Правительство хочет отменить акты выполненных работ
12 сентября 2025 Пригодится для: Предприниматели

ВРУ поддержала за основу Законопроект о налогообложении криптовалют.
Верховная Рада Украины приняла в первом чтении изменения в Налоговый кодекс относительно урегулирования оборота виртуальных активов в Украине. Криптовалюты можно будет легализовать, уплатив налоги. Об этом сообщает «РБК-Украина» со ссылкой на депутата Я. Железняка в Телеграмм-канале:
По его данным, Законопроект №10225-д от 24.04.25. «Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно урегулирования оборота виртуальных активов в Украине» поддержали 246 депутатов. Депутат сообщил, что налоги будут на уровне 18% НДФЛ + 5% военного сбора с прибыли от продажи виртуальных активов. Кроме того, в первый год действия Закона будет льготная ставка 5% НДФЛ. В проекте предусматривается определение виртуального актива - это особый вид цифрового объекта (имущества), который существует в электронной форме благодаря технологии распределенного реестра (блокчейна). Предусмотрено, что виртуальные активы не являются деньгами и не могут использоваться как официальное средство платежа в Украине. Их правовой режим близок к режиму движимого имущества с точки зрения гражданского права. Вместе с тем, редакция, предложенная к первому чтению, которая еще может обсуждаться, предусматривает отождествление токенов электронных денег с электронными деньгами в понимании Закона Украины «О платежных услугах» (№1591-9 от 30.06.21.). Проект разделяет все виртуальные активы на три основные категории:Как забросить собственные деньги на ФЛП-счет упрощенца?
- токены с привязкой к активам - их стоимость стабилизируется путем привязки к активам, таким как валюта или имущество;
- токены электронных денег - привязаны к одной официальной валюте;
- другие виртуальные активы - категория, охватывающая активы, которые не относятся к первым двум типам. Здесь предложена модель, согласно которой Регулятор будет определять какие именно виртуальные активы (кроме токенов с привязкой к активам и токенов электронных денег) будут принадлежать к этой категории.
Напомним, в Меморандуме с МВФ за декабрь 2024 года появился пункт, по которому Украина обновит законодательство по регулированию криптовалют. НБУ и Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) подготовят соответствующие изменения при технической помощи МВФ. Документ также установит, какой из этих органов станет главным регулятором криптовалютного рынка в Украине.
Минцифры: Готовим бизнес к постепенному переходу на электронные акцизные марки.
В первом полугодии 2026 года бизнес поэтапно начнет переходить от бумажных к электронным акцизним маркам - еАкциз. Производители, импортеры, дистрибьюторы и розничная торговля будут иметь дополнительные 6 месяцев для тестирования, адаптации IT-решений и обучения персонала. Минцифры, Минфин и ГНС создают все необходимые условия для удобного перехода, а также презентовали представителям бизнеса концепцию следующего этапа внедрения еАкциза. Она предусматривает:
- постепенный переход к электронным акцизным маркам;
- время для интеграции собственных IT-систем с платформой еАкциз;
- стабильную работу без остановок бизнес-процессов.
еАкциз - это инновационная система, которая заменяет бумажные акцизные марки на электронные с уникальными кодами. Она обеспечивает прозрачность и контроль как со стороны государства, так и со стороны потребителя. Это поможет:
- уменьшить часть нелегальной продукции на рынке;
- сделать рынок более прозрачным;
- гарантировать защиту прав потребителей.
Проект еАкциз внедряется Минцифры совместно с Минфином и ГНС в сотрудничестве с Комитетом ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики. Меры по поддержке внедрения еАкциз осуществляются в рамках проекта «Цифровизация для роста, добропорядочности и прозрачности» (UK DIGIT), выполняемого Фондом Евразия и финансируемого UK Dev. Партнер проекта - Фонд Восточная Европа.
Закон №4536-9 опубликован: что изменилось и когда эти изменения вступают в силу?
Несмотря на обтекаемое название Закона Украины №4536-9 от 16.07.25. «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «Об интегрированной системе предотвращения и контроля промышленного загрязнения» и с целью усовершенствования отдельных положений налогового законодательства» (Законопроект №13157), изменения в нем касаются многих налогоплательщиков: юридических лиц и ФЛП, нотариусов и оценщиков, торговцев алкоголем и табаком, плательщиков земельного налога, экспортеров, энергетиков и коммунальщиков, плательщиков местных налогов и тому подобное. 02.09.25. Президент подписал этот Закон, он официально опубликован в газете «Голос Украины» 03.09 25. Большинство положений Закона (например, изменения в НДС, местных налогах, ТЦО или требования для получения лицензий на розничную торговлю алкоголем/табаком) вступают в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его опубликования, то есть с 01.10.25. Большинство, но не все… Для некоторых изменений Законом №4536-9 предусмотрены специальные сроки вступления в силу:Как предпринимателю оформить наёмного работника
- например, ежеквартальная отчетность в ГНС нотариусами и ФЛП - оценщиками или квартальная единая отчетность по НДФЛ, ВС и ЕСВ для ФЛП - с 1 января 2026 года;
- пошлины на семена рапса или кользы - со дня, следующего за днем опубликования Закона;
- новые пошлины на соевые бобы - со дня, следующего за днем опубликования Закона, но не ранее 1 сентября 2025 года.
ВРУ одобрила Законопроект, который позволяет бронировать работников в розыске и без военного билета.
03.09.25. Верховная Рада Украины приняла за основу Законопроект №13335 от 30.05.25. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно организации трудовых отношений в условиях военного времени», которым устанавливаются особенности трудоустройства, бронирования и увольнения военнообязанных работников критически важных предприятий в сфере оборонно-промышленного комплекса. Об этом сообщил депутат А. Гончаренко в своем Телеграмм-канале:
Согласно пояснительной записке, Законопроектом предлагается разрешить критически важным для ОПК предприятиям бронировать военнообязанных работников, у которых отсутствует или оформлен ненадлежащим образом военно-учетный документ, и/или они не находятся на военном учете, и/или не уточнили персональные данные в ТЦК, и/или находятся в розыске (кроме случаев нарушения ст. 336 и ст. 337 Уголовного кодекса Украины). Продолжительность такого бронирования не может превышать 45 календарных дней со дня заключения трудового договора с таким работником и предоставляется не больше одного раза за один календарный год. В случае, когда работник в течение 45 дней не привел свои военно-учетные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства, работодатель будет иметь основания для его увольнения. По словам А. Гончаренко, депутаты также сократили срок подачи правок к Законопроекту для подготовки ко второму чтению.
С 1 сентября 2025 года - новые справочники налоговых льгот.
3 сентября 2025 года Государственная налоговая служба Украины на официальном вебпортале опубликовала новые (по состоянию на 01.09.25.) справочники:
- Справочник налоговых льгот №130/1, которые являются потерями доходов бюджета;
- Справочник других налоговых льгот №130/2.
В справочниках предоставлен перечень льгот по налогу на прибыль, платы за землю, НДС, акцизного налога, налога на недвижимое имущество, местных налогов и сборов, а также начало и конец действия льгот.
Правительство хочет отменить акты выполненных работ.
Кабинет Министров Украины выступил с инициативой отменить акты выполненных работ. Об этом сообщила Премьер-министр Ю. Свириденко в Телеграмм-канале:
« Правительственный Законопроект отменяет обязательное подписание Акта выполненных работ для оплаты услуг в безналичной форме, как подтверждение получения услуги. Такие нормы облегчат украинским компаниям сотрудничество с европейскими бизнес-партнерами». По словам Ю. Свириденко, прогнозируемая суммарная экономия бизнеса за счет этой новации составит 20,2 млрд грн на год.
Как получить справку об уплате ЕСВ: инструкция для ФЛП и самозанятых лиц.
Отвечают специалисты Главного управления ГНС в Киевской области. В предприниимательской деятельности возникает немало ситуаций, когда необходимо подтвердить факт уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ). Например, во время оформления пенсии, участии в тендере или для представления в банковское учреждение. Законодательство предусматривает четкий механизм получения такой справки. Согласно п. 1 части 1 ст. 6 Закона Украины №2464-6 от 08.07.10. с изменениями «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» плательщик ЕСВ имеет право бесплатно получать от контролирующих органов и Пенсионного фонда информацию, необходимую для выполнения обязательств, возложенных на плательщика согласно Закону №2464-6, а также для подтверждения поступления в ПФ уплаченных сумм ЕСВ. Плательщик ЕСВ - физическое лицо - предприниматель (кроме е-резидентов) (лицо, которое проводит независимую профессиональную деятельность), которое является застрахованным лицом, может обратиться в ГНС по основному месту учета с заявлением о получении справки о суммах уплаченного ЕСВ. Заявление в произвольной форме подается одним из следующих способов:
- в бумажной форме;
- в электронной форме через личную часть е-кабинета, размещенного на вебпортале ГНС по ссылке: https://cabinet.tax.gov.ua/login с соблюдением требований Законов Украины №851-4 от 22.05.03. с изменениями «Об электронных документах и электронный документооборот» и №2155-8 от 05.10.17. с изменениями «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах».
В ГНС напомнили порядок действий в случае изменения места проживания физического лица - предпринимателя.
Специалисты Главного управления ГНС в г. Киеве информируют о порядке действий в случае изменения местонахождения или места проживания физических лиц - предпринимателей, а именно: Труд домашних работников
- для внесения информации об изменении местонахождения физических лиц - предпринимателей необходимо обратиться в орган исполнительной власти, то есть в соответствующий орган государственной регистрации;
- информация об изменении местонахождения или места проживания физических лиц - предпринимателей обновляется в контролирующих органах на основании сведений, полученных из Единого государственного реестра в порядке информационного взаимодействия;
- обязательным условием, при внесении информации об изменении местонахождения или места проживания физических лиц - предпринимателей, является одновременная подача в контролирующий орган по налоговому адресу (месту проживания) заявления по форме №5ДР о внесении изменений в Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов.
Мобильное приложение «Моя налоговая»: