Финансовый мониторинг и новые полномочия банков по его осуществлению
07 ноября 2023
Финансовый мониторинг является неотъемлемой составляющей деятельности банков в Украине, и осуществляется он с целью обеспечения финансовой стабильности и предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем. Вместе с тем банковские проверки могут вызвать определенные сложности для предпринимателей и даже негативно отражаться на их деятельности.

Что нужно знать ФЛП о финансовом мониторинге и новых полномочиях банков по его осуществлению, читайте в статье.
Финансовый мониторинг: полномочия банков
Банки обязательно проводят анализ и классификацию клиентов, оценивают риски и своевременно уведомляют соответствующие органы о любых подозрительных транзакциях.
Прежде всего, проверки касаются:
- легальности полученных предпринимателем платежей;
- наличия соответствующих документов на платежи;
- контроля за уплатой налогов с полученных платежей.
В отличие от проверок ГНСГосударственная налоговая служба , банковский финансовый мониторинг является более динамичной процедурой.
К примеру, 05.09.2023 Постановлением НБУНациональный банк Украины №107 были откорректированы правила раскрытия банковской тайны. Теперь правила банковской тайны не распространяются на случаи, когда банку становится известно о наличии у его клиента открытого банковского счета за рубежом. О данном факте банк должен уведомить налоговую службу.
Кроме того, банковская тайна не будет распространяться на автоматический обмен информацией. Банки имеют право передавать информацию в рамках автоматического обмена по своему клиенту-резиденту другой страны в налоговую, чтобы она могла осуществить проверку выполнения им налоговых обязательств.
Переводы средств с зарубежных счетов предпринимателей на счета в украинских банках будут фиксироваться в процессе осуществления финансового мониторинга, о чем будет извещаться ГНС.
В свою очередь налоговая может обратиться к предпринимателю с письменным запросом, чтобы он объяснил происхождение средств, или начислить налоги на полученный им доход на основе предоставленной банком информации о сумме полученных платежей.
Также постановлением №107 расширяются полномочия банков по контролю за состоянием счетов клиентов-предпринимателей. Теперь банки должны известить ГНС в случае:
- существенного превышения суммы полученных платежей от указанной в заявке в качестве запланированного дохода;
- повышенной активности по счету.
Эти «индикаторы подозрительности» являются основанием для предоставления информации о состоянии счета клиента в налоговую.
Хотим обратить внимание, что сумма в 400 тыс. грн, заявленная в ЗУ «О финансовом мониторинге» в качестве основания для банковской проверки является номинальной. На самом деле работников банка интересует внезапное увеличение суммы поступлений на счет клиента или нетипичная для него активность.
К примеру, если на счет предпринимателя в течение долгого времени не поступало более 50 тыс. грн в месяц, то платежи на сумму 150 тыс. грн станут основанием для проверки его деятельности, хотя формально сумма в 400 тыс. грн, указанная в законе, не превышена.
Признаки, по которым банк определяет клиента как рискового
Согласно критериям банка, прозрачной финансовой операцией являются платежи, по которым:
- есть документальное подтверждение (договор, счет, акт выполненных работ или накладная);
- имеется фото или видеоподтверждение (выполненной работы или проданного товара);
- уплачены налоги, если платежи подлежат налогообложению.
Также предприниматель должен доказать, что имеет достаточно ресурсов для выполнения определенных видов работ или организации продаж крупных партий товаров (наличие наемных работников, аренда складских помещений, аренда или наличие в собственности транспортных средств, оборудования и т.п.). К тому же ФЛП должен предоставить документы на движимое и недвижимое имущество и объяснить, на основании чего он им пользуется (право собственности, аренда).
Таким образом, вполне ожидаемо, что предприниматель, который внезапно начал получать крупные суммы на счет и объясняет происхождение средств как плату за выполнение ремонтных работ на крупных объектах, при этом у него нет наемных работников, которые могли бы эти работы выполнять, а также соответствующего оборудования, которое должно использоваться, вызовет подозрение у банковских работников и будет подлежать финансовому мониторингу.
Напомним, что согласно Постановлению НБУ от 19.05.2020 №65, банки обязаны осуществлять актуализацию данных клиентов:
- ежегодно в отношении клиентов, риск деловых отношений с которыми высок;
- раз в 3 года в отношении клиентов со средним риском деловых отношений;
- раз в 5 лет по отношению к клиентам, риск деловых отношений с которыми минимальный.
Таким образом, предприниматель может самостоятельно определить, к какой категории клиентов он относится, подсчитав частоту обращений банка по поводу обновления информации.
Правила финансового мониторинга
Правила проверки утверждены Государственной службой финансового мониторинга, и они одинаковы как для банковских учреждений, так и для других организаций, имеющих право его осуществлять.
Согласно данным правилам, проверка будет производиться в случае:
- подозрительных финансовых операций (запутанные транзакции, поступления средств, не имеющих обоснования и т.п.);
- неоднократного осуществления платежей, которые дают основания полагать, что клиент банка хочет избежать верификации или финансового мониторинга;
- получения третьими лицами наличных со счета предпринимателя, кроме заработной платы наемными работниками, не реже одного раза в месяц;
- наличия нетипичной (слишком большой) для клиента суммы остатка на счете и снятие ее наличными через кассу;
- переводов средств за границу кроме тех, которые оговорены контрактами на выполнение работ/продажу или покупку товаров (выплата дивидендов, предоставление займа, кредита, инвестирования и т.п.);
- регулярного получения клиентом услуг дистанционного характера, не имеющих экономического обоснования, которые клиент оплачивает не реже раза в месяц;
- регулярного осуществления платежей, в назначении которых указаны «ссуда, возврат долга, финансовая помощь» и т.п.;
- предоставления доверенности на осуществление финансовых операций лицу без установления контакта с субъектом;
- если осуществляется операция купли или продажи права денежного требования;
- регулярной деятельности, которая связана с покупкой финансовых инструментов (облигаций, корпоративных или имущественных прав), в результате чего клиент постоянно получает прибыль или наоборот – имеет убытки.
- превышения лимита расчета наличными деньгами.
Таким образом, оснований проверить деятельность клиента у банка более, чем достаточно.
Для того чтобы финансовый мониторинг не повлиял негативно на деятельность предприятия и не стал причиной блокировки счетов, необходимо соблюдать прозрачность платежей и иметь в наличии все подтверждающие документы.
Однако следует понимать, что основной целью финансового мониторинга остается обеспечение безопасности финансовой системы Украины и разоблачение любых подозрительных финансовых операций, которые могут угрожать стабильности экономики страны и стать препятствием в намеченном государством курсе на евроинтеграцию.