ФЛП-единщик: требуются ли накладные на поступивший товар?

23 августа 2023

НКУ никогда не содержал прямых требований к предпринимателям на упрощённой системе сохранять документы о происхождении товаров. Чего не скажешь о ФЛП на общей системе. Однако фискалы всегда выдвигали требования к их наличию. Каковы же современные реалии? Давайте займёмся анализом свежей ИНК.

ФЛП-единщик: требуются ли накладные на поступивший товар?

Новая стратегия фискалов: наступление с нескольких направления

Проанализируем для начала некоторые наступления фискалов по отношению к ФЛП-единщикам, у которых нет документации на товар.


1. «Бездокументальное-безвозмездно полученное»

В один период времени фискалы полагали, что цена не задокументированных товаров является доходом ФЛП-единщиков, так как последние были получены безвозмездно. Однако сейчас, на основании п.282.3 НКУ, подобные требования «официально» больше не найти.

Важно понимать! Если отсутствует письменный договор дарения или иной вид договора на безвозмездное получение товаров в отсутствие компенсации, то нет и безоплатно полученных товаров.

По подобным причинам данное направление нападения на предпринимателей можно считать несущественным.


2. «Отсутствуют документы на товар-получите штраф по ст.20 Закона об РРО»

Напоминаем, что ст.20 Закона об РРО предполагает привлечение к ответственности в случае реализации товаров, которые не были учтены в законном порядке, и/или за непредставление в период проведения проверки документации, которая бы служила подтверждением учёта товаров, прибывающих на месте продажи (хозяйственном объекте).

Данный вариант вполне можно считать применимым.

Однако и здесь не стоит забывать о нюансах:

  1. При его применении фискалы не могут налагать подобные меры ответственности к предпринимателям, которые освобождены на законном основании от обязанности по ведению учёта товарных запасов. Это относится к ФЛП на упрощённой системе, которые (одновременно): 1. Не имеют статуса плательщика НДСНалог на добавленную стоимость; 2. Не реализуют технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту; медикаментов; ювелирки разных типов. При этом касательно 1 группы единого налога фискалы полагают, что последние считаются освобождёнными от ведения учёта товарных запасов при любых обстоятельствах.
  2. Не применимы штрафы по ст.20 Закона об РРО за нарушения (за исключением нарушений при продаже подакцизных товаров, реализации иностранной валюты, деятельность в сфере азартных игр), совершённые в период с 1 января 2022 года до 1 октября 2023 года, с учётом Закона, анонсированного на базе законопроекта №8401.


Начиная с 1 октября 2023 года данное освобождение будет иметь отношение лишь при реализации товаров/услуг (за исключением реализации подакцизных товаров) на «военных территориях».

3. «Штраф за отсутствие первичных документов по НКУ»

Напоминаем, что по ст. 121 НКУ предусмотрено наложение штрафов при несохранении первичной документации величиной 1020 грн. (при повторном нарушении в течение года – 2040 грн.).

Данный вариант также полностью применим.

Однако, при проведении анализа ситуации ввиду отсутствия документов касательно происхождения товара, с подобным штрафом фискалы не могут прямо применить его к ФЛП на ЕНЕдиный налог, которые единовременно:

  • обременены обязанностью по ведению лишь учёта доходов, а именно ФЛП, не имеющие статуса плательщика НДС;
  • освобождены от ведения учёта товарных запасов по Закону об РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат). (см. выше).

Так, в письме Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504  о подобных предпринимателях упоминается о том, что: «…подобные ФЛП не обязаны подтверждать документально ( в том числе первичкой) расходы, которые пошли на приобретение товаров/услуг, а несут лишь обязательства по ведению исключительно учёта доходов с учётом требований п.44.1 ст.44 НКУ…»

Однако далее своё мнение высказали фискалы.

Они также полагают (см. категорию 107.05 БЗ)*, что по отношению к подобным ФЛП штрафы, зафиксированные п.121.1 ст.121 НКУ за отсутствие первичной документации, подтверждающей расходы на приобретение товаров/услуг, не применимы.

*Следует отметить, что данная консультация с 28.04.2023 считается недействительной. Однако следствием к этому послужили изменения в ст.44.3 НКУ, которые не имеют отношения к интересующему вопросу. Поэтому следует ожидать обновлённую консультацию идентичного содержания.


4. «Отсутствуют документы – приобретено у обычных физлиц»

Логика в данном случае выглядит так. При приобретении товаров у другого ФЛП или юрлица должны присутствовать документы. Если они отсутствуют, можно предположить, что товар был куплен у обычных физлиц. По данной причине ФЛП должен выступать в качестве налогового агента, и удерживать с выплат в их пользу НДФЛНалог на доходы физических лиц и ВСВоенный сбор, уплатить эти налоги в бюджет и сделать отчёт. В противном случае, с ФЛП будут взыматься НДФЛ, ВС и штрафы за несоблюдение обязанностей налогового агента.

Однако фискалы в содержании своих разъяснений перестали упоминать данный вариант. Однако не только по причине вышеупомянутого письма письма Комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504. Да и в судебных инстанциях фискалы действуют безуспешно.

К тому же теплится надежда на нивелирование данной стратегии. Некоторые надежды на это предоставляет и новая ИНК, о которой речь пойдёт далее.


5. Не ответил на запрос фискалов по поводу документов – штраф 6700 грн.

Следует отнестись со вниманием к данному аспекту.

  1. С 01.01.2022 года п.73.3 НКУ предоставляет фискалам право по направлению запросов налогоплательщикам при выявлении фактов, которые могут служить свидетельством о нарушении плательщиком налогов законодательных прерогатив. До 01.01.2022 года было – при выявлении фактов, доказывающих нарушение. Однако на данный момент для отправки запроса налоговикам не обязательно приводить факты существования подобных нарушений. Достаточно, если они полагают, что подобное нарушение сделано. И фискалы взялись за активную рассылку подобных запросов. В том числе касательно предоставления ФЛП документов на товары.
  2. Кроме этого, с 28.04.2023 года новый п.121.2 НКУ предусматривает наложение штрафа при неподаче или подаче не в полном объёме налогоплательщиком документации или других данных в ответ на запрос фискалов.
    При совершении подобного правонарушения может быть получен штраф величиной в одну МЗП. По состоянию на сегодняшний день эта сумма достигает 6700 грн.

В свою очередь, в содержании ответа на подобные запросы ФЛП (без статуса плательщика НДС), которые не должен вести учёт товарных запасов, способен полагаться на выводы релевантного письма Комитета и позицию самих фискалов о том, что последний не обременён обязанность по подтверждению документами расходов на приобретение товаров/услуг ( в том числе первички).

Однако невозможно предположить реакцию фискалов на подобные заявления, равно как и трудно предугадать позицию суда.

Какое мнение фискалы имеют сейчас. Новая ИНК

ФЛП на ЕН 2 группы задал вопрос сотрудникам ГНСУ, требуется ли ему сохранять документы на товар при реализации таких товаров, как сумки, чехлы для ноутбуков/планшетов, органайзеров, рюкзаков и т.д.

Разумеется, что самой техникой, подлежащей гарантийному обслуживанию, ФЛП не торгует. Так, фискалы поняли данный вопрос именно таким образом.

Сотрудники ГНСУ дали в ИНК от 19.05.2023 № 1231/ІПК/99-00-07-04-01-06 такой ответ:

«… предпринимателю не требуется подтверждать (в том числе первичкой) расходы на приобретение товаров. Однако дополнительно следует отметить, что во исполнение норм о защите прав потребителей, СХСубъект хозяйствования должны иметь документацию, которая послужит подтверждением происхождения товара, его качества и сертификацию».

Позитивный нюанс – отсутствие упоминаний по выполнению функции налогового агента при приобретении товаров у физических лиц (при отсутствии подтверждённых фактов о покупке товаров у СХ). Что означает, что теплится надежда, что фискалы отойдут от практики применение последствий невыполнения функций налогового агента, при отсутствии прямых доказательств о приобретении товаров у физлиц.

Однако не стоит забывать о том, что фискалы могут потребовать эти документы путём отправки индивидуального запроса с угрозой применения штрафа величиной 6700 грн., о чём писалось выше.


Кто будет проверять документацию о качестве товаров?

Следует отметить, что налоговики не имеют никакого отношения к документам о происхождении, качестве и сертификации товаров.

Можно предположить, что налоговики просто ищут за что можно было бы уцепиться, так как не знают, как после стольких лет разрешить упрощенцам просто вести работу без документации на товар.

Важно знать! Налоговики не обладают правом на проверку документов, которые служат подтверждением происхождения товара, его качества и сертификации, так как данный вид бумаг не имеет ничего общего с исчислением и уплатой налоговых платежей и сборов (пп.16.1.5, 20.1.6 НКУ).

Проверкой подобных документом обладает правом только Госпотребслужба. Она же и налагает штрафы при их отсутствии.

Так, законом предусмотрены штрафные санкции при нарушении правил торговли в форме административного штрафа (ст.155 КУоАП), а также при реализации ФЛП продукции, которая обладает серьёзным риском и не отвечают установленным требованиям.

Касательно качества и сертификации товара следует отметить, что с 2018 года сертификация вообще упразднена. Однако на данный момент вместо сертификации следует иметь декларацию соответствия, которая служит оценкой соответствия продукции техрегламентам. Перечень активных регламентов можно найти на сайте «Дія».

Поэтому, должна ли продукция сопровождаться копией декларации о соответствии, следует читать в релевантном техрегламенте.

Важно знать! В период войны в Украине, проведение плановых и внеплановых проверок Госпотребслужбой запрещено за некоторыми исключениями (постановление КМУ №303 от 13.03.2022 года).

По данным причинам очень низкая вероятность, что сотрудники Госпотребслужбы пожалуют с проверкой к ФЛП-единщику, реализующему непродовольственные товары в период войны.

Какую важность для ФЛП-единщика несёт место проведения деятельности

  • фискалы согласны, что ФЛП-единщик без статуса плательщика НДС, который освобождён от обязанности по ведению учёта товарных запасов, не несёт обязанности по ведению учёта расходов и наличию документов на товар.
  • в новой ИНК налоговиков отсутствует упоминание о возможной закупке товаров у физлиц в отсутствие подтверждающих документов и об обязанности по уплате НДФЛ и ВС при статусе налогового агента.
  • также фискалы упомянули об обязанности хранить документов, подтверждающие качество товара и его безопасность. Однако это уже зона ответственности и интересов Госпотребслужбы, и к налоговикам не имеет никакого отношения.

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки