Новое МНО-освобождение и юрлица-упрощенцы
19 июля 2023
6 мая были анонсированы новые правила по применению военного освобождения от исчисления МНО, связанные с вступлением в законную силу Закона №3050 от 11.04.2023 года. Они касаются в том числе юрлиц – упрощенцев, владеющих/пользующихся сельхозугодиями. Какие изменения были внесены и какое влияние оказали на дальнейшие действия юрлиц – плательщиков единого налога?

Каким было первоначальное освобождение?
Начало повествования об освобождении от МНОМинимальное Налоговое Обязательство было опубликовано в статье «Новое МНО-освобождение и ФЛП». Данный порядок является идентичным, как для предпринимателей, так и для юрлиц. Освежим лишь центральные нюансы:
- освобождение было предусмотрено нормой п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ ещё в начале объявления ВП, однако не могло работать в полной мере по причине того, что Перечень №309 от 22.12.2022 года был утверждён не тем государственным органом (Минреинтеграции, а не Кабмин);
- освобождение можно было применять лишь касательно сельхозугодий, засорённых взрывоопасными предметами и/или имеющих фортификационные сооружения. Однако это предполагало наличие полученной от ОВА справки.
Однако положение изменилось с 06.05.2023 года, когда получил силу Закон №3050 от 11.04.2023 года.
Какие новации были внесены в освобождение?
МНО-освобождение 2022
С анонсированием Закона №3050 были кардинально переписаны нормы, определяющие действие военного МНО-освобождения. Это связано с изложением в новой редакции п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Однако напоминаем о том, что относилось к МНО-освобождению 2022 года.
По новым правилам МНО-освобождение получат юрлица:
1) Которые являются упрощенцами на обычной III группе, спецЕНЕдиный налог или сельхозЕН исключительно за сельхозугодия, расположенные на территории активных боевых действий (АБД) либо временно оккупированных территориях, список которых можно найти в содержании Перечня №309;
Важно знать! Касаемо сельхозугодий, расположенных на территориях, которые закреплены данным Перечнем, а именно территориях возможных боевых действий, за 2022 год освобождение от МНО не предусматривается.
2) Не за весь 2022 год, а лишь за период с 01.03.2022 до 3.12.2022 года, а именно 10 месяцев 2022 года.
Вывод: для юрлиц-единщиков, у которых пребывали в собственности/пользовании в январе-феврале 2022 года сельхозугодия, попавшие по информации из Перечня №309 в зону АБД или оккупации, МНО требуется рассчитывать лишь за первые 2 месяца 2022 года.
При этом МНО-освобождение за 10 месяцев получают юрлица, даже в случае, когда земли пребывали в зоне АБД или оккупации хоть какой-то период 2022 года.
МНО-освобождение – 2023
МНО-освобождение будет иметь действие и в период 2023 года.
Подобное освобождение будет касаться сельхозугодий юрлиц, попадающих в 2023 под:
- Военное освобождение от обязанности уплачивать плату за землю по п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ или сельхозЕН по п.п. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НКУ;
- Обычное освобождение от внесения платы за землю и сельхозЕН за земельные наделы, пребывающие в консервации или загрязнённые взрывоопасными предметами, либо относительно которых было принято решение о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов по заявлению налогоплательщика с просьбой признать земельные наделы непригодными для использования по причине наличия потенциальной угрозы их засорения взрывоопасными предметами (абзац седьмой п. 381.2 НКУ).
Касательно освобождения от МНО за 2023 год речь вести не будем, так как время его расчёта придёт в начале 2024 года. А сейчас обратим внимание на 2022 год.
Задекларировали, а потом получили освобождение
Если юрлица-единщики за 2022 года рассчитали МНО за сельхозугодия, а после выхода в новой редакции п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ данные земельные участки подпали под МНО-освобождение, следует сделать следующее.
Если по результатам расчёта МНО в содержании отчётной декларации разница между МНО и величиной учтённых налогов/платежей имела:
- Отрицательное значение, то не следует осуществлять никаких действий, по причине отсутствия влияния подобного уточнения на расчёты с бюджетом;
- Положительное значение, то следует применить уточнение. Так как при фигурировании положительного МНО за 2022 год, данная сумма была приплюсованной к начисленному ЕН и была уже выплачена в бюджет.
Таким образом, следует отправить уточняющую отчётность: для обычного ЕН – к декларации за IV квартал, спецЕН – к декларации за декабрь 2022 года, сельхозЕН – к декларации на 2023 год, и в её содержании пересчитать/занизить сумму МНО к выплате.
Для этого требуется:
- Заполнить приложение к ЕН-отчётности с исчислением МНО исходя из полученного МНО-освобождения, а именно рассчитать МНО лишь за январь-февраль и в подобной пропорции, определить величину налогов, сборов и арендных платежей, которые берут участие при выполнении МНО;
- Перенести уменьшенное положительное МНО значение из приложения в содержание декларации. Обратите внимание, что если при оформлении МНО-приложения будет рассчитано отрицательное значение, то декларацию менять не требуется;
- Провести сравнение в уточняющей отчётности начисленного размера ЕН за период, увеличенный на новое значение МНО, с данными, которые были выведены в отчётной декларации на разницу, которая получится, уменьшить начисленный ЕН.
Важно знать! Поскольку ЕН с учётом МНО уже был уплачен в состав бюджета, то после отправки уточняющей отчётности возникнет переплата, которая может быть учтена в оплату ЕН следующих периодов или возвращена.
Имеем надежду, что не бедует существовать преград к уплате ЕН в последующих периодах. Однако некоторое волнение вызывает факт добавления новых счетов для уплаты МНО Госказначейством с 01.04.2023 года. Они отличаются от предыдущих, куда был уплачен основной налог, частью которого считается и МНО.
Обратите внимание! Если юрлицо не хочет делать перерасчёт, то можно не делать уточнения. К подобному выводу можно прийти с п.п. 69.15 подразд. 10 роозд. ХХ НКУ. В его содержании использована формулировка «имеют право» касательно проведения уточнения МНО юрлицами, ошибочно внёсшими в отчётность положительное МНО.
Таким образом, отправка уточнения к ЕН-отчётности является правом, а не обязанностью.
Провели декларирование неразрешённого освобождения
Данный раздел публикации начнём с того, что уточнять МНО-2022 вообще не обязательно, штрафы не предусмотрены. Однако здесь мы объясним по каким причинам
Кто может вносить уточнение?
Это касается тех аграриев-единщиков, которые отталкиваясь от первичной редакции МНО-освобождения из п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ полагали, что они освобождаются от МНО, и по данной причине при отправке отчётности за IV квартал 2022 года (для стандартного ЕН), за декабрь 2022 года (для спецЕН) или за 2023 год (для сельхозЕН) вообще не проводили расчётов МНО.
А позднее оказалось, что отредактированная норма подобного освобождения не предоставила, так как согласно новых правил это касается лишь территорий, приведённых в Перечне №309.
При этом необходимость внести уточнение может возникнуть не только у аграриев-единщиков, которые вообще после обновления п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ оказались без права на МНО-освобождения, а также тех, кто его всё же получил.
Ведь старая норма предусматривала наличие освобождения за весь период 2022 года (по этой причине за 2022 год МНО вообще не рассчитывалось), а по новым нормам освобождение предоставляется лишь за 10 месяцев начиная с 01.03.2023 года.
То есть МНО следует рассчитывать за первые 2 месяца 2022 года.
Естественно, если аграрии обладали правом нового МНО-освобождения и не обладали возможностью выполнения налогового обязательства за 2022 год и декларирования МНО, то последние должны сделать это после завершения ВП при появлении подобной возможности. В отчётности МНО будет рассчитываться лишь за первые 2 месяца 2022 года. Однако это отдельная категория аграриев.
Проводим уточнение
Для проведения уточнения требуется:
1) Заполнение приложения с исчисленным МНО по новым правилам, а именно тем, кто:
- обладает правом на освобождение в 2022-м году, рассчитывает МНО за январь-февраль пропорционально числе месяцев года, за которые получено освобождение;
- не обладает правом на получение освобождения по новой редакции МНО-освобождения, МНО следует рассчитывать за весь 20222 год по общим основаниям;
2) далее всё зависит от результатов исчисления МНО. Так, если при сравнении МНО и величины налогов, сборов и арендных платежей, которые берётся в учёт при выполнении МНО, получается:
- отрицательное значение МНО, то ничего в декларацию не вносится. В самой декларации все расчёты будут верными. То есть нет необходимости проводить никакие дополнительные доплаты. В данном случае советуем вообще не делать уточнения, так как штрафные санкции за это не предусматриваются.
- положительный показатель МНО, его следует занести в декларацию и сложить с величиной исчисленного ЕН (при оформлении декларации по сельхозЕН за I квартал 2023 года).
3) Далее необходимо провести сравнением нового ЕН в уточняющей декларации, увеличенного на МНО, с данными ошибочной отчётности и на полученную разницу провести доначисление ЕН.
Не следует опасаться самоштрафов, так как предусматривается военное освобождение по п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, так как уточняется военный период. Однако, чтобы всё было верно, следует уплатить до или в момент подачи отчётности.
Можно ли не уточняться? Да, выход из ситуации существует. При обнаружении подобного промаха в процессе налоговой проверки, штрафов не будет по п. 65 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.