ФЛП 2 группы: требования к деятельности в 2025 году

20 мая 2025

Что нужно знать предпринимателям, которые собираются регистрировать ФЛП 2 группы? Какие условия работы на 2 группе налогообложения? Какие размеры налогов и требования к представлению отчетности? Нужно ли использовать кассовые аппараты? Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся деятельности ФЛП на 2 группе упрощенной системы налогообложения, даны далее в статье.

ФЛП 2 группы: требования к деятельности в 2025 году

Регистрация ФЛП 2 группы

Чтобы зарегистрировать ФЛП 2 группы, нужно подать заявление. Проще всего сделать это в онлайн-режиме через сервис «Дия». Также подать заявление можно в бумажном виде в центре предоставления админуслуг.

В заявлении указываются паспортные данные предпринимателя, выбирается 2 группа налогообложения и указываются виды деятельности (КВЭДКлассификации видов экономической деятельности), которые планирует осуществлять ФЛП. Законодательством не предусмотрены ограничения по максимальному количеству КВЭД, которые можно зарегистрировать. Поэтому рекомендуется указать сразу все возможные виды деятельности, по которым предприниматель в будущем может получать платежи. Добавить новые КВЭД можно также на любом этапе существования ФЛП, если в этом возникнет необходимость.

Важно после подачи заявления проверить, принято ли оно налоговой, ведь по техническим или другим причинам заявление может быть не рассмотрено или отклонено. Подтверждением успешной регистрации является наличие документов:

  • выписки из ЕГРЕдиный государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований о регистрации ФЛП 2 группы (можно заказать в «Дия»);
  • выписки плательщика единого налога (можно распечатать из Электронного кабинета).

Без этих документов не рекомендуется осуществлять предпринимательскую деятельность.

Обращаем внимание, что статус 2 группы ФЛП предоставляется с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявки. До этого момента ФЛП работает на общей системе налогообложения.

Заявление об изменении группы налогообложения предприниматели вправе подавать раз в квартал.

Условия деятельности

Осуществлять предпринимательскую деятельность на 2 группе ЕНЕдиный налог можно только при соблюдении требований налогового законодательства.

  1. Соблюдать лимит дохода. Для 2 группы он составляет 834 «минималки», утвержденные на начало года. В 2025 году за год предприниматели вправе получить 6 млн 672 тыс. грн дохода.
  2. Получать платежи только по зарегистрированным КВЭД.
  3. Не превышать допустимое количество наемных работников. На 2 группе ФЛП разрешено устроить 10 специалистов, при этом восьмой по счету человек должен быть с инвалидностью.
  4. Разрешается продавать товары как физлицам, так и плательщикам НДСНалог на добавленную стоимость, и юридическим лицам в Украине и за границу.
  5. Услуги можно предоставлять только физлицам и предпринимателям-плательщикам ЕН в Украине.
  6. Нельзя производить неденежные формы расчетов (бартер, взаимозачет, подарочный сертификат и т.п.).

Нарушение требований работы на едином налоге является основанием для перевода на общую систему налогообложения.

Налоги на 2 группе ФЛП

Предприниматели на 2 группе упрощенной системы налогообложения платят:

  • Единый налог – 20% от минимальной зарплаты (в 2025 году 1600 грн, но в некоторых регионах размер ЕН может быть меньше, если местные власти берут на себя его частичную компенсацию).
  • Военный сбор – 800 грн ежемесячно.
  • ЕСВЕдиный социальный взнос – 1760 грн.

Если есть наемные работники, дополнительно выплачивается:

  • 22% ЕСВ от начисленной зарплаты;
  • 18% НДФЛНалог на доходы физических лиц ;
  • 5% военного сбора.

При этом ЕСВ за работника платит работодатель, а НДФЛ и военный сбор вычитается из заработной платы работника.

Кроме того, ФЛП-аграрии с большим количеством земельных участков платят минимальное налоговое обязательство, а предприниматели, продающие подакцизные товары, платят еще и акцизный налог.

Быть плательщиком НДС ФЛП на 2 группе не может. Для этого ему нужно либо перейти на 3 группу ЕН, либо на общую систему налогообложения.

Не платить ЕСВ имеют право ФЛП, которые:

  • зарегистрированы на временно оккупированных территориях;
  • военнослужащие;
  • предприниматели пенсионного возраста;
  • лица с инвалидностью;
  • трудоустроенные лица, за которые ЕСВ платит работодатель.

Освобождаются от уплаты ЕН и военного сбора ФЛП:

  • на период отпуска сроком 1 месяц;
  • находящиеся на больничном;
  • военнослужащие;
  • зарегистрированные на временно оккупированных территориях;
  • зарегистрированные на территориях активных боевых действий или территориях, где имеется высокий риск их возникновения.

Актуальный перечень населенных пунктов, находящихся на оккупированных территориях, территориях, где ведутся бои или есть риск их возникновения, закреплен Приказом № 309 от 22.12.2022 года.

Налоговая отчетность

ФЛП 2 группы должны 1 раз в год представлять налоговые отчеты, в которых указывается размер полученного дохода. Вместе с ними нужно подавать приложение по ЕСВ (если ФЛП относится к категории предпринимателей, освобожденных от уплаты, то приложение по ЕСВ можно не подавать).

ФЛП, владеющие земельными участками, с годовой декларацией также должны подавать приложение по уплате минимального налогового обязательства.

Кроме вышеперечисленной отчетности, ФЛП 2 группы, имеющие трудоустроенных работников, 1 раз в месяц должны подавать:

  • приложение №1 по уплате ЕСВ за работников;
  • 4ДФ по уплате НДФЛ и ВСВоенный сбор за физлиц;
  • приложение №5 о приеме/увольнении работников.

Обращаем внимание, что отчет 4ДФ представляется не только при наличии работников, но и при выплатах физлицам (например, гонораров).

ФЛП, осуществляющие продажу подакцизных товаров, должны подавать декларацию по уплате подакцизного налога.

Предприниматели, только зарегистрировавшие свой бизнес и до 1 числа находившиеся на общей системе налогообложения, не получающие при этом доход на общей системе, согласно ст. 49.2 НКУ, имеют право не подавать декларацию об имущественном положении и доходах за этот период.

Первичные документы ФЛП

Первичные документы необходимы для ФЛП как для успешного прохождения налоговой проверки, так и для предъявления при осуществлении финансового мониторинга. Эти документы подтверждают легальное происхождение товаров и законные основания для предоставления услуг. К ним относятся:

  • налоговая накладная;
  • акт приемки/передачи;
  • договор;
  • инвойс и т.д.

В этих документах должны быть указаны реквизиты сторон, налоговые номера, они должны быть подписаны физически или электронной подписью.

ФЛП на 2 группе упрощенной системы налогообложения может производить продажу двух категорий товаров.

  1. Рисковая группа (техника, ювелирные изделия, лекарства). Штраф за отсутствие первичных документов на них – 100% от суммы реализации каждого товара.
  2. Нерисковая группа (все товары, не относящиеся к категории рисковых). Штраф за отсутствие учета составляет 1020 грн независимо от того, на какое количество товаров нет первичных документов.

ФЛП, реализующие товары из рисковой группы, должны вести учет в утвержденной форме, указывая все накладные на купленные товары. Товары в форме учета описывать не нужно, но необходимо хранить накладные, в которых содержится детализированная информация.

Также ФЛП может работать по договору комиссии и вправе включать в доход не весь оборот средств, а только сумму вознаграждения, указанную в договоре. В таком случае обязательно должны быть в наличии отчеты комиссионера, акты приемки-передачи товара под реализацию и квитанции о переводе средств от комиссионера комитенту на сумму стоимости товаров.

Учет доходов

Согласно ст. 296 НКУ, книгу учета доходов ФЛП на 2 группе ЕН разрешается вести в произвольной форме (бумажный формат, Excel-таблица, программа учета). Размер штрафа за ее отсутствие составляет 1020 грн. Пренебрегать ведением книги учета доходов не стоит, ведь именно по ней удобно контролировать использование лимита и представлять годовую отчетность.

При заполнении книги учета к полученному доходу важно прибавлять и размер комиссии, которую снимает банк при обработке транзакций, а не только сумму, поступившую на счет.

Следует иметь в виду, что датой получения дохода ФЛП является дата формирования фискального чека, а не, как ошибочно полагают некоторые предприниматели, дата получения средств на счет.

Куда можно тратить деньги

Предприниматели на 2 группе после уплаты налогов с полученного дохода могут свободно распоряжаться своими средствами:

  • оплачивать ключ-картой как за личные покупки, так и за бизнес-покупки;
  • с ключ-карты и со счета ФЛП снимать деньги наличными (лучше не более 50% от оборота);
  • посылать средства на свою личную карту в любом банке;
  • сделать перевод средств с одного счета ФЛП на другой счет ФЛП в другом банке.

Не рекомендуется осуществлять перевод средств со счета ФЛП в пользу других физлиц, даже если это близкие родственники. Иначе придется заплатить 18% НДФЛ, 5% военного сбора и предоставить отчет 4Д.

РРО/ПРРО

ФЛП 2 группы на ЕН должны использовать РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат)./ПРРОПрограммный регистратор расчётных операций при совершении расчетных операций:

  • приеме платежей наличными;
  • использовании POS-терминала;
  • эквайринге;
  • оплате через NovaPay и т.д.

Не осуществлять фискализацию платежей ФЛП вправе в случае предоставления услуг дистанционно (без физического контакта с клиентом), при получении платежей на IBAN-счет и при оплате через Укрпочту.

Налоговые проверки и финансовый мониторинг

ФЛП должны быть готовы к тому, что их деятельность будет проверяться налоговой. Наиболее распространенной формой проверки является камеральная, которая предусматривает проверку на наличие налоговой задолженности и выполнения требований по предоставлению отчетности/уплаты налогов. Она осуществляется дистанционно и о ней предприниматель узнает, как правило, только при наличии каких-либо нарушений.

Фактическая проверка осуществляется специалистами ГНС «на месте». Обычно она заключается в осуществлении контрольной закупки и выяснении, имеются ли у ФЛП первичные документы на проданный товар.

При документальной проверке налоговые инспекторы проверяют полностью все документы предпринимателя за несколько лет давности (как правило, до 3 лет, но поскольку длительное время действовал мораторий на проверки, после его отмены налоговая может провести проверку деятельности предпринимателя с 2018 года).

Кроме налоговой работу ФЛП проверяют и банки, осуществляя финансовый мониторинг. При открытии счета, больших поступлениях средств на него, при снятии значительной суммы наличными, использовании лимита за короткий срок и других подозрительных для банка операциях ФЛП должен быть готов предоставить подтверждение законности своей деятельности:

  • происхождение товара – первичные документы на товар;
  • условия для ведения бизнеса – договоры аренды склада, офиса, наличие соответствующего оборудования, наемных работников;
  • источник привлечения клиентов – сайт, точка продажи/выдачи товара;
  • исполнение налоговых обязательств – декларации, наличие РРО/ПРРО, уплата налогов.

Таким образом, ФЛП 2 группы — это удобный формат для малого бизнеса, но требует внимательности к лимитам, отчетности и требованиям налогового законодательства. Чтобы избежать штрафов и блокирования счетов, важно внимательно следить за доходами, своевременно платить налоги, вести базовый учет и иметь в наличии первичные документы.

Когда ФЛП завершил деятельность, а обязательства остались: юридические и налоговые последствия

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки