Что нужно знать ФЛП, если платите за рекламу в интернете
09 декабря 2020 Пригодится для: Предприниматели
Если что-то покупаете у иностранных компаний через интернет, надо уплатить НДС и налог с доходов нерезидентов. В частности, это касается рекламы в Facebook, Instagram, Google.

Если оплачиваете с бизнес-счёта нерезидентам рекламу, хостинг, рассылки — нужно будет уплатить дополнительные налоги и подать отчётность.
Как платить
Способ оплаты интернет-рекламы зависит от того, в какой стране зарегистрирована компания — поставщик услуги (резидент/нерезидент), от валюты оплаты и от того, какой выберете тип платёжного профиля — бизнес-аккаунт или личный.
Рекламу можно оплатить:
- Через посредника. Вы оплачиваете услуги агентства и площадок, на которых будете рекламировать свои товары или услуги, т. е. платите вы украинской компании по выставленным счетам.
- Самостоятельно, напрямую работаете с площадкой поставщиков рекламных услуг. Поставщиком может выступать как украинская, так и иностранная компания. Если компания нерезидент, у вас возникает обязательство по уплате налогов.
Если платите за рекламу как СПД, указывайте это, тогда дальнейшие рекламные услуги будут оформлены первичными документами, а оплата проводиться с бизнес-счёта.
Какие варианты оплаты рекламных услуг возможны:
- автоматическое списание с привязанной к рекламному аккаунту платёжной карты. Например, если работаете с Гуглом, регистрируете карту, привязанную к бизнес-счёту (корпоративную карту). К валютному счёту тоже существует карта-ключ, но уточните, подходит ли она для оплаты в интернете. Если оплата в валюте, списание по коммерческому курсу банка;
- предоплата (сначала пополняете виртуальный счёт, а деньги списываются постепенно);
- постоплата (кредитная линия) — платите в конце периода за фактически открученную рекламу по выставленному счёту от поставщика услуги.
К примеру, Гугл предусматривает возможность оплаты с предпринимательского счёта по счёту. Можете распечатать платёжные реквизиты из аккаунта или получить предварительный счёт на оплату и отнести его в банк. Через отделения платежи обрабатываются дольше.
Нужно сохранить платёжку и дождаться, когда деньги будут зачислены на ваш счёт: возможно, понадобится прикрепить подтверждение платежа в случае ошибки в реквизитах или технических сбоев. Этот способ подойдёт, если выбрали предоплату или постоплату (кредитную линию).
Если рекламный поставщик — иностранная компания, действует лимит по расчётам в 400 тыс. грн (п. 321 Постановления НБУ № 2; п. 1 ст. 20 ЗУ № 361-IX).
Как учесть расходы на рекламу
На общей системе расходы на рекламу можно включить в состав расходов и уменьшить на них сумму дохода, с которого надо уплатить налоги.
У ФЛП-единщиков расходы на налоги не влияют, но если оплачиваете рекламу товаров/услуг со счёта, вам нужно вести такой учёт для себя и правильно оформлять операции.
Для налоговой, чтобы подтвердить и доказать расходы, нужны договоры, акты, счета-фактуры. Поэтому вам надо подготовиться.
Если используете личную карту, учесть расходы на рекламу не получится, ведь использование личных счетов в хоздеятельности запрещено (п. 14 Постановления НБУ № 492).
А вот если используете корпоративную карту / бизнес-карту в рекламном кабинете сервиса — она привязана к счёту компании/ФЛП. Подтверждением расходов будет банковская выписка. А предоставление услуги подтвердят отчёты из рекламного кабинета. Например, в Фейсбуке можно скачать отчёт за каждый день, когда была реклама.
Если платите со счёта. Документ, подтверждающий факт оказания услуги поставщиком: квитанцию, акт, чек.
К примеру, если оплачиваете рекламу Google с бизнес-аккаунта, есть возможность получать в электронном и бумажном вариантах предварительный счёт на оплату, акт сдачи-приёмки услуг, налоговую накладную и акт сверки расчётов.
Можно перестраховаться и самостоятельно оформить документы: в течение месяца, к примеру, собирать фотоотчёты, скрины баннеров, видеоролики рекламных кампаний с информацией о рекламируемых товарах/услугах, распечатать все платёжные квитанции и под эти материалы составить акт-отчёт с учётом требований к оформлению первичных документов.
Это поможет более детально отразить суть и доказать реальность операций по рекламе, если информация понадобится проверяющим или суду (Постановление ВС от 21.05.2019 г. по делу № 826/11026/15).
Эту информацию может готовить подрядчик в виде отчёта о проделанной работе.
В каких случаях подавать авансовый отчёт
Если настройкой и оплатой рекламы занимается сотрудник, произведённые оплаты за рекламу будут считаться выданными под отчёт, даже несмотря на то, что они произведены в безналичной форме через интернет.
Сотрудник должен подать авансовый отчёт за потраченные с карты деньги, приложив распечатку подтверждающего электронного документа. Вы и сами можете проверить эти суммы по выписке банка, отыскать списанные суммы по назначению платежа.
Срок подачи авансового отчёта — в течение 5 банковских дней со дня проведения оплаты (пп. «б» пп. 170.9.2 НКУ). Но в случае расчётов корпоративной картой срок больше — до 10 дней, по пп. 170.9.3 НКУ (консультация в ЗІР, подкатегория 103.17).
Расходы на рекламу с карты будут считаться потраченными на хознужды.
Если работник пополнил с корпкарты рекламный бизнес-аккаунт, деньги в момент подачи отчёта не списались, в подтверждение выполнения задания достаточно скриншота о проведённой оплате, подтверждающего либо зачисление денег на рекламный аккаунт, либо уплату по выставленному счёту. Так будет понятно, что сотрудник выполнил задание и деньги ушли по назначению.
Налоги при оплате рекламных услуг нерезидента
Если что-то покупаете у иностранных компаний через интернет, надо заплатить налог на репатриацию и НДС, отчитаться по нему. В частности, это касается рекламы в фейсбуке, ведь эта компания не имеет представительства, зарегистрированного в Украине.
Если не платить эти налоги в надежде, что налоговая не узнает, но это всё же обнаружат, — вас могут оштрафовать.
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 4184 о введении НДС для электронных услуг. Налог планируется ввести на сервисы Google, YouTube, Facebook, Adobe и других компаний, которые предоставляют электронные услуги в Украине. Если закон примут, он вступит в силу с 2022 г., и эти компании будут платить НДС сами.
Налог на репатриацию. Это налог с доходов нерезидентов, которые они получили в Украине.
Плательщиками являются все СПД-резиденты, если получили услугу от иностранной компании на территории Украины, в том числе предприниматели, даже единщики (п.п. 133.1, 297.5 НКУ).
Как уплачивать: налог удерживается из выплаты дохода нерезиденту, но в случае с производством и распространением рекламы налог на репатриацию надо уплачивать сверх выплаченного дохода нерезиденту. То есть ваши расходы — оплата услуг плюс налог.
Ставка налога на репатриацию для рекламных услуг — 20% от суммы, выплаченной нерезиденту (пп. 141.4.6 НКУ).
Уплатить налог надо одновременно с выплатой дохода нерезиденту (пп. 141.4.2 НКУ).
Правила международных договоров об избежании двойного налогообложения относительно полного/частичного освобождения от налогов доходов нерезидентов с источником происхождения в Украине не применяются, т. к. налог резидент уплачивает за свой счёт (консультация в ЗІР, подкатегория 102.16).
Штраф за неуплату или несвоевременную уплату налога с доходов нерезидентов (ст. 127 НКУ):
- 25% суммы налога — при первом нарушении;
- 50 % — повторное нарушение в течение 1095 дней;
- 75% — третий раз и более.
Ещё нужно заплатить пеню от суммы неуплаченного налога (ст. 129 НКУ), и могут применить админштраф за отсутствие или нарушение порядка ведения налогового учёта — от 85 до 255 грн согласно ст. 1631 КоАП.
НДС. Если получаете услугу от нерезидента / постоянного представительства нерезидента — неплательщика НДС и место поставки таких услуг — таможенная территория Украины, ответственным за уплату НДС по таким услугам является резидент — получатель услуг (п. 180.2 НКУ).
Тут важно определить место поставки услуг.
Местом поставки рекламных, посреднических, консультационных и других услуг из п. 186.3 НКУ считается место, где получатель этих услуг зарегистрирован как субъект хозяйствования, или место его постоянного/преимущественного проживания.
Получается, когда вы с бизнес-счёта оплачиваете сервера в Нидерландах или рекламу в соцсетях — услугу получаете в Украине.
Оплатив такие услуги с бизнес-счёта, вы становитесь налоговым агентом контрагента и должны уплатить вместо него в бюджет 20% НДС от договорной стоимости услуг (п. 190.2 НКУ), даже если вы не зарегистрированы плательщиком НДС (ст. 208.4 НКУ).
Эта норма распространяется на ЮЛ и на предпринимателей, в т. ч. единщиков (письмо ГФС № №6312/6/99-99-15-02-02-15).
Если стоимость услуг в валюте — нужно пересчитать в гривны по курсу НБУ на дату возникновения налоговых обязательств.
- Плательщику НДС также надо составить налоговую накладную и зарегистрировать её в Реестре налоговых накладных. Тогда вы сможете отразить операцию в составе налоговых обязательств отчётного месяца и подать налоговую декларацию по общим правилам.
- Неплательщик НДС — составлять и регистрировать налоговую накладную не надо. Для вас предусмотрен отдельный отчёт — Расчёт налоговых обязательств (п. 208.4 НКУ, форма расчёта — в приказе Минфина № 488).
Подаётся расчёт в электронном виде в налоговую по месту вашей регистрации. Подавать его нужно только за месяцы, когда получали услуги от нерезидента, в течение 20 календарных дней после окончания отчётного месяца.
Налоговые обязательства по таким операциям возникают стандартно по первому событию, т.е. по факту списания денег или подписанию акта. Уплатить налог нужно в течение 10 дней после предельного срока подачи расчёта.
Штраф за неподачу или несвоевременную подачу расчёта — 340 грн за первое нарушение и 1070 грн за повторное в течение года (п. 120.1 НКУ).
Если у зарубежной компании есть представительство в Украине, платить эти налоги не надо.
- Платите за услуги Google. Это иностранная компания с официальным представительством в Украине — плательщиком НДС (ООО «Гугл»). Это значит, что никаких дополнительных налогов платить не придётся: НДС Гугл уплатит самостоятельно, налог на репатриацию тоже не уплачиваете, ведь выплата происходит компании-резиденту. Вы получите комплект документов как от любого вашего поставщика услуг. Но если услугу оказывает иностранный Google, действуют правила налогообложения относительно нерезидента.
- Рекламная рассылка в Viber. Можно получать услуги рассылки у украинских посредников — сервисов типа SendPuls, eSputnik и прочие. Чтобы запустить сотрудничество, нужно подписать договор (это украинские компании или предприниматели, с НДС и без НДС) и оплачивать счета с расчётного счёта (обычно это предоплата). На выходе получите полный комплект документов и без проблем отразите их в учёте.
Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик