Принудительное лишение статуса плательщика единого налога

09 июля 2025

Применение упрощенной системы налогообложения напоминает хождение по тонкой веревке — любое нарушение равновесия может иметь критические последствия. То же самое и с единоналожниками: нарушение правил приводит к потере права работать на ЕН и переходу на общую систему. 

Принудительное лишение статуса плательщика единого налога

Особенно критично, когда нарушение выявляют налоговые органы — тогда смена системы налогообложения становится принудительной.

В статье рассматривается порядок и последствия принудительного аннулирования статуса плательщика единого налога по решению налоговых органов.

  • Речь идет о ситуациях, когда субъект хозяйствования нарушает условия пребывания на упрощенной системе налогообложения (превышение лимита доходов, запрещенные виды деятельности и т. п.), но не подает заявление о добровольном переходе на общую систему;
  • В таких случаях налоговая имеет право самостоятельно исключить плательщика из Реестра ЕНЕдиный налог, причем аннулирование может произойти задним числом, что влечет за собой ряд рисков;
  • Анализируются правовые основания, порядок проверок, которые должны предшествовать аннулированию, а также практика судебной защиты в случае нарушения процедуры налоговиками;
  • Отдельно рассматриваются финансовые, отчетные и административные последствия для ФЛП и юрлиц, которые «слетели» с ЕН, включая доначисление налогов, штрафы, обязательное использование РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат)., потерю льгот и ограничение на повторный переход на упрощенную систему.

Когда налоговая может лишить статуса единоналожника

Хотя согласно п. 299.10 НКУ регистрация плательщиком ЕН имеет бессрочный характер, ее могут аннулировать, исключив плательщика из соответствующего реестра. 

Такое решение принимается контролирующим органом в случаях, указанных в п.п. 298.2.3 НКУ. Речь идет, в частности, о:

  • превышении разрешенного объема дохода;
  • осуществление деятельности, запрещенной на упрощенной системе;
  • другие нарушения правил пребывания на ЕН.

Полный перечень таких ситуаций приведен в БЗ 108.01.06 — для юридических лиц 3 группы.

В случае нарушения любого из требований плательщик обязан самостоятельно отказаться от упрощенной системы путем подачи соответствующего заявления в налоговый орган (п.п. 298.2.2 НКУ). Как правило, такое заявление подается не позднее чем за 10 календарных дней до начала нового квартала или года (п.п. 298.2.1 НКУ). 


Если нарушение обнаружили налоговики

Когда плательщик нарушил требования раздела XIV НКУ, но не подал заявление об отказе от ЕН, контролирующий орган имеет право самостоятельно аннулировать регистрацию плательщика единого налога. Это предусмотрено п. 299.11 НКУ.

Такое аннулирование происходит только после проведения проверки и составления акта, на основании которого принимается решение об отмене регистрации. Решение обязательно оформляется в письменном виде, подписывается руководителем налогового органа и должно содержать четкое обоснование оснований для аннулирования (БЗ 107.01.08).

Внимание: если такое решение принято без проверки или без оформления акта — оно считается противоправным и должно быть отменено. Плательщику в таком случае следует обращаться в суд. Судебная практика подтверждает такую позицию, в частности постановления ВС от 26.02.2019 по делу № 805/1396/17-а и от 06.05.2020 по делу № 812/1137/16.


Какая именно проверка должна быть — камеральная или документальная?

Пункт 299.11 НКУ прямо упоминает выездные документальные проверки только в контексте сельскохозяйственных плательщиков ЕН. В отношении ФЛП 1–3 групп такого четкого указания нет. Это порождает ситуации, когда налоговые органы принимают решение об аннулировании регистрации на основании камеральной проверки.

Однако, анализируя положения ст. 75 НКУ, можно сделать вывод, что:

Решение о принудительной отмене регистрации на ЕН должно основываться исключительно на результатах документальной проверки.

Вот почему:

  • Камеральная проверка охватывает только правильность заполнения налоговой отчетности или ее непредставление/несвоевременное представление (п.п. 75.1.1 НКУ);
  • Документальная проверка охватывает вопросы правильности начисления и уплаты налогов, сборов, включая соблюдение условий пребывания на ЕН (п.п. 75.1.2 НКУ).

Поэтому вывод очевиден: аннулирование регистрации на основании камеральной проверки является неправомерным.

Эту позицию подтверждают и суды. См., например, постановления Седьмого апелляционного админсуда от 18.02.2025 по делу № 600/3386/24-а и Восьмого апелляционного админсуда от 19.03.2025 по делу № 380/4454/24.


Судебная практика не всегда однозначна

Хотя преобладает практика в пользу налогоплательщиков, недавно появилось и противоположное мнение — в постановлении Второго апелляционного админсуда от 20.03.2025 по делу № 520/29143/24. Там суд пришел к выводу, что камеральная проверка тоже может быть основанием для аннулирования регистрации на ЕН. 

Впрочем, это решение противоречит позиции Верховного Суда, хотя в этом конкретном деле ВС отказался рассматривать кассацию, учитывая ее незначительную важность (постановление ВС от 31.03.2025 по делу № 520/29143/24).

Несмотря на это, преобладает надежда, что положительная для плательщиков практика Верховного Суда будет сохранена и в дальнейшем.


Аннулирование статуса плательщика ЕН «задним числом»: как это работает и что грозит

Даже если все формальности по аннулированию статуса плательщика единого налога (ЕН) соблюдены, важно знать: аннулирование происходит с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором было совершено нарушение. Если налоговики во время проверки обнаруживают, что ошибка или нарушение имели место в прошлом, то они могут лишить плательщика статуса упрощенца ретроспективно.

Какие последствия имеет такое «заднее» аннулирование для ФЛП и юрлиц 1–3 групп

Доначисление налоговых обязательств
С момента потери статуса плательщика ЕН субъект хозяйствования считается плательщиком по общей системе. Соответственно, контролирующие органы имеют право:

  • доначислить налог на прибыль (для юрлиц);
  • доначислить НДФЛНалог на доходы физических лиц и военный сбор (для ФЛП);
  • начислить штрафные санкции и пеню.

Возврат ЕН, уплаченного за периоды доначисления: налоговые органы признают возможность возврата переплаченного ЕН только при условии подачи субъектом хозяйствования письменного обращения с просьбой не признавать представленную отчетность налоговой за соответствующие периоды. Это подтверждается БЗ 107.01.07.

После аннулирования отчетности в интегрированной карточке плательщика появится переплата, которую можно вернуть в соответствии с порядком, установленным ст. 43 НКУ.

Что касается военного сбора, который юридические лица должны были бы уплачивать в случае потери статуса плательщика ЕН — его переплата также должна быть возвращена, поскольку НО по ЕН и ВC отражаются в одной декларации. В то же время официальной позиции налоговой по этому поводу пока нет.

Осложнение ведения бизнеса на общей системе
С переходом на общую систему бизнес приобретает ряд новых обязанностей:

  • ведение детального учета доходов и расходов;
  • применение РРО/ПРРОПрограммный регистратор расчётных операций, если не подпадает под исключения (согласно ст. 9 Закона о РРО);
  • уплата дополнительных налогов и сборов, если есть такое требование.

РРО/ПРРО и штрафы: если предприятие освобождалось от РРО, будучи на ЕН (например, ФЛП 1 группы), но при этом с момента аннулирования статуса стало общесистемником, то фискалы могут применить штрафы за неприменение РРО/ПРРО и за неформирование чеков.

Товарный учет
ФЛП на общей системе обязаны:

  • вести учет товарных остатков;
  • продавать только те товары, которые включены в учет (п. 12 ст. 3 Закона о РРО).

В случае отсутствия товара в учете, налоговая имеет право наложить штраф — в размере стоимости незарегистрированного товара по ценам реализации, но не менее 170 грн (ст. 20 Закона о РРО).

Важно: штрафов можно избежать, если будет доказано, что действия не содержали намерения нарушения или были формально обоснованы (например, не было уведомления об изменении системы налогообложения).

Штрафы за непредставление новых деклараций
Поскольку аннулирование происходит с прошлой даты, налоговый орган будет считать, что ФЛП или юрлицо стали налогоплательщиками общей системы «задним числом». А значит:

  • юрлицо должно было подавать декларации по налогу на прибыль;
  • ФЛП — декларации об имущественном состоянии и доходах.

За каждое непредставление налоговой декларации грозит штраф:

  • 340 грн — за первое нарушение (п. 120.1 НКУ);
  • 1020 грн — в случае повторного нарушения в течение года.

Неправильный учет доходов
ФЛП, который продолжал вести учет в форме, характерной для ЕН (Книга учета доходов или доходов и расходов), на общей системе может столкнуться с тем, что такие записи не будут признаны допустимыми. В результате возможно наложение административного штрафа по ст. 164 КУоАП в размере от 51 до 136 грн.

Обязательная регистрация плательщиком НДС
Если на общей системе возникли основания для обязательной НДСНалог на добавленную стоимость-регистрации, ФЛП или юрлицо должны были зарегистрироваться плательщиками НДС. Если этого не сделано, контролеры могут применить штрафы за ведение деятельности без регистрации НДС-плательщиком, предусмотренные ст. 183 НКУ.

Потеря льготы по уплате земельного налога
На упрощенной системе некоторые плательщики имели освобождение от уплаты земельного налога. После потери статуса плательщика ЕН такая льгота аннулируется. Если земельный налог не был начислен своевременно, налоговый орган:

  • самостоятельно доначислит налоговые обязательства;
  • применит штраф согласно п. 123.1 или 123.2 НКУ: 10% или 25% от суммы заниженного налога.

Возвращение к упрощенной системе
Вернуться к ЕН после принудительного снятия с регистрации можно только по истечении четырех последовательных кварталов с момента аннулирования. Это требование прямо предусмотрено п. 299.11 НКУ.

ЕСВ для ФЛП, если есть основная работа: новые аспекты


Выводы относительно принудительного аннулирования регистрации плательщика ЕН:

  1. Аннулирование возможно задним числом — с 1-го числа месяца после квартала, в котором было допущено нарушение.
  2. Последствия аннулирования:
    - доначисление НДФЛ, военного сбора (ФЛП) или налога на прибыль (юрлица);
    - штрафы и пеня;
    - потеря права на упрощенную систему на 4 квартала.
  3. Возврат уплаченного ЕН — возможен только после подачи письменного обращения и аннулирования предыдущей отчетности (БЗ 107.01.07).
  4. РРО/ПРРО-обязанности — с момента потери статуса ЕН предприниматель обязан использовать РРО (кроме отдельных исключений).
  5. Товарный учет — для ФЛП-общесистемщиков обязателен, и штрафы за его отсутствие могут достигать стоимости неучтенных товаров.
  6. Новые налоговые декларации — необходимо подавать отчетность по общей системе задним числом, иначе — штраф (340/1020 грн).
  7. Неправильный учет доходов — «единоналожная» форма учета не подходит для общей системы; возможен админштраф.
  8. НДС-регистрация — становится обязательной при наличии оснований на общей системе.
  9. Земельный налог — теряется право на освобождение; налог доначисляется вместе со штрафом (10–25%).
  10. Судебная защита — аннулирование без проверки или на основании камеральной проверки незаконно; в случае нарушений процедуры — возможно восстановить статус ЕН через суд.

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки