Средний чек

13 мая 2020 Пригодится для: Предприниматели

Почему предпринимателю важно знать средний чек своего бизнеса.

Сейчас самое время разобраться, какой средний чек у вашего бизнеса, если вы не считали его ранее, и разработать план, как его можно увеличить. 

Что такое средний чек

Часто предприниматели путают средний чек со средней стоимостью товаров в своём магазине. Но это не одно и то же.

Средний чек — это сумма, которую за раз клиент потратил в вашем магазине, кафе; заказал услугу. В чеке может быть одна позиция или несколько.

Как посчитать средний чек: выручку за день делите на количество чеков, полученная сумма — это средний чек за день, таким же способом считаете средний чек за месяц.

А чтобы посчитать выручку, надо средний чек на конец месяца умножить на количество покупателей, которые сделали у вас покупку.

Как вы понимаете, чтобы сделать такие подсчёты, надо вести учёт. Если принимаете оплаты на счёт — это проще, а вот если работаете в рознице с наличными — от вас потребуются дополнительные усилия.

Управленческий отчёт о доходах и расходах

Проще всего посчитать средний чек бизнесам с небольшим ассортиментом и однотипной продукцией или услугами — магазинам одежды, пекарням, салонам красоты, кофейням, веб-студиям.

Зачем знать средний чек

Чтобы посчитать выручку и прогнозировать, сколько заработаете, нужно знать средний чек. Для расчёта точки безубыточности тоже нужно знать эти данные.

Если средний чек критически низкий и вы работаете в минус, надо принимать меры: заставить клиента тратить больше, чем обычно.

Для этого проводят акции, расширяют ассортимент, если ранее принимали только наличные — ставят POS-терминал и начинают принимать платёжные карты к оплате.

Когда бариста к кофе предлагает бутерброд, а продавец обуви к паре — средства для чистки, это всё про увеличение среднего чека. Так работают большие магазины, и предпринимателям стоит брать с них пример.

Чтобы вам проще было посчитать средний чек, нужно вести учёт продаж. Мы писали о выдаче расчётных документов покупателям, так вот, копии расчётных чеков и квитанций помогут вам, если работаете с наличными.  Если принимаете оплаты через POS-терминал или подключён интернет-эквайринг, данные о продадах можете проанализировать на основании выписки по счёту.

Выручка зависит от количества заказов и среднего чека. 

Знать средний чек нужно анализировать в контексте эффективности персонала и для принятия управленческих решений. К примеру, у вас магазин одежды, в котором трудятся два продавца посменно. Вы посчитали, что при прочих равных условиях средний чек за дни работы продавца № 1 всегда выше, чем у продавца № 2. Для вас это повод принять решение: отправить продавца № 2 на обучение, выяснить — возможно, он не продаёт, а просто отпускает товар.

Также средний чек нужно анализировать, чтобы оценить эффективность маркетинговых активностей. Вы рассчитываете, насколько возрасла сумму чека до и после проведения акции.

Если у вас несколько продовольственных магазинов и один работает в минус, средний чек крайне низкий, и никакие активности не дают эффекта, возможно, пришло время принять волевое решение и убыточную точку закрыть.

Запускаете бизнес

Когда предприниматель только запускает бизнес, он не может знать средний чек с точностью до гривны, но может прогнозировать выручку, чтобы посчитать, когда окупится бизнес.

Рассмотрим на примере кофейни.

ФЛП решил открыть кофейню, по его расчётам все, кто будет проходить мимо неё, — его потенциальные клиенты.

Так, если за день мимо кофейни проходит 1 тыс. человек и вы предполагаете, что 6% из них заглянут в кофейню, а 85% заглянувших купят у вас кофе, слойку, панини и что-то ещё из вашего ассортимента:

6% от 1 тыс. человек — это 60 человек.

А 85% из этих 60 — это 51 клиент, который что-то купит у вас.

Вы планируете, что средний чек на старте составит 45 грн. Кто-то купит только кофе или воду, кто-то напиток и панини. Если 51 человек сделает покупку, в день ваша выручка может составить: 45 × 51 = 2295 грн.

Средний чек может вырасти: если вы будете расширять ассортимент кофейных напитков, снеков и булочек, будете варить дорогой кофе для ценителей, через полгода после открытия чек может составить 80 грн.

При запуске средний чек может быть ниже, чем вы ожидали, не 45 грн, а 26 грн, клиентов может быть меньше, чем рассчитывали. Тогда стоит запускать комбо-предложения, размещать рекламные плакаты и другие рекламные активности. 

Можно посчитать, когда начнёте зарабатывать. В открытие бизнеса вы вложили 200 тыс. грн, закупили профессиональную кофейную машину, холодильники, стулья, стойку для бариста, сделали ремонт в помещении. Каждый месяц несёте расходы на аренду, закупку ингредиентов, зарплаты и налоги.

Вы хотите знать, когда начнёте работать хотя бы в 0 и при каких продажах зарабатывать.

Для этого надо посчитать точку безубыточности в натуральном выражении.

Если знаете постоянные и переменные расходы на одну единицу продукции, можете посчитать, сколько нужно продавать, чтобы выйти на точку безубыточности и получать прибыль.

Как рассчитать точку безубыточности

К примеру, переменные расходы на 1 ед.: 25 грн — это себестоимость продукции, стаканчики для кофе, доставка продукции, эквайринг.

Напомним, что к переменным расходам мы относим те расходы, которые изменяются вслед за изменением объёма продаж — чем выше выручка, тем больше размер переменных расходов компании: это себестоимость товара, комиссия за эквайринг, комиссии продавцам и агентам, упаковка и доставка товара.

Постоянные расходы — на аренду, зарплату бариста, интернет, эквайринг, налоги и другие расходы — 22 тыс. грн в месяц.

Точка безубыточности = Постоянные расходы ∶ (Цена – Переменные расходы) = 22000 / (45 − 25) = 1100 ед. продукции. Продадите свыше, эти деньги пойдут на покрытие вложений на открытие точки, и только потом можно говорить о прибыли.

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки