Что предпринимателю нужно знать о правах покупателей

18 сентября 2019 Пригодится для: Предприниматели

Права ваших клиентов и покупателей защищает Закон о защите прав потребителей. Действует для наземных и интернет-магазинов, в общепите, при предоставлении бытовых услуг и услуг по письменным договорам.

Продавать качественную продукцию

Если ФЛПФизическое лицо — предприниматель продаёт какую-либо продукцию или оказывает услуги, значит он гарантирует, что они качественные и безопасные. По факту окажется, что это не так, — отвечать продавцу.

Поэтому ваша задача отслеживать, чтобы в продажу не попал фальсификат или просрочка. Вы не можете продавать подделки и оправдываться тем, что вы ни при чём и закупили такой товар у поставщика.

Не нужно выражать недовольство, если покупатель просит показать ему документы, подтверждающие качество продукции, — это его право (ст. 6 ЗУ № 1023). Просит — обязаны показать. Ведь не всегда качество товара можно определить по внешнему виду.

Ваши услуги по умолчанию должны быть безопасными и качественным, соответствовать нормам и техническим регламентам, установленным для сферы, в которой вы работаете, — торговли, общепита, парикмахерских услуг и пр.

Требования к качеству, техрегламенты, требования по безопасности устанавливает и контролирует государство.

Торгуете товарами без сертификатов. Штраф 50% стоимости партии такого товара, но не меньше 170 грн.

Как оформлять возвраты

Информировать потребителя

Ещё до покупки у человека должна быть вся информация о товаре / услуге — как использовать, какой состав, кто производитель, стоимость.

Вот список исчерпывающей информации о товаре, которую должен предоставить производитель:

  • наименование, название или знак для товаров и услуг, под которым они реализуются;
  • свойства — количество, вес (масса, объём и т. п.), как использовать;
  • если в составе есть вредные для здоровья вещества — предостережения относительно применения продукции (если установлено нормативкой);
  • отметка о наличии в составе ГМО;
  • цена, условия и правила покупки;
  • дата изготовления; срок годности/службы, информация о том, как действовать потребителю, если сроки прошли, какие последствия могут быть, если не совершить этих действий;
  • информация об условиях хранения;
  • перечень гарантийных обязательств производителя (исполнителя — в случае предоставления услуг);
  • правила и условия использования;
  • наименование и адрес местонахождения изготовителя (исполнителя, продавца), адрес, куда потребителю отправлять претензии, адреса предприятий, где производится ремонт и техобслуживание;
  • информация о сертификации для продукции, которая подлежит ей.

Где должна быть информация

Информацию о продукции размещают на упаковке, этикетке, в инструкции, сопроводительных документах, маркировке.

Она может размещаться на месте продажи, предоставляться по запросу, в том числе дистанционно с согласия потребителя (почта, телефон).

Если торгуете через интернет-магазин, в описании каждой позиции нужно дать исчерпывающую информацию: о размерной сетке и цветовой гамме, рекомендации по уходу, использованию и хранению, состав, срок годности, данные о производителе и пр.

Не забывайте об уголке потребителя, информацию о товарах и услугах можно разместить и там, чтобы у покупателя не было претензий.

Уголок потребителя в салоне красоты

Цена (тариф), условия/правила покупки. За это отвечаете вы как продавец. В магазинах и торговых точках у каждого товара должен быть ценник, на котором указана не только цена за штуку/вес/упаковку, но и обязательные сведения.

Как оформлять ценники на товар

Если выявили недостоверную информацию, которая вредит жизни, здоровью или имуществу потребителя, то производитель (продавец) в течение недели должен изъять эту продукцию из продажи и привести информацию о ней в соответствие.

Нет информации или она неполная

Покупатель имеет право вернуть товар, расторгнуть договор и требовать возместить убытки, если вы своевременно не предоставили ему необходимую информацию, скрыли важные детали или вообще даёте ложную информацию (ч. 7 ст. 15 ЗУ № 1023):

  1. Уже после подписания договора выяснилась, что продукция не обладает необходимыми свойствами, на которые рассчитывал покупатель, а вы не предоставили ему нужную информацию вовремя. Человек вправе расторгнуть договор и требовать возместить ему убытки.
  2. Продукцию невозможно использовать по назначению. Вы не предупредили клиента, а значит, он вправе требовать предоставить надлежащую информацию в короткий срок, и у вас есть на это не больше месяца. Не предоставите — потребитель вправе расторгнуть договор и требовать возместить убытки.
  3. Причинён вред жизни, здоровью или имуществу человека, и всё из-за того, что не представили информацию. Право клиента — потребовать у вас как продавца или исполнителя (производителя) возмещения убытков, причинённых принадлежащим ему природным объектам и др.

Если не позаботились о необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции или продавце, штраф — 30% стоимости партии товара, работ, услуг, но не меньше 85 грн.

Безопасность и срок годности

Право человека на покупку продукции, безопасной для жизни, здоровья и окружающей среды, его имущества, зафиксировано в ст. 14 ЗУ № 1023.

Товары должны быть безопасны при обычных условиях использования, хранения и транспортировки.

К вопросам безопасности относится и срок годности или эксплуатации. Использовать товары (результаты работ) после этого срока опасно и вредно.

Сроки безопасного использования товара производители указывают на упаковке или этикетке, но по закону вы всё равно должны предупредить потребителя об этих сроках и рисках и о том, что делать, если срок закончился.

В идеале это должно работать так: производитель информирует продавца о специальных условиях для безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации, а продавец — потребителя.

Переклеивание, затирание сроков годности — это нарушение закона. Когда клиент обнаружит это, он вправе вернуть товар, забрать деньги и пожаловаться на вас в спецорганы.

Штраф за продажу товара, у которого истёк срок годности, — 200% стоимости остатка партии просроченного товара, полученной для реализации, но не менее 85 грн.

Изготовили или продали товары, которые не соответствуют нормам безопасности для жизни, здоровья. Штраф 300% стоимости партии такого товара, но не меньше 425 грн. Для единщиков размер этого штрафа 850 грн.

А ещё у покупателя есть право на возмещение морального и материального ущерба от покупки некачественного или бракованного товара (ст. 22 № 1023). 

Отстоять свои интересы, защитить нарушенные права он может через суд или обратившись в другие уполномоченные органы.

Гарантийное обслуживание

Перечень технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному обслуживанию или замене, есть в постановлении КМУ № 231

Продаёте такие товары — обязаны обеспечить техобслуживание и гарантийный ремонт в течение срока службы.

Покупатель в период гарантийного срока обнаружил, что купил некачественный товар, а вы как продавец отказались вернуть деньги, устранить недостатки или уменьшить цену на такой товар — вас могут оштрафовать в 10-кратном размере стоимости продукции исходя из цены, которая была на момент покупки товара, но не меньше 85 грн.

Убытки ФЛП из-за некачественного товара производителя

Если товар некачественный и покупатель возвращает его, требует вернуть деньги, компенсировать ущерб — отвечает продавец. Так вот, если продавец понёс убытки из-за производителя товара, производитель должен их возместить в течение месяца. Даже если этот продавец — импортёр.

Обязательно пропишите в договоре, в каком порядке будут возмещаться убытки, которые понесёте из-за некачественного товара.

Спрашивают

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки