Как налоговая борется с теневой торговлей в интернете

01 мая 2025 Пригодится для: Предприниматели 1–3-я группы ЕН

Как налоговая борется с теневой торговлей в интернете

Долгое время Государственная налоговая служба Украины (ГНСУ) стремилась к выявлению физических лиц — как предпринимателей (ФЛП), так и обычных граждан, — которые осуществляют онлайн-продажи и получают за них денежные переводы, при этом уклоняясь от уплаты налогов. 

Сегодня, похоже, налоговики получили действенные инструменты, особенно в случаях, когда реализуемая продукция отправляется с наложенным платежом. Ниже рассмотрим, какие методы задействует ГНС и кому стоит насторожиться.

Контроль налоговиков: первые сигналы

Хотя фискалы не спешат делиться подробностями о новых методах контроля, из разъяснения ГНСУ от 02.04.2025 следует, что с 1 марта текущего года служба получает данные из Системы учета данных РРО (СУД РРО) о:Как вывести деньги из ООО

  • физических лицах, которые регулярно получают денежные переводы на свои счета за проданную продукцию, при этом не оформлены как субъекты предпринимательства;
  • ФЛП, осуществляющих расчёты без регистрации РРО/ПРРО, что нарушает требования законодательства о порядке расчетов.

За первые три недели марта ГНСУ уже выявила десятки тысяч лиц, подозреваемых в нарушении налогового законодательства. По отдельным случаям число переводов на одного человека достигало сотен, несмотря на отсутствие регистрации ФЛП или применения РРО/ПРРО.

Несмотря на заявления о «новом» инструменте, ни механизм его действия, ни инновационный компонент не были должным образом пояснены. Однако упоминание даты 01.03.2025 позволяет предположить связь с мартовскими нововведениями в области кассовой документации.

Обновления фискальных чеков: скрытые последствия мартовской реформы

Мы подробно следили за процессом изменений, касающихся кассовых чеков. Основной акцент был сделан на модификации формы фискального кассового чека по товарам/услугам — № ФКЧ-1. Эта форма является ключевой для субъектов торговли, общественного питания и сферы услуг, использующих РРО/ПРРО.

Однако не меньшего внимания заслуживают и иные формы расчётных документов, предусмотренные Положением № 13, утверждённым приказом Минфина от 21.01.2016 № 13*. 

Так, в числе прочего в этом Положении закреплена форма чека № ФКЧ-3, ранее применяемого исключительно небанковскими поставщиками платёжных услуг (НППУ), осуществлявшими приём наличных средств для их последующего перевода через программно-технические комплексы самообслуживания (ПТКС).

*Положение о форме и содержании расчетных документов / электронных расчетных документов, утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.

До конца 2024 года чек ФКЧ-3, также известный как чек ПТКС, должен был содержать следующие реквизиты:

  • «номер ПТКС» — строка 4;
  • «адрес размещения ПТКС» — строка 5.

Это соответствовало:

Приказ Минфина № 601: новая концепция чека перевода средств

С 22 ноября 2024 года, в соответствии с приказом Минфина № 601, чек ФКЧ-3 подвергся кардинальной трансформации. Во-первых, он получил новое название — «фискальный кассовый чек по операциям по приему средств для дальнейшего их перевода», или сокращённо — чек перевода средств. 

При этом из названия исчезло любое упоминание об обязательности использования ПТКС.

Кроме того, структура чека изменилась:

  • строка 4 теперь содержит «адрес хозяйственной единицы»;
  • строка 5 — «номер ПТКС / номер обособленного подразделения поставщика платёжных услуг».

Такие изменения означают, что теперь чек ФКЧ-3 обязан применяться не только при приеме средств через ПТКС, как того требует закон, но и при приеме наличных в кассах обособленных подразделений НППУ. Это расширение сферы применения произошло без соответствующих правок в Закон об РРО, что вызывает множество вопросов к правомерности таких нововведений.

Фискальная служба, в свою очередь, предпочла не акцентировать внимание на этом расширении. Так, в разъяснении ГНСУ от 10.02.2025, адресованном субъектам, осуществляющим платёжные операции, нововведения трактуются как нечто само собой разумеющееся.

Причём здесь онлайн-продажи и маркетплейсы?

Прямая связь существует и заключается в следующем. При наложенном платеже доставка товара часто осуществляется с участием НППУ, через которые проходит оплата от покупателя. Такие переводы автоматически фиксируются через изменённый фискальный чек, теперь охватывающий больше операций, включая те, что ранее не попадали под фискализацию. 

Благодаря расширенному функционалу формы ФКЧ-3 налоговики теперь могут получать информацию о денежных потоках физических лиц, даже если расчёт осуществлялся без РРО и регистрации ФЛП.Комиссия для единоналожников: что стоит знать

Таким образом, обновлённая форма чека № ФКЧ-3 стала инструментом, позволяющим ГНСУ выявлять лиц, торгующих через интернет без должной налоговой регистрации. А для самих участников таких схем это означает резкое усиление вероятности быть выявленным и привлечённым к ответственности.

Как граждане продают товары в интернете: практические схемы и налоговые последствия

Чтобы проиллюстрировать основные схемы онлайн-продаж между физлицами, рассмотрим упрощённый пример: одно физическое лицо (не имеет значения, зарегистрировано ли оно как ФЛП) реализует товар другому физлицу через интернет. Без упоминания брендов, кроме тех, чьё участие в сделке очевидно — например, служб доставки и их финансовых посредников.

Вариант 1. Продажа по предоплате
Самый простой и, с технической точки зрения, непрозрачный для налоговой сценарий — это сделка с полной предоплатой. Продавец размещает объявление на популярной торговой площадке. 

Покупатель соглашается с условиями и переводит полную стоимость товара на банковскую карту продавца до момента его получения. Доставка осуществляется, например, через «Новую пошту», но товар при этом не оплачивается при получении — всё уже урегулировано напрямую между сторонами.

Преимуществом этой схемы является полная неотслеживаемость со стороны контролирующих органов: доступ к движению средств на банковских счетах физических лиц, включая карточные счета, налоговики не имеют. Это объясняется положениями о банковской тайне, которые на данный момент остаются непреодолимым барьером для фискальных органов.

Однако у метода есть очевидный минус — высокий риск мошенничества. В случае недобросовестного поведения продавца покупатель может остаться и без товара, и без денег. Чтобы снизить эти риски, участники интернет-торговли часто прибегают к альтернативной модели.

Вариант 2. Продажа с наложенным платежом
На практике значительная часть сделок осуществляется через наложенный платёж. В этой схеме продавец отправляет товар службой доставки, чаще всего — «Новой поштой». Она выступает в роли логистического посредника, отвечая исключительно за транспортировку и вручение посылки покупателю.

При этом сам платёж за товар принимает не «Новая пошта», а её партнёр — финансовая компания NovaPay, обладающая статусом небанковского поставщика платёжных услуг (НППУ). Это учреждение уполномочено осуществлять переводы денежных средств без открытия счёта, на основании соответствующей лицензии. После получения средств от покупателя NovaPay переводит их продавцу.

Что изменилось с 1 марта 2025 года?

Согласно новой редакции формы кассового чека № ФКЧ-3, вступившей в силу с 01.03.2025, каждый покупатель, который оплачивает товар наложенным платежом в отделении NovaPay, должен получить чек перевода средств. 

Эта форма — результат изменений, внесённых приказом Минфина от 22.11.2024 № 601 в Положение № 13*.

*Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.

Согласно новой версии Положения, чек по ф. № ФКЧ-3 теперь включает обязательные поля:

  • ФИО получателя платежа (строка 8);
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (РНОКПП) — т.е. налоговый номер (строка 8.1).

Таким образом, с каждым выданным чеком NovaPay фиксирует не только факт оплаты, но и персональные данные получателя средств.

С учётом п. 7 ст. 3 Закона Украины «О применении регистраторов расчётных операций» (Закон об РРО), все субъекты, использующие РРО/ПРРО, обязаны направлять в контролирующие органы по защищённым каналам электронные копии всех сформированных расчётных документов. Это означает, что вся информация о получателях наложенных платежей передаётся непосредственно в ГНСУ.

Фактически теперь налоговая получает полный доступ к базе данных продавцов, которые получают оплату от покупателей через наложенный платёж, даже если сами продавцы не зарегистрированы как предприниматели.

Позиция ГНСУ и рекомендации участникам интернет-торговли

Указанные изменения подробно отражены в разъяснении ГНСУ от 02.04.2025. Налоговая служба подчёркивает, что теперь с высокой степенью достоверности можно выявить всех лиц, осуществляющих регулярную онлайн-продажу товаров с получением оплаты через финансового посредника.

В этой связи фискальный орган рекомендует:

  • зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности (например, оформить ФЛП);
  • использовать зарегистрированные РРО/ПРРО при проведении расчётов;
  • соблюдать налоговое законодательство, чтобы избежать привлечения к административной или финансовой ответственности.

А если проигнорировать требования?

Несмотря на кажущуюся «неформальность» интернет-продаж между гражданами, с 1 марта 2025 года подавляющее большинство таких операций стало прозрачным для налоговой. Продавцы, рассчитывающие продолжать деятельность без регистрации и фискализации, рискуют:

  • получить налоговое уведомление-решение на основании данных, переданных из NovaPay;
  • быть привлечёнными к ответственности за ведение незарегистрированной предпринимательской деятельности;
  • получить доначисление налогов и штрафных санкций по результатам камеральной или фактической проверки.

Новая схема работы с наложенными платежами через чек ФКЧ-3 фактически завершает эпоху анонимной онлайн-торговли. Для участников рынка остаётся два варианта: легализоваться — либо готовиться к визиту налоговой инспекции.

Налоговые риски интернет-торговли с наложенным платежом: кто в зоне внимания фискалов

Налоговые последствия онлайн-продаж с наложенным платежом напрямую зависят от статуса продавца — зарегистрирован ли он как физическое лицо-предприниматель (ФЛП) или действует как обычное физическое лицо. Несмотря на то, что налоговые органы в своих разъяснениях зачастую объединяют эти две категории, с юридической точки зрения они требуют отдельного подхода.

1. Если продавец — зарегистрированный ФЛП
На первый взгляд может показаться, что ФЛП под особым надзором налоговиков, в том числе в части использования РРО/ПРРО при торговле с наложенным платежом. Однако на практике подобные опасения во многом преувеличены.

Причина проста: при продаже товаров через интернет с оплатой при получении (наложенный платёж), когда доставка осуществляется службой доставки, например «Новой поштой», расчётные операции, как они определены законом, фактически отсутствуют.

Это означает, что продавец-ФЛП не обязан применять РРО/ПРРО ни при передаче товара в службу доставки, ни при получении денег от NovaPay, выступающей в роли финансового посредника.

Ранее многие ФЛП пользовались возможностью получить наложенный платёж наличными в отделениях NovaPay. Такая форма получения средств создавала условия для уклонения от декларирования доходов.

Однако теперь ситуация изменилась. В соответствии с постановлением Правления Национального банка Украины от 23.08.2024 № 101, ФЛП запрещено получать наложенный платёж наличными. Все средства, поступающие от покупателей, сначала зачисляются на платёжный счёт ФЛП (в NovaPay или любом другом украинском банке), а уже потом могут быть сняты наличными при необходимости.

Подробнее о порядке поступления и снятия средств см. здесь.

Следовательно, доход, получаемый ФЛП от интернет-торговли с наложенным платежом, теперь отслеживается достаточно легко — не через фискальный чек, а через движение средств на расчетном или платёжном счёте. Это подтверждает и позиция налоговой службы, изложенная в подкатегории 107.01.03 Базы знаний (БЗ):
- доход ФЛП определяется по дате зачисления средств на счёт, а не по фискальному чеку.

Таким образом, если ФЛП честно декларирует поступления, причин для применения РРО/ПРРО у него не возникает, а фискальные претензии в этом направлении — излишни.

2. Если продавец — обычное физическое лицо
Ситуация усложняется, если товар продаёт гражданин, не зарегистрированный как предприниматель.Ключевые изменения для ФЛП в 2025 году

Согласно постановлению НБУ от 23.08.2024 № 101, физлица при получении наложенного платежа вправе выбирать между наличной и безналичной формой зачисления средств. При этом, чтобы получить наличные, не требуется открытие счёта в финучреждении, через которое проходит платёж.

Однако здесь возникает проблема: финансовая организация (например, NovaPay) не всегда знает налоговый номер получателя — физического лица. 

Именно по этой причине в прежней редакции Положения № 13 (п. 2 разд. VI) предусматривалась такая логика:

  • если средства переводятся на банковский счёт физлица, в чеке указывается его налоговый номер;
  • если используется электронное платёжное средство (ЭПС), вместо налогового номера отображаются реквизиты платёжной карты.

Новая редакция Положения № 13, утверждённая приказом Минфина от 22.11.2024 № 601, подобных уточнений не содержит. Это создаёт риск: непонятно, смогут ли НППУ (в т. ч. NovaPay) выполнять требования нового порядка в части идентификации получателя — обычного гражданина.

Тем не менее, даже без стопроцентной уверенности в идентификации налогоплательщика, гражданин, регулярно получающий наложенные платежи на банковский счёт, подвергается высокой вероятности контроля и санкций со стороны ГНСУ.

Санкции и штрафы: что грозит гражданину

Законодательство чётко различает разовые продажи личного имущества и систематическую торговлю.

  • Если гражданин осуществляет продажу товаров на регулярной основе (три и более раза в течение календарного года), при этом реализует однотипную продукцию, его действия квалифицируются как хозяйственная деятельность без регистрации.
  •  этом случае применяется ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), которая предусматривает штраф от 17 000 до 34 000 грн.

ГНСУ подтверждает этот подход в своей консультации от 07.04.2025, подчёркивая, что усиливаются меры контроля за онлайн-торговлей для предупреждения налоговых злоупотреблений.

Если гражданин не оформлен как ФЛП и не декларирует полученный доход, его ждут следующие последствия:

  • штраф 340 грн — за несвоевременную подачу или неподачу налоговой декларации, в соответствии с п. 120.1 Налогового кодекса Украины (НКУ);
  • проведение внеплановой проверки — по данным СУД РРО фискалы получают информацию о суммах, поступивших на счёт;
  • штраф в размере 10% от суммы доначисленного налога, а при доказанности умышленного уклонения — до 25% (пп. 123.1 и 123.2 НКУ).

Исключения: когда налог не платится

ГНСУ также отмечает: продажа личных вещей (индивидуального имущества) не является нарушением и не влечёт административной или финансовой ответственности. Однако это не освобождает такие доходы от налогообложения — фискалы не утверждают, что подобные поступления не являются объектом налогообложения.

Что касается ответственности за неподачу декларации, то для граждан, обязанных это сделать, действует ст. 164КУоАП:
санкция — предупреждение или штраф от 51 до 136 грн.

Выводы

  1. С 1 марта 2025 года налоговая служба получила доступ к новым источникам информации о продавцах, получающих наложенные платежи, благодаря обновлённой форме чека ФКЧ-3, который теперь содержит данные о получателе и передаётся в ГНСУ в электронном виде (п. 7 ст. 3 Закона об РРО).
  2. Продажа с предоплатой остаётся наиболее анонимной схемой, однако она сопряжена с высокими рисками мошенничества и фактически не контролируется налоговыми органами из-за банковской тайны.
  3. Наложенный платёж через NovaPay стал прозрачным для фискалов: данные о продавце фиксируются в чеке перевода средств, что делает массовые онлайн-продажи легко отслеживаемыми.
  4. ФЛП при интернет-торговле с наложенным платежом не обязан применять РРО/ПРРО, так как расчётной операции в момент отгрузки товара не происходит. Доход фиксируется по факту зачисления средств на счёт (БЗ 107.01.03).
  5. ФЛП больше не может получать наложенные платежи наличными — средства сначала зачисляются на счёт, что исключает сокрытие выручки (Постановление НБУ № 101 от 23.08.2024).
  6. Обычные граждане, осуществляющие регулярную торговлю (три и более операций в год), рискуют быть признанными субъектами хозяйственной деятельности без регистрации и получить штраф до 34 000 грн (ст. 164 КУоАП).
  7. Недекларирование разовых доходов влечёт за собой штраф 340 грн за неподачу декларации (п. 120.1 НКУ) и возможные доначисления с пенями и штрафами до 25% от суммы налога (пп. 123.1–123.2 НКУ).
  8. Продажа личных вещей не считается нарушением, но такие поступления всё равно могут быть признаны налогооблагаемым доходом — освобождение от ответственности не означает автоматическое освобождение от налога.
  9. Рекомендуемое решение для граждан, систематически торгующих в интернете — официальная регистрация ФЛП и соблюдение правил ведения расчётов, чтобы избежать фискальных рисков.

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки