Пересылка экспресс-накладной «Новой почты», но без ТТН: плюсы и минусы

11 июля 2024

Бизнес успешно пользуется доставкой от «Новой почты», которая ввела вариант доставки экспресс-накладной. Интересно, что такая накладная отличается от товарно-транспортной накладной (далее ТТН). Но тут же интересно, что может произойти, если товар доставили именно таким способом. Мы попытались разобраться в вопросе.

Пересылка экспресс-накладной «Новой почты», но без ТТН: плюсы и минусы

Что такое товарно-транспортная накладная?

Если быть более точным, то ТТН — это по сути общий для каждого из участников транспортного процесса документ, который предназначается с целью учета товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ) в процессе передвижения, подсчета во время транспортирования груза и объема сделанной услуги. Также такая накладная - это документ, необходимый с целью списания и освоения ТМЦ, подсчета остатка на складах, в процессе использования и в качестве бухгалтерского учета.

Сама ТТН - это главный документ для перевозки грузов (как правило, речь идет о документе по форме №1-ТН в числе приложения №7 к Правилам №363. Такая накладная подтверждает все расходы на доставку, но не сам результат доставки и покупки услуг или товара.

Если же ТТН нет в наличии, то предприниматель не лишен возможности проводить операции и оформлять расходы в размере стоимости проданного товара. Про такое положение дел свидетельствуют результаты рассмотрения таких случаев судебной властью. Вот что утверждается Верховным судом.

В итоге говорится вот что:

  1. Правила № 363 лишь очерчивают форму ТТН, регулируют права, обязанности и ответственность тех, кто имеет автотранспорт (перевозчиков), но они же не формируют правил налогового учета;
  2. ТТН в плане операций по доставке - это не документы первичного бухгалтерского учета, они подтверждают подробности покупки и продажи ТМЦ.

У налоговиков тоже заметили, что, если у предпринимателя нет ТТН, то к нему могут возникнуть претензии лишь по расходам на транспортировку.

Но и не нужно пренебрегать сотрудниками Налоговой службы. Их интересовала и будет волновать информация, есть ли ТТН у продавца в случае проведения торговых операций. Для юридических лиц и ФЛП также безопаснее, чтоб транспортировка их продукции подкреплялась ТТН, которая была оформлена в рамках вышеизложенных правил.

Документ для транспортировки товаров от «Новой почты»

Для тех, кто сотрудничает с «Новой почтой» (далее НП), известно о том, что в порядке ТТН у них действуют экспресс-накладные. И тут в Налоговой службе есть свое мнение на эту ситуацию, когда без ТТН возникают сложности с расходами на доставку продукции, которая была реализована. И у клиентов НП есть желание знать: а могут ли на почте выдавать ТТН, а не экспресс-накладную?

Тут важно посмотреть особенности договоров с НП. В первую очередь, тот, кто заказывает услуги перед началом работы с почтой, соглашается с их условиями договора.

К примеру, сайт ООО «Новая почта» в разделе «Заключить договор» для бизнеса, для базы клиентов из числа юридических лиц и ФЛП указывается договор про оказание услуг по транспортировке товаров.

Он довольно стандартный с учетом различий среди клиентуры из числа бизнесменов. Основан на ст. 634 ГКУ и в нем указано, что по договору особенности предоставления услуг с одной стороны указаны в определенных формах. А другая сторона может только присоединиться в такому договору и не в праве диктовать свои условия.

Просматриваем договор НП и что там видим: в п.2.6 четко указано, что для клиентов-предпринимателей из числа юридических и физических лиц услуги по транспортировке заключаются путем экспресс-накладной. А уже в ней говорится следующее:

  1. тип услуги;
  2. данные того, кто пересылает;
  3. данные о том, кому доставляется;
  4. данные о численности грузовых мест;
  5. вес товара;
  6. объявленная стоимость груза;
  7. изложение содержимого груза;
  8. данные того, кто оплачивает услуги;
  9. форма расчета;
  10. термины доставки груза;
  11. данные про дополнительные услуги;
  12. стоимость услуг.

Про составление иных документов на транспортировку, за исключением экспресс-накладной, публичный договор на транспортировку грузов для бизнеса данных не имеет.

Нужно также учитывать, что для физических лиц из числа обычных клиентов НП имеет пару разновидностей договоров: для транспортировки отправлений и транспортировки грузов. И еще в типе договора «на перевозку грузов» есть вариант оформления ТТН.

С одной стороны, ясно, что последним ТТН не нужно. А вот мало кто в курсе, что можно связаться с персональным менеджером и тот может даже для клиентов из бизнес-сферы помочь сделать операцию по транспортировке не с помощью экспресс-накладной, а с учетом ТТН. Просто нужно попросить о такой услуге. Ну, или не прилагать усилий. А как же вести себя бизнесу в таком случае, если у них есть первая накладная без второй? Советуем читать далее.

Является ли экспресс-накладная заменой ТТН?

В процессе формирования от НП экспресс-накладной на транспортировку продукции у предпринимателей появляется вопрос: а какова вероятность, что такая накладная абсолютно релевантно заменит ТТН?

Но это, по нашему мнению, к сожалению не так. Она не заменит ТТН и тут дело даже не в том, что накладные формируются по разным формам. Возвращаемся к упомянутому п.7 к Правилам №363. Они не противоречат тому, что можно формировать ТТН не в такой форме как в 7 приложении. Но главное отличие в том, какие реквизиты будут в экспресс-накладной. 

Сами Правила №363 рассматривают сделанный в свободной форме документ на транспортировку продукции как замену ТТН. Но лишь в том случае, если там находятся указанные в п.11.1 Правил №363 реквизиты.

Что же там должно быть? Среди них указываются:

  1. Название документа;
  2. Время, дата и где его составили;
  3. Данные (Ф.И.О.) того, кто перевозит, заказывает, отправляет, получает груз;
  4. Перечисление и численность посылки, ее особенности, что дают возможность понимать четко, что едет внутри;
  5. Данные авто (от его марки, модели, особенностей, до номера), прицепа или полуприцепа;
  6. Адреса мест, где посылка грузится и куда будет выгружена;
  7. Должность, информация и подписи ответственных за посылку людей, включительно и водителем или экспедитором.

В ТТН также без сомнения должны включаться параметры авто и прицепа. Об этом говорится в ч. 3 ст. 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-III (ср. 0113155600).

А вот попробуем сравнить список того, что необходимо иметь в первоначальном документе, который должен стать таким, чтобы заменить ТТН, включать и реквизиты, чего по факту нет в экспресс-накладной НП. Она не содержит всех необходимых реквизитов, присущих ТТН, соответственно, нет смысла говорить об их релевантности. Документ почтового перевозчика не будет целостно заменять ТТХ.

Последствия несоответствия документов

Что думают в налоговой? Есть проблема, которая заключается в том, что у Налоговой службы вообще нет видения экспресс-накладной НП в качестве полноценной ТТН. Им даже не ясно, была ли осуществлена такая операция. И тут начинается самое интересное, ведь налоговики считают такую документацию на доставку - ошибочной. Им не ясно, почему нет данных о названии товаров, численности, поскольку этого нет в экспресс-накладных. Такие операции, по их мнению - не совсем осуществимы и потому чиновникам есть за что прицепиться.

Какие могут быть аргументы у предпринимателей?

По нашему мнению, нет ничего законного в таком поведении ГНСУ.

Вот, что играет в защиту клиентов:

  1. НП не обязана даже смотреть в сторону вышеизложенных Правил №363. Они действуют для транспортировки масштабных, опасных, тяжеловесных грузов, а также таких, которые подпадают под международные перевозки. И это накладывает дополнительные обязательства. Есть требования от документов до определенных правил для таких грузов. И все это нужно согласовать дополнительно с органами власти и службами. А НП - это почта и на нее распространяются другие правила. И работая с этой структурой нужно учитывать, что их экспресс-накладная и не будет стопроцентно заменять ТТН. А на почтовые перевозки и отправления такие правила вообще не действуют;
  2. Говорить о том, что экспресс-накладная НП не заменит целиком ТТН - это не значит, что ее нельзя задействовать, чтобы подтвердить транспортировку продукции. По сути, она несет такую же информацию и осуществляет схожие функции. И тут в этом согласна даже судебная власть. Суды допускают, что по экспресс-накладной доступно можно доказать, что операцию с доставкой проданной продукции осуществили и она была реальной.

Что говорит суд?

Судебная власть, как указывали выше, поддерживает предпринимателей и их клиентов. В судах уверены:

1) Если присутствуют определенные документы, то нет оснований отрицать, ссылаясь на их особенности и оформление, что такие операции не были проведены. И нет оснований для отказа плательщику НДС в формировании налогового кредита за счет сумм данного налога в цене купленных товаров (услуг), в случае, когда иные данные говорят об изменениях в структуре активов и обязательств, личном капитале плательщика налога в связи с его хозяйственной деятельностью (тут ссылаемся на постановления судов от 14 марта 2024 и от 25 августа 2022).
2) Накладные НП - это документация со сведениями о действительно проведенных операциях о транспортировке продукции, которая была отправлена заказчику. Они содержат достаточное число данных про эти процессы и отвечают требованиям по оформлению таких операций, что установлено ООО «Новая почта». Тут следует учесть судебное постановление от 06 февраля 2024);
3) Сама модель экспресс-накладных не рассчитана на то, что о продукции будет подано слишком много информации. А в таком случае, претензии от ГНСУ по поводу недостаточности реквизитов в таких документах по поводу названий и численности продукции не мешает провести такого рода операции и считать их состоявшимися (постановление от 27 февраля 2024).
Есть еще один момент в сравнении накладных. В документе от НП не сложно угадать род товаров, который доставляется, да и наименование его также довольно ясно можно проследить. Это становится понятно из документации и лишь является еще одним подтверждением действительности такой операции.

И суд, которому также все ясно, ведь присутствует вся необходимая информация о сторонах товарооборота, времени, месте и так далее, не оставляет ни одного аргумента ГНСУ. Доказать фискалам, что операции не было - не имеет даже смысла.

А вот то обстоятельство, что в накладной не указан целиком список перевозимых товаров, для учтения НДС это не играет особой роли. Налоговая накладная на поставку продукции формируется по данным расходной накладной, а не накладной от НП;

4) Если присутствует экспресс-накладная, которые сформировала компания-перевозчик (НП), а еще и остальные бумаги, что доказывают факт транспортировки (это могут быть доверенности на получение, расходные накладные и прочее), то сама объективная реальность такой операции становится безапелляционно доказанной. И в плане дальнейшей работы с контрагентами по поставке следует руководствоваться еще одними постановлениями суда (от 14 марта 2024, от 19 декабря 2023);
5) Информационная составляющая экспресс-накладной от НП и ТТН практически идентичны. Ее формирует заказчик и в рамках п. 3.3.2 Публичного договора о предоставлении услуг по организации перевозки должен без ошибок заполнить экспресс-накладную на все отправления, а также расписаться и подать в таком виде экспедитору (постан. от 29 июня 2023);
А тут уже после перечисленной информации нужно добавить, что в таких случаях доказать ГНСУ о подобной операции продукции через НП с учетом сделанной экспресс-накладной, но не ТТН, будет не так уж и сложно. А вот избежать судебных разбирательств все же не так и просто. Кто намерен проверить, насколько это рабочий метод доставки, должны заранее обговорить с представителями почты все нюансы и попросить составить ТТН.

Безопасность бизнеса: меры, рекомендации, интересная судебная практика


Если отсутствует ТТН, то у ГНСУ будут претензии к операции и есть вариант, что придется доказывать право на расходы по транспортировке продукции.

С НП возможно сейчас бизнесу договориться лишь через формирование экспресс-накладной.

Такая накладная не тождественна ТТН и в ней нет даже некоторых пунктов, которые обязаны быть в документации, годящейся для замены.

Оформление транспортировки через НП на основе экспресс-накладной возможно в случае, если присутствует вся доказательная документация для проведения операции. Но и данная мера может не подстраховать вас от судебных расходов с целью доказательства вашей правоты. А вот судебная власть сейчас на стороне налогоплательщиков.

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки