Прекращение полномочий должностных лиц как основание для увольнения

21 августа 2025 Пригодится для: Предприниматели

Прекращение полномочий должностных лиц как основание для увольнения

Кодексом Украины о работе № 322-VIII от 10 декабря 1971 года (далее — КЗоТ) предусмотрены основания для расторжения трудового договора. Статьями определены основания для увольнения как по инициативе работодателя, так и по инициативе работника. Есть случаи, когда трудовой договор расторгается по инициативе третьей стороны.

Дополнительные основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя с отдельными категориями работников по определенным условиям приведены в статье 41 КЗоТ Украины. Одна из них — это прекращение полномочий должностных лиц, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 41 КЗоТ. Это основание внесено в КЗоТ и вступило в силу с 1 июня 2014 года.Трудовые отношения во время войны: расширенный анализ изменений, внесённых Законом № 4412-IX

Кто может быть должностным лицом?

В КЗоТе Украины нет понятия «должностное лицо». Окончательного перечня должностей, к которым можно применять такое понятие нет. Частью 1 статьи 161 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) определены должностные лица акционерного общества. Это глава и члены наблюдательного совета, глава и члены совета директоров, исполнительного органа, корпоративный секретор акционерного общества, глава и члены консультативного). В части 3 статьи 99 ГК указано, что полномочия члена исполняющего органа могут быть в любое время прекращены или он может быть в срок отстранен от исполнения.

Одним из главных критериев по какому лицу является должностной — это влияние личности с помощью административных и организационно-распорядительных функций. Название должности не дает ей никаких оснований для получения статуса «должностное лицо». Увольнение на основании пункта 5 части 1 статьи 41 КЗоТ уместно применять к должностным лицам юридического лица. Речь идет о представителях исполняющего органа общества, членов наблюдательного совета. Должностными лицами будут считаться личности обществ, выполняющих организационно-распорядительные и административные функции. Это могут быть должностные лица хозяйского общества. Юридические лица, имеющие уставный (составленный) капитал которых разделен на части между участниками являются хозяйскими обществами. К хозяйственным обществам принадлежат акционерные общества, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное общество, своей деятельности должны руководствоваться законодательством о хозяйственных обществах.

Глава и члены правления хозяйственного общества должны находиться с обществом в трудовых отношениях.

Взвежая на законодательные нормы, будет считаться нарушением, если в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 41 КЗоТ произойдет освобождение должностных лиц в органах государства местного самоуправления.

Как происходит увольнение?

Основание, приведенное в пункте 5 части 1 статьи 41 КЗоТ, можно считать одним из новейших для увольнения по инициативе работодателя. Взвешивая на ее силу, у работодателя исчезла необходимость внести в трудовой договор пункт о прекращении полномочия должностного лица. Таким образом владелец имеет право принять решение о прекращении полномочий. Принятие руководителем или органом управления решения, по примеру, общими сборами, не считается окончательным увольнением должностного лица. Это предварительное решение, ведь в таких ситуациях следует придерживаться четкого алгоритма одобрения и принятия необходимых решений. На основании принятого решения выдается приказ (распоряжение) об увольнении на основании пункта 5 части 1 статьи 41 КЗоТ.

Увольнение работника с нарушением законодательства о труде является доказательством незаконного прекращения трудовых отношений и может быть обжаловано в судебном порядке. Помимо этого увольнения должен происходить с правильным применением оснований к каждому работнику индивидуально.

В настоящее время КЗоТ или другим нормативно-правовым актом не предусмотрены обстоятельства, которые могли бы предотвращать решение об увольнении. Решение о прекращении полномочий должностного лица может быть принято, если должностное лицо результативно и качественно выполняло возложенные на нее обязанности. Соответственно к части 3 статьи 99 ГК, полномочия члена исполнительного органа могут быть в любое время прекращены или он может быть в срок отстранен от исполнения подставь.Договорная работа в качестве основы юридической стабильности бизнеса

Судебная практика по применению пункта 5 части 1 статьи 41 КЗоТ свидетельствует о том, что увольнение по приведенному основанию не предусматривает уведомления о прекращении полномочий, функциями статусом хозяйского общества и другими документами.

Несоблюдение или нарушение процедуры освобождения должностного лица за упомянутым основанием, предусматривает право освобожденного обратиться в суд с требованием возобновления на рабочее место с работы. срок вынужденного прогула или другой компенсационной выплаты.

Исходная помощь при увольнении

Соответственно нормам действующего законодательства, работник имеет право получить выходную помощь при увольнении, что не входит в фонд оплаты труда работодателя. Средства выплачивают не за всеми основаниями, в соответствии с которыми прекращаются трудовые отношения, но само основание влияет на то, какую помощь получит работник.

Выплата выходной помощи предусмотрена статьей 44 КЗоТ Украины. Увольнение на основании пункта 5 части 1 статьи 41 КЗоТ предусматривает выплату исходной помощи для должностного лица. Ее размер — не менее шестимесячного размера средней заработной платы по расчету в месяц должностного лица. О соответствующем условии говорится в пункте 1 статьи 44 КЗоТ, а сведения о выплате выходной помощи нужно указать в наказании (распоряжении) об увольнении.

Средства работник должен получить в день увольнения. Если в этот день работника нет на рабочем месте, то исходную помощь нужно пересчитать повлекая на сроки расчета при увольнении, на условиях статьи 116 КЗоТ. Обозначено, что суммы, в том числе и исходящая помощь, должно выплатиться не позднее, чем на следующий день после представления работником соответствующего требования.

Расчет исходной помощи нужно проводить с помощью Порядка исчисления средней заработной платы, утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1995 года № 100.

Автор: Нaталия Кириченко,

эксперт по вопросам трудового законодательства и кадрового учета

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки