Как оформлять ценники на товар

13 ноября 2023 Пригодится для: Предприниматели

Ценники на продукты и непродовольственные товары, меню в кафе и ресторанах, цена со скидкой, штрих-коды и штрафы.

Как оформлять ценники на товар

Продукты и непродтовары

У каждого товара должен быть отдельный правильно оформленный ценник. Цена должна быть в гривнах (п. 8 ст. 3 ЗУ «О РРО», п. 6 ст. 15 ЗУ № 1023). Одинаковая для покупателей, которые платят наличными и платёжной картой. Остальная информация, которая должна быть на ценнике, зависит от вида товара — продукты или продтовары (п. 7 Инструкции №  2).

Ценник на продукты: название товара, сорт, цена, вес, дата и подпись ответственного:

  • товар на вес — цена за килограмм или 100 г;
  • фасованный товар — вес и цена;
  • напитки и товары на розлив — цена за единицу ёмкости или веса;
  • поштучный и бутилированный товар — ёмкость и вес, цена за штуку.

Что должно быть на ценнике для непродовольственных товаров (одежда, косметика, техника и др.): название, цена за один метр, кг или единицу расфасовки (упаковку).

Если цена зависит от сорта —укажите сорт.Продажа товаров и услуг через сеть Интернет: мнимые и реальные запреты

Для мелких штучных товаров, таких как парфюмерия, ремни и пр., — название, вес или ёмкость, цена за штуку или упаковку.

Торгуете печатной продукцией — книгами, буклетами, открытками — ценники клеите прямо на книги и пр., указываете цену и дату обозначения цены.

Как вы понимаете, нельзя просто написать на ценнике только цену, если не хватает информации — это повод для штрафа, т. к. ценник оформлен неправильно. 

Цену указывайте с учётом налогов, не нужно писать размер НДС отдельно (письмо Минэкономики № 55).

Производитель товара может указать стоимость на этикетке или упаковке, если продаёте по такой же стоимости — ценник необязателен, с наценкой — ценник нужен (п. 8 Инструкции № 2).

Покупатели вправе требовать у вас документы, подтверждающие цену товара (п. 16 Инструкции № 2). Что это может быть: счёт-фактура, накладная, описи-акты уценки и другие документы.

Товары закончились — не забудьте убрать ценники.

Требований к дизайну нет

Требований к однообразию дизайна, цвета, формы и материала ценников нет.

Информацию на ценнике можно напечатать, проштамповать, поставить этикет-пистолетом или написать вручную, ручкой или маркером, не карандашом, и — важно — разборчиво.

Правда, в п. 14 Инструкции № 2 обозначено, что меню и прейскуранты в ресторанах классов люкс и высший должны быть оформлены на «высоком художественному уровне».

В общепите — меню и прайс

В кофейнях, кафе, барах и ресторанах обязательно должно быть меню с названиями блюд, кондитерских изделий и десертов, выпечки, напитков собственного производства. Вес на выходе и цена за порцию или за 100 грамм.

В кофейнях цены оформляют на грифельных досках, так тоже можно.

Параметры для меню с напитками — с алкоголем или без, ёмкость бутылки, цена за бутылку или за 50 и 100 мл.

Размещаете в доступном для ознакомления посетителей месте.

Кто ставит подпись на ценнике

Торгуете продуктами в розницу. Ценники и прейскурант подписывает предприниматель или работник, ответственный за формирование цен, ещё ставите дату, печать для ФЛПФизическое лицо — предприниматель необязательна (п. 9 Инструкции № 2).

Ответственных за цены определяет предприниматель.

Если маркируете товары штрихкодами — подписи не нужны. Пользуетесь этикет-пистолетом или ярлыками на клеящей ленте, тоже можно без подписи ответственного.

Мелкорозничная выездная торговля. На ценниках должна быть дата и подпись ответственного (п. 10 Инструкции № 2).

Меню и прейскурант в кафе и ресторанах подписывает руководитель, бухгалтер и материально ответственный сотрудник. А прейскурант на алкоголь — предприниматель и бухгалтер.Упрощенная форма чека для ФЛП

Уценка, скидки, распродажи

Если провели переоценку и решили уценить товар или продать по скидке, это надо отразить на ценниках.

Тут важно, чтобы ценники не вводили покупателя в заблуждение.

Скидки и распродажи. Будет ошибкой, если оставите только акционную цену, — законодательство требует информировать клиентов о цене товара до скидок/распродаж и новой (п. 15 Правил № 104).

В магазине или кафе надо разместить объявление о новых ценах, висеть оно должно, пока не закончатся такие товары.

Переоценка. Старую цену зачеркнуть, рядом написать новую и поставить подпись — ФЛП или ответственного за цены. Писать негде — наклейте новый ценник поверх старого (п. 11 Инструкции № 2). Уценили товар, который утратил качество, — на ценнике или упаковке ставите букву «П» (перемаркировка цены).

Несколько товаров по цене одного

Если по одной цене продаёте несколько товаров или при покупке одного второй идёт по сниженной цене, отразите это на ценнике. Как (ст. 15 ЗУ № 1023):

  • цена за каждый отдельно взятый товар;
  • условия — срок действия предложения, ограничения, в том числе касательно количества.

Разные цены на ценнике и в чеке

В таком случае покупатель вправе требовать, чтобы вы продали ему товар по цене на ценнике. Госпотребслужба учит покупателей, что, если заплатили за товар дороже, чем цена ценнике, они вправе требовать от вас вернуть разницу. 

Не стоит идти на конфликт с покупателем, если вовремя не поменяли ценники: это может вылиться в жалобы в Управление по защите прав потребителей, к вам придут с поверкой, и есть вероятность штрафов. 

Ценника нет или он неправильно оформлен

Штраф за товар без ценника — 30% его стоимости, но не меньше 85 грн (п. 7 ч. 1 ст. 23 ЗУ № 1023).

Админштраф — от 17 до 170 грн за первое нарушение, 85–459 грн — за повторное в течение года (ст. 155 КоАП).

Ещё могут оштрафовать за предоставление недостоверной информации на сумму от 170 до 850 грн, а за повторное нарушение — на 850−3400 грн (ст. 1561 КоАП).

Поэтому поручите сотрудникам контролировать актуальность информации на ценниках.

Когда нужно маркировать товары штрихкодами

Производители товаров сами регистрируют коды и указывают их на товаре или упаковке. Если предприниматель для своих товаров хочет получить уникальные идентификационные номера штрихкодов GS1, нужно заключить договор с Ассоциацией «ДжиЭс1 Украина».

Если самостоятельно фасуете товары: этикетки можно распечатывать через весы с внутренними штрихкодами; если весы обычные, этикетки с кодами печатают на специальном принтере. В этом случае используются идентификационные номера GS1 ограниченной сферы обращения, начинаются с цифр 020−029 для Украины (п.п. 7−8 Положения о штрихкодах № 255). 

Такая перемаркировка должна делаться по стандартам и нормативно-техническим документам Асоциации «ДжиЭс1 Украина».

Не нужно перемаркировывать импортные товары с кодами GS1.

Если используете РРО, надо маркировать товары штрихкодами, а наименование и цену каждого товара вносят в память кассового аппарата.ФЛП-единщик: требуются ли накладные на поступивший товар?

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки