Кооперация с ФЛП, имеющим регистрацию на оккупированной территории: нюансы налогообложения

30 октября 2023 Пригодится для: Предприниматели 1–3-я группы ЕН

Кооперация с ФЛП, имеющим регистрацию на оккупированной территории: нюансы налогообложения

Есть ли законная возможность на данном этапе сотрудничать с ФЛП, расположение которых по данным из ЕГР пребывает на временно оккупированной территории? Как грамотно облагать налогами выплату, причитающуюся подобным предпринимателям? Не будет ли возникать дополнительных проблем по части расходов?

Если кратко, то на данный момент место регистрации ФЛП на любых временно оккупированных территориях (далее – ВОТ) несёт угрозу для его контрагентов в качестве некоторых неприятных последствий. И это не означает, что причиной является исключительно позиция фискалов. Давайте разберёмся с этими и другими нюансами.Сотрудник вернулся с военной службы к работе

Законодательный момент

Недавно было анонсировано следующее правило (ч. 2 ст. 13 Закона № 1207): Предприниматель, имеющий регистрацию на ВОТ, обладает правом осуществления хозяйственной деятельности лишь после изменения его налогового адреса на другой территории Украины (имеется ввиду, подконтрольной). В противном случае, сделки, которые последний оформит, будут полагаться на уровне закона ничтожными (то есть автоматически недействительными в силу закона).

Важно понимать! Тут говориться не о запрете на ведение хозяйственной деятельности именно на ВОТ, а вообще о деятельности подобного ФЛП на любых территориях.

Остаётся вопрос, каких именно ВОТ касается данное правило.

С какими именно ВОТ будут возникать проблемные вопросы?

По нашему мнению, здесь речь идёт о том, что содержание п. 2 ст. 13 Закона № 1207 оговаривает подобный запрет для деятельности ФЛП, местоположение которых зарегистрировано в АР Крым, г. Севастополь, а также на отдельных территориях Украины, которые входят в состав Донецкой и Луганской областей, которые получили статус временно оккупированных ещё до начала ведения РФ полномасштабной войны в Украине (то есть до 24.02.2022), а именно с 20.02.2014 года и с 07.04.2014 года соответственно.

Подобная логика также прослеживается и в содержании некоторых судебных решений (постановление Хозяйственного суда Запорожской области от 15.08.2023 по делу № 908/2069/23, решение Хозяйственного суда г. Киева от 18.07.2023 по делу № 910/5306/23, решение Хозяйственного суда Николаевской области от 11.07.2023 по делу № 915/647/22).

Однако вопрос не является простым.

Важно знать! По мнению фискалов (103.02 БЗ), подобное ограничение относится к любым ВОТ. Это означает, что последние не берут во внимание тонкости применения Закона №1207 касательно разграничения ВОТ на оккупированные до начала введения ВП, и после ВП (которые имеют различные правовые предпосылки). То есть, налоговики всё относят к одной дефиниции и применяют к ней весь массив максимально неблагоприятных последствий.

С какими нюансами можно столкнуться при сотрудничестве с ФЛП из ВОТ?

С мнением налоговиков на данный аспект мы ознакомились выше. Давайте подытожим.Как ФЛП передать свои права другому лицу: алгоритм действий и правовые основания передачи полномочий

Важно понимать! Если место регистрации ФЛП согласно данных с ЕГР считается территория, отнесённая Перечнем №309 к ВОТ, то фискалы все сделки с подобным ФЛП будут полагать ничтожными, вне зависимости от того, в какой период времени данная территория приобрела такой статус (ещё в 2014 года или уже после введения ВП).

Ничтожная сделка с юридической стороны рассматривается в качестве немеющей никаких правовых последствий, кроме тех, которые связаны с её недействительным статусом. В отношение подобных договоров: все его условия носят недействительный характер и не создаёт никаких обязательств, которые в нём прописаны, для обеих сторон соглашения.

Среди них следующие:

  • требование касательно возврата, всего полученного сторонами в результате реализации ничтожного договора. То есть каждая сторона несёт обязательства по возврату всего, что было получено в процессе выполнения данного соглашения;
  • предусмотренная законом возможность для фискалов при наличии определённых условий путём судебного разбирательства взыскать все блага, полученные в результате такой сделки, взыскать в пользу государства.

Однако, обращение фискалов в суд можно считать экзотикой, так как дело не обладает однозначностью. Ведь им потребуется доказывать наличие намерения сторон/стороны договора. Однако суды брали во внимание фактическое местонахождение ФЛП, а не адрес, указанный в ЕГР.  По данным причинам фискалы не будут браться за подобные дела. А тем более возврат сторон в исходное положение также очевидно не вызовет у налоговиков существенного интереса.

Поэтому, важно понимать, что риски видятся в том, что если покупателем/заказчиком не было проведено отражение расходов в оговоренные законом сроки, полученные от ФЛП по товарам, услугам, работам, то фискалы вынудят их либо убрать, либо корректировать. Плюс следствием будет уменьшение налогового кредита по НДС, без ожидания регистрации расчёта корректировки.

Однако вывод здесь о необходимости убирать подобные расходы носит сомнительный характер.

Но это не всё, что выдумали фискалы.

Важно знать! В качестве следствия ничтожной сделки они требуют удерживать с выплат в пользу ФЛП из ВОТ подоходный налог и ВС. То есть это независимо от подтверждения ФЛП своего статуса.

Таким образом, не будет вызывать удивления тот факт, что контрагенты избегают подобного сотрудничества с ФЛП, местонахождение которых по ЕГР считается территория, отнесённая Перечнем №309 к ВОТ. И тут не составляет разницы время оккупации территории.

В то же время, для таких предпринимателей во избежание проблем с контрагентами и фискалами следует лишь перерегистрировать своё местонахождения на другую территорию Украины.

При этом не требуется изменения данных в прописке.

Чего требует закон?

Далее приведём ряд аргументов против позиции фискалов. Однако доказывать их последует в админсуде и с туманной перспективой.

Запрет на хоздеятельность ФЛП из ВОТ

Как указывалось в начале материала, запрет на ведение хозяйственной деятельности значится в ст. 13 Закона № 1207. Однако там прописано, что данный запрет автоматом может применяться лишь к территориям, оговоренным в пп. 1 и 2 ст. 3 Закона № 1207. А это территории, которые возымели статус оккупированных ещё до введения ВП.Разница между ФЛП (JDG) и ООО (Sp. z o.o.) в Польше

Территории, которые приобрели статус оккупированных после 24.02.2022 года, относятся к п. 3 ст. 3 Закона № 1207. При этом дата начала их оккупации и завершения подлежит определению КМУ в установленном законом порядке (ч. 3 ст. 1 Закона № 1207). Однако при этом дата оккупации Крыма, г. Севастополь и некоторых районов Донецкой и Луганской областей указана в ч. 2 ст. 1 Закона № 1207.

Важно понимать! Это достаточно важный аспект, ведь получается, что те ФЛП, которые зарегистрированы на территориях, прописанных в п. 3 ст. 3 Закона № 1207, могут свободно работать, до тех пор пока КМУ не распространит на наих запрет, предусмотренный для территорий из пп. 1 и 2 ст. 3 Закона № 1207 (абз. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 1207).

Но до настоящего времени подобного решения не принималось!

Касательно удержания подоходного налога и ВС с ФЛП, зарегистрированных на ВОТ

Согласно п.п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, при выплате дохода в адрес ФЛП, зарегистрированного на ВОТ, с последнего следует удерживать НДФЛ и ВС.

Но! Что относится в данном случае к оккупированным территориям? Ответ можно найти в п. 38.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Однако КМУ зафиксировал перечень подобных населённым пунктов в приложении 1 к распоряжению № 1085-р*. А последнее обновление данного приложения было ещё до начала войны, а именно в начале февраля 2022 года.

Из этого следует, что факт существования на данный момент ВОТ гораздо большего числа, не обладает решающим значением для п. 38.1 и 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Таким образом, приходим к выводу о том, что сотрудничество с ФЛП, имеющим регистрацию на ВОТ, которая приобрела подобный статус после 24.02.2022 года включительно, формально дозволено. Однако данный факт вступает в полное противоречие с позицией налоговиков на этот счёт.

Вывод

Спорить с законом не всегда правильно, а в заключение не всегда вы будете признаны правыми.

В украинском законодательстве достаточно много коллизий, и эта не является исключением. Однако не радужная перспектива доказывания своей правоты и позиции в суде не может в данном случае иметь однозначного успеха.

По данным причинам, лучше всё-таки пройти перерегистрацию, особенно при условии не обязательного изменения прописки.

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки