Дропшиппинг в качестве разновидности интернет-торговли

14 июня 2023

Осуществление торговли различными товарами и услугами в сети Интернет в особенности в эти сложные времена приобретает всё большую популярность в качестве вида хоздеятельности как в среде предпринимателей, так и юрлиц.

Дропшиппинг в качестве разновидности интернет-торговли

В данном материале обсудим нюансы такого интересного вида интернет-торговли, как «дропшиппинг», - когда товары проходят мимо интернет-торговцев. Поэтому последние не нуждаются ни в товарных запасах, ни в наличии складского помещения.

Давайте рассмотрим процесс оформления дропшиппинга, а также нюансы осуществления подобного вида торговли.

Что представляет собой дропшиппинг?
 

Определение схемы труда

Дропшиппингом принято называть проведение продаж товаров в сети Интернет через посредников (дропшипперов). Также ещё определяют в качестве дропшиппинга «прямую поставку» (буквальный перевод с английского имеет именно такое значение), поскольку товар отправляется в адрес покупателя напрямую от производителя, оптового торговца/импортёра и т.п. при этом оплата товара посредником, как правило, происходит после получения оплаты от покупателя за подобный товар.

Дропшиппер пересылает подробности заказа напрямую поставщику, которые проводит выполнение всех работ по упаковке и пересылке товара в адрес покупателя.

При этом отправление проводится от имени дропшиппера, о чём заключается непосредственное соглашение с поставщиком. В заранее установленный срок (в зависимости от характера оплаты товара) дропшиппер посылает в адрес поставщика средства в качестве оплаты подобного товара.

Из полученных дропшиппером средств в качестве оплаты за реализованный товар его гешефт состоит из разницы между розничной ценой, по которой он реализовал товар в Интернете, и оптовой ценой, по которой он производит расчёты с производителем, оптовым торговцем и и.п.

Зачастую дропшиппинг проводится посредством интернет-магазина или интернет-аукциона, на которых дропшиппер выставляет, рекламирует, продаёт товары от других производителей/импортёров/продавцов.

Каковы преимущества?

Дропшиппинг для посредников – отличается удобством схемы продаж, которая не предполагает больших денежных вложений.

Важно понимать! Дропшиппер не задействован в товарных хлопотах (хранение, получение, отправление товаров), так как эти обязательства берёт на себя сам отправитель-поставщик.

Однако для покупателя проведение закупок через дропшипперов способно предполагать наличие определённых рисков. По данной причине им лучше договариваться напрямую с производителем (импортёром) или дистрибьютором. Однако как же без посредников?

Оформление договорных отношений
 

Варианты соглашений

Зачастую между дропшиппером и его центральным контрагентом (поставщиком, оптовым продавцом и т.п.) оформляются посреднические соглашения: комиссии, поручения, агентские и т.п.

Для целей подобных стартапов в сфере дропшиппинга договоры поручения или агентские на реализацию товаров, возможно, кому-то и подойдёт. Однако в подобном случае посредник должен действовать от имени принципала – субъекта, в чьих торговых интересах последний действует (ч. 1 ст. 295 ХКУ и ч. 1 ст. 1000 ГКУ соответственно). Однако по причине осуществления продаж через личный интернет-магазин от своего имени, на практике применяются договоры комиссии.

Почему именно комиссия?

Большое применение на практике договоров комиссии оправдано тем, что посредник действует от своего имени, а не от имени принципала-комитента. По данным причинам зачастую оформляется договор комиссии, по которому комиссионер-дропшиппер берёт на себя обязательства по заключению договоров купли-продажи с покупателями от своего имени, однако за счёт комитента, а комитент – по отправке товара покупателям.

Кроме этого, подобные соглашения комиссии обладают достаточной гибкостью в вопроса вознаграждения посредника, а именно – дропшиппера. А закон не создаёт помех для определения величины вознаграждения комиссионера-дропшиппера в форме разницы между ценами, по которым продаётся товар комитентом, и ценами, которые были назначены комитентом. Однако подобные условия касательно определения вознаграждения требуется указать в содержании договора комиссии, иначе по общему правилу дополнительно полученная выгода будет в собственности комитента (ч. 2 ст. 1014 ГКУ).

Как оформляется документооборот?

Зачастую при дропшиппинге, который оформлен с поставщиком товара по договору комиссии, а с покупателями товара в интернет-магазине – своеобразными договорами купли-продажи (с применением норм Закона «Об электронной коммерции» от 03.09.2015 года №675-VIII), построение схемы документооборота выглядит следующим образом.

Накладные. При получении заявки (заказа) от потенциального клиента и получении данных о наличии товара у поставщика, дропшиппер получает все требуемые реквизиты от покупателя для отправки товара, а также выставляет покупателю счёт для проведения оплаты.

Далее дропшиппер отсылает эти реквизиты для отправки товара поставщику, который оформляет датой отправления товара расходную накладную на комиссионера (дропшиппера). А последний оформляет той же датой накладную от своего покупателя, которую затем поставщик зачастую вкладывает в отправление.

Важно понимать! При фактическом направлении в адрес покупателя заказанного товара комитентом, расходная накладная на покупателя оформляется самим дропшиппером.

Аналогичная схема (однако по дате первого события) комитент и комиссионер составляют налоговые накладные (НН) на конкретное лицо, в случае если оба имеют статус плательщика НДСНалог на добавленную стоимость. Поставщик (НДСник) оформляет НН на дропшиппера, а дропшиппер (НДСник) оформляет НН на товар покупателя, а на поставщика (комитента) составляет НН на свои посреднические услуги.

Отчёт и акт. Помимо этого, по итогам отчётного периода, определённого в договоре комиссии, дропшиппер оформляет отчёт комиссионера, которым определяются объёмы продаж и величина комиссионного вознаграждения.

Кроме того, на практике по завизированному комитентом отчёту оформляется ещё и акт на выполнение дропшиппером посреднических услуг с наименование общей суммы вознаграждения за оказанные услуги.

Договорные условия могут носить различный характер: или стороны определяют, что вся сумма, которая была получена от реализации товара перечисляется в адрес комитента, или что дропшиппер оставляет конкретную часть полученных средств у себя в качестве вознаграждения.

В первом варианте данный отчёт/акт будет выступать в качестве основания для перечисления вознаграждения. А во втором варианте акт заодно будет служить подтверждением проведения сторонами зачёта однородных задолженностей на сумму оставленного себе дропшиппером комиссионного вознаграждения.

По причине того, что интернет-магазин может подпасть под налоговую проверку, необходимо очень тщательно относится к вопросам составления, оформления и наличия требуемых законом документов. Необходимо обладать всем комплексом дропшиппинговых бумаг: договорами, отчётами (актами), счетами-фактурами, накладными и т.п.

Применение РРО/ПРРО при интернет-продажах

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки