Как внедрить финансовую управленческую отчётность в компании

28 апреля 2021

По мере того как бизнес масштабируется, владельцу приходится иметь дело с целым рядом данных: прибыль, движение денег, задолженность, маржинальность, ликвидность и т. д.

Для эффективного управления и планирования деятельности компании, а также при поднятии раунда инвестиций все финансовые показатели необходимо правильно структурировать и отслеживать на регулярной основе. Сделать это можно с помощью управленческой отчётности.

Что такое управленческая отчётность

Управленческая отчётность — это информация о результатах и планах деятельности компании. Она включает финансовые, операционные, производственные и другие показатели.

Такая отчётность в первую очередь необходима для основателей и руководства компании. На основе этой информации менеджмент может принимать решения, ставить цели, определять ключевые показатели эффективности (KPI) и контролировать деятельность компании.

В этом материале мы расскажем о финансовой управленческой отчётности. Она отражает результаты деятельности за определённый период, движение денег и общее состояние компании.

Что входит в финансовую управленческую отчётность

Отчёт о прибылях и убытках. Он содержит данные о выручке, расходах и рентабельности компании. Это данные как о чистой прибыли, так и детализированные по типам доходов, затрат или проектов.

Управленческий отчёт о доходах и расходах

Отчёт о движении денежных средств. Он показывает, как компания управляет своими денежными средствами. В отчёте содержится объединённая и классифицированная информация о генерации и оттоке денежных средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отчёт о движении денежных средств ФЛП

Отчёт о балансе. Показывает положение компании в определённый момент времени, основываясь на соотношениях между активами, обязательствами и собственным капиталом или их тенденциями.

Как построить управленческий баланс

Отчёт о прибылях и убытках, а также о движении денежных средств необходимо обновлять ежемесячно, для того чтобы регулярно отслеживать изменения основных финансовых показателей.

Резюмируем: финансовая управленческая отчётность — это детализированная и кастомизированная под специфику деятельности компании и потребности пользователей отчётность.

Без финансового бэкграунда вести эту отчётность на хорошем уровне сложно. Если истолкуете данные неправильно, это может привести к ошибочным управленческим решениям, прогнозам и риску не пройти финансовый аудит инвестора при поднятии инвестиций.

Мы уже указывали, что управленческая отчётность — это в первую очередь данные для менеджмента или фаундера компании, а внедрение этой отчётности должно быть осознанным решением СЕО или другого управленца.

Какая информация нужна для принятия решения, насколько она должна быть детализирована, в каком формате и как часто её необходимо получать, может сказать только человек, принимающий решения.

Дальше мы опишем способы внедрения управленческой отчётности, но все они будут невозможны без активного участия СЕО или владельца бизнеса.

Как можно внедрить управленческую отчётность

Нанять опытного финансиста для создания финансовой функции и управления ею.

Плюсы: это классический вариант, который позволит делегировать все обязанности по финансам профессионалу. В среднем требуется от четырёх недель до нескольких месяцев, в зависимости от сложности транзакций компании, чтобы отладить необходимые процессы.

Минусы:

Хороший специалист обойдётся довольно дорого. Если вам нужна помощь только с управленческой отчётностью, а не со всей финансовой функцией, то такие затраты могут быть неоправданными.

Поиск эксперта может занять много времени и ресурсов, потому компании часто обращаются за помощью к рекрутинговым компаниям или финансовым консультантам, которые могут помочь с поиском специалиста.

Доверить управленческую отчётность финансовой консалтинговой компании.

Консультанты смогут настроить всю инфраструктуру и внедрить необходимый инструментарий. Они поделятся результатами с вашим внутренним финансовым экспертом и обучат его, чтобы он продолжал вести управленческую отчётность и дальше. Снова-таки, без активного участия и желания СЕО или основателя компании внедрить и вести управленческий учёт у консультанта не получится, каким бы профессионалом он ни был.

Плюсы: такой способ поможет вам здорово сэкономить ближайшие год-два на высокой зарплате финансиста.

За это время можно обучить внутреннего финансового эксперта до высшей позиции. Он будет вести управленческий учёт дальше и приносить пользу компании.

Как правило, консультанты обладают большим опытом работы в различных отраслях и смогут подобрать наиболее подходящее решение для вашей компании.

Финансовый консультант справится довольно быстро: от четырёх недель до трёх месяцев, в зависимости от сложности операционной деятельности и доступных ресурсов клиента (время сотрудника, который принимает участие во внедрении учёта и будет ответственен за него в дальнейшем).

Минусы:

Консультанты могут внедрить учёт, основываясь на лучших мировых практиках, но такой вариант рискует быть слишком сложным, крайне затратным или попросту неподходящим для вашей компании. Поэтому очень важно участие СЕО или фаундера в этом процессе: именно он должен составить техническое задание для консультантов. В конце концов, важно понимать, что происходит в бизнесе, и закрывать потребности вашей компании, а не вести учёт по принципу «как это делает Гугл». 

После того как финансовый консультант закончит свою часть, важно выделить ресурс для регулярного ведения учёта, например бухгалтера или финансиста. А также донести ответственность за финансовое планирование каждому отделу, в противном случае эффекта от работы консультантов не будет.

Внедрить управленческую отчётность за счёт внутренних ресурсов.

Этот вариант могут рассматривать компании, у которых уже есть специалист по финансам, например бухгалтер или финансовый контролёр.

Плюсы: Такой сотрудник вместе с СЕО или фаундером может правильно выстроить структуру финансовой информации и наладить отчётность.

Минусы: Есть риск выбрать софт, который не будет соответствовать специфике ваших бизнес-операций. При выборе обратите внимание на то, чтобы софт обеспечивал необходимую детализацию отчётности, а все операции можно было автоматизировать и синхронизировать с другими системами.

Часто отделы компаний действуют неслаженно, пренебрегая финансовыми процессами и не до конца понимая свою ответственность за успех компании. Поэтому, если сконцентрировать анализ финансовых показателей и бюджетирование только в руках финансистов, без вовлечения других отделов, — все планы останутся только на бумаге и никакой финансовый контроль работать не будет.

Внедрять управленческий учёт лучше под чутким руководством опытного финансиста. Это поможет направить ресурс в нужное русло и избавит менеджмент от лишнего стресса и экспериментов.

Какие этапы внедрения финансовой управленческой отчетности

Для каждой компании это будет индивидуальное решение и формат. Но общий паттерн работы с управленческой отчётностью все же есть, и он включает следующие шаги.

Построение финансовой основы — структуры отчётов и плана счетов для учёта операций. На этом этапе важно проанализировать специфику деятельности компании и цели внедрения отчётности, чтобы определить необходимый уровень детализации. Обычно это потоки доходов и себестоимости по видам товаров/услуг и/или проектам, структура затрат, денежные потоки и детали баланса.

Следующий шаг — внедрение управленческого учёта. Необходимо разработать принципы/инструкции бухгалтерского учёта, выбрать и протестировать подходящий софт для автоматизации процесса. Важно, чтобы он мог отражать необходимую вам детализацию, был автоматизирован или интегрировался с другими системами компании для быстрой загрузки данных. Можно делать это вручную, но зачем?

Построение бюджетной модели — разработка стратегической и бюджетной модели, создание инструкции бюджетирования, на основе которой будет заполняться модель.

Финальный этап — необходимо собрать все фактические и прогнозные данные в простые в использовании отчётные формы в электронных таблицах или программном обеспечении по учёту.

Что делать дальше

Определите KPI, как финансовые, так и нефинансовые, и регулярно их отслеживайте в управленческой отчётности. Донесите ответственность за достижение этих показателей каждому отделу. И помните, что без инициативы и активного участия СЕО или фаундера затея с управленческим учётом не сработает.

Можете ли вы доверять отчётности о деятельности своей компании? Влияет ли эта отчётность на ваши решения? Если вы ответили «нет» на любой из этих вопросов, задумайтесь о том, какую информацию о деятельности компании вы получаете и на основе чего принимаете решения. Если у вас ещё нет управленческой отчётности, самое время её внедрить. 

Авторы:
Алексей Кныш, старший партнёр, руководитель отдела финансового консалтинга для бизнеса Finance PM


Адриан Косар, старший менеджер, финансовый консалтинг, Finance PM

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки