотивированный отказ;
  • не требовать совершения юридических действий, противоречащих положениям законодательства;
  • сообщать исполнителю о любых изменениях и событиях, влияющих на надлежащее исполнение услуг исполнителем;
  • оплатить услуги исполнителя в полном объёме, предусмотренном договором, в случае невозможности исполнения договора по вине заказчика (ч. 2 ст. 903 ГКУ);
  • оплатить услуги исполнителя в разумном размере в случае невозможности исполнения договора, возникшей не по вине исполнителя (ч. 2 ст. 903 ГКУ);
  • компенсировать исполнителю расходы, понесённые до момента наступления невозможности исполнения договора;
  • компенсировать исполнителю расходы, понесённые им до момента наступления невозможности оказания услуги не по его вине.

Гарантии качества

Тут всё просто: результат услуги должен обладать свойствами, указанными в договоре. Значит изначально нужно качественно прописать, что ожидаете получить по факту.

Гарантии качества могут распространятся на результат предоставленной услуги в целом, а в определённых видах услуг — на период после предоставления, который заранее оговаривается (например, зубной протез, изготовленный в ходе оказания медицинских услуг).

Как принимать услугу

Пропишите, что является результатом предоставления услуг, что передаёт исполнитель и что является подтверждением того, что услуга предоставлена.

Традиционно факт предоставления услуг подтверждается подписанием акта приёма-передачи предоставленных услуг обеими сторонами.

Акт — это не просто формальная бумажка, а первичный документ, на основании которого вы обязаны вести учёт; он подтверждает получение-предоставление услуги. Описывайте суть услуг максимально подробно.

Хранить акт нужно минимум 1095 дней с момента подачи налоговой отчётности, для составления которой он использовался (ч. 3 ст. 44 НКУ). Его могут потребовать налоговики, когда будут проводить проверку (пп.пп. 16.1.5 и 85.4 НКУ).

Если предоставляете маркетинговые, рекламные, консультационные услуги, внимательно составляйте акты и дополнительные документы (отчёты, заключения, медиапланы и т. п.). Налоговики с недоверием относятся к такой деятельности ФЛП, подозревают в обналичивании денег.

Подписывать акт должен только тот, кто уполномочен это делать (директор предприятия, ФЛП или лицо, которому выдана соответствующая доверенность).

Полный перечень обязательных реквизитов акта есть в п. 2 ст. 9 ЗУ № 996.

Первичные документы у предпринимателя

Ответственность

В договоре обязательно определять ответственность сторон и порядок её применения. Прописывают её в отдельном разделе.

Ответственность можно предусмотреть за любое нарушение условий договора, например за несвоевременное предоставление услуг, несвоевременную оплату, передачу материалов (документов, вещей), необходимых для предоставления услуги, и т. п.

Виды ответственности: штраф, возмещение реальных убытков или упущенной выгоды — обычно эти суммы больше стоимости заказа.

Пропишите, что оплата штрафа и убытков не отменяет обязанности выполнить свои обязательства по договору.

Можно указать основания освобождения от ответственности.

Форс-мажор

Форс-мажор — это обстоятельство непреодолимой силы, которое стороны не могли предвидеть и из-за которого не могут выполнить свои обязательства. В договорах обычно предусматривают освобождение от ответственности в случае наступления таких обстоятельств.

Но это не значит, что обязанности вообще не придётся выполнять.

Пропишите достаточный срок для получения документов, подтверждающих форс-мажор (обычно сертификат ТППТоргово-промышленная палата), на случай ажиотажа.

Что ещё учесть в договоре

  1. Для предоставления некоторых услуг есть дополнительные требования. К примеру, для предоставления услуг в сфере бытового обслуживания нужна регистрация ФЛП. Для юрлица — определённая организационно-правовая форма (например, ломбард может быть только полным обществом).
  2. Может понадобиться помещение, оборудование (охранные услуги) или лицензи (охранные, медицинские, ветеринарные услуги) и т. п.
  3. Зарегистрированный КВЭД у исполнителя, по которому он вправе предоставлять конкретную услугу, особенно это касается единщиков.
  4. Изменения и дополнения, устные договорённости составлять только в виде письменных приложений или допсоглашений и подписывать сторонами.
  5. Положения договора, информация, которая передаётся исполнителю может быть конфиденциальной, поэтому обязательно предусмотрите пункт про конфиденциальность в разделе «Права и обязанности сторон».
  6. Если договор заключаете в электронной форме (приравнивается к письменной ст.ст. 205207 ГКУ), — пункт об этом должен быть прописан в договоре.
  7. Не торопитесь считать договор заключённым, пока не получите экземпляр с подписями сторон.
  8. Для оперативного обмена информацией и связи указывайте: способ связи, контакты, почтовый адрес, точные реквизиты банковского счёта. 

Подписывайтесь только под тем, что понимаете

Александр Пидворчан, юрист (pidvorchan@gmail.com)

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки