Предприниматель не совершил подачу декларации и получил запрос от фискалов
17 января 2024
ФЛП-единщик 2 группы не отправил налоговикам декларацию за 2022 год, после чего получил письмо с требованием о предоставлении документации. Сам предприниматель пребывает за границей. Несёт ли он обязательство по отсылке выписок, договоров, актов и чеков ПРРО? Или есть возможность просто предоставить объяснение о том, что предприниматель не находится в пределах страны. Давайте выясним.

В чём состоит вопрос?
Давайте поговорим о правовом основании для отправки фискалами письма в адрес ФЛП. Так, будем иметь дело с запросом от контролирующей инстанции, отправленным по п.п.73.3 НКУ. Ведь если бы говорилось, к примеру, о документальной внеплановой невыездной проверке, то:
- она имеет специальную процедуру осуществления. А именно, по п.п.79.2 НКУ плательщику вручается копия релевантного приказа о проведении проверки, а также письменное уведомление о начале и месте реализации такой проверки;
- реализация подобных проверок в период ВП ограничено.
С 01.08.2023 было разрешено проведение некоторых внеплановых проверок, перечень которых можно найти в п.п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Среди прочего, он содержит разрешение на проведение подобных проверок лишь при неподаче отчётности по части контроля за трансфертным ценообразованием. А наш случай не имеет таких признаков.
Важно знать! С 01.12.2023 есть возможность введения годового моратория на проведение документальных проверок (плановых и внеплановых) для единщиков 1 и 2 групп. Исключение составляют проверки при ликвидации и проверок, проводимых по обращению самого плательщика. Это оговаривается законом, принятым на базе законопроекта от 16.10.2023 года № 10016-д.
Однако предпосылки для отправки запроса всё же можно усмотреть. А именно, фискалы обладают правом на отправку запроса по п.п.1 п.п.73.3.1 НКУ – если в результате анализа налоговой информации, полученной законно, фискалы выявят факты, которые могут доказывать нарушение плательщиком в том числе налогового законодательства (с обязательным перечислением подобных фактов в запросе).
Отвечать ли на запрос?
Важно понимать! В разрезе п.п.73.3.3 НКУ, налогоплательщику, должным образом (ст.42 НКУ) получившему письменный запрос, обязан подать информацию, которая определяется в запросе контролёров, а также её документальное подтверждение (исключение – встречная сверка) в течение 15-ти рабочих дней со дня, который следует за получением подобного запроса (в том числе посредством электронного кабинета (п.п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Плательщик освобождается от обязанности в подаче ответа (п.п.73.3.4 НКУ) при условии, что запрос был составлен с нарушениями предпосылок, указанных в абз. 1 — 5 п. 73.3 ст. 73 НКУ.
Требования, которые могут нарушаться налоговиками следующие:
- Основания, по которым подаётся запрос, должны иметь соответствующее подтверждение;
- Перечень запрашиваемой информации и документов, которые регламентируется предоставить;
- Печать контролирующей инстанции, и подпись руководителя.
Таким образом, если налоговики выполнили все законные требования к составлению и содержанию запроса, налогоплательщик должен предоставить:
- данные, запрашиваемые налоговиками;
- документы, которые озвучены в запросе.
Предусмотрены ли военные послабления?
С 01.08.2023 года законодатели приняли решение возобновить течение сроков, указанных в налоговом и другом законодательстве, соблюдение которых пребывает в области контроля фискалов, в период ВП. Это также имеет отношение и к срокам подачи ответов на запросы. По данным причинам, невзирая на ВП, 15-ти дневный срок на ответ движется в общем порядке. Однако действие п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ ограничивается с 01.08.2023 года
Обладает ли значением факт того, что предприниматель за границей?
Никакой информации об этом не содержится ни в п.п.73.3 НКУ, ни в Порядке периодической подачи информации, завизированном Постановлением КМУ от 27.12.2010 года №1245.
Однако момент нахождения налогоплательщика за рубежом значится в ст.102 НКУ в качестве общего основания дл:
- остановки отсчёта сроков давности (п.п. 102.3.1 п. 102.3 НКУ);
- увеличения предельных сроков для отправки налоговой отчётности, жалобы по пересмотру решений контролирующих инстанций, а также заявления по возврату излишне уплаченных денежных обязательств (п.п. 102.6.1 п. 102.6 НКУ).
Однако, как усматривается, данные нормы прямо не относятся к ответу на запрос. Кроме этого они обладают общим характером, в то время, как на период ВП были введены отдельные нормы специального регулирования. А именно п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и Порядок № 225, завизированный приказом Минфина от 29.07.2022 года №225.
Данный порядок также содержит упоминания о пребывании ФЛП за рубежом (через ссылку на п.п. 102.6.1 НКУ в п. 2 разд. II Порядка № 225). И если бы ФЛП по предлагаемой Порядком №225 процедуре подтвердил отсутствие возможности выполнять налоговые обязанности, а именно по отправке декларации за 2022 год, то у налоговиков не было бы никаких оснований для отправки запроса по поводу отсутствия декларации, - так как никаких нарушений ФЛП налоговых законов не усматривается.
Напоминаем, что базовый срок, который предоставляется для подтверждения невозможности, был не позднее 30.09.2022 года. Однако касаемо тех, кто на момент узаконивания Порядка №225 (06.09.2022) обладал возможность подачи релевантного заявления и доказательства в эти сроки. При отсутствии подобной возможности, плательщику предоставляется возможность на подтверждение 60 календарных дней с первого дня месяцев, который следует за месяцем возобновления возможности выполнить какую-либо налоговую обязанность.
Исходя из содержания вопроса, ФЛП не подтверждал невозможность.
Важно понимать! Именно потому, что налоговики не получали от ФЛП заявления и документов, которые бы служили подтверждением отсутствия возможность выполнения налоговых обязательств, логично, что решения о невозможности не принимали, поэтому полагают правомерным направление запроса к ФЛП.
С этим сложно поспорить, так как факт отсутствия отправленной плательщиком отчётности, не подтвердившим наличие своей невозможности, может засвидетельствовать о нарушении плательщиком налогов норм закона.
Относится ли п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и Порядок № 225 именно выполнения обязанности по отправке ответа на запрос фискалов?
Тут сталкиваемся с определённой неоднозначностью. Так ка в том же п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, кроме однозначно озвученных налоговых обязанностей, встречаемся в расширяющим словосочетанием «и т.п.».
С другой стороны, НКУ содержит определение того, что считается налоговой обязанностью (п. 36.1 НКУ). И ответ на запрос фискалов данной дефиниции не подходит. Однако в п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ в качестве налоговых прямо встречаем обязанности, не отвечающие данному определению. Да и сам Порядок №225 в общем упоминает налоговые обязанности, оговоренные НКУ или вообще другими законами, контроль за соблюдением которых возлагается на контролирующие инстанции.
Из данных утверждений можно прийти к неоднозначному выводу о том, что нормы касательно отсутствия возможности по выполнению налоговых обязанностей могут иметь распространение на ответ на запрос налоговиков. По данным причинам, если ФЛП не обладает возможностью выполнять любые налоговые обязательства, из этого следует, что он может и не направлять ответа на запрос. А при восстановлении возможности по выполнению налоговых обязанностей, последний обязан подать заявление с документами, подтверждающими невозможность выполнения в прошлом/будущем налоговых обязательств.
И если налоговая инстанция на основании заявления и подтверждающих бумаг примет Решение о невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, таким образом не будет налагаться ответственность на отсутствие своевременного ответа на запрос (при условии подтверждения отсутствия возможности подобной реакции).
Однако, что это должен быть за ФЛП, у которого такой объёмный период времени отсутствует возможность по исполнению обязанностей, которые могут выполняться в удалённом режиме? Представить такой случай достаточно сложно.
Именно поэтому является низкой вероятность принятия фискалами подобного решения, очерченного выше.
В общем даже трудно представить, что фискалы в случае с запросом станут обращаться к нормам Порядка №225.
Важно понимать! Если да, то ФЛП лучше ответить на запрос в предусмотренные сроки. А если речь идёт о вообще не «спящем» ФЛП, а о том, который продолжает предпринимать хозяйственную активность, то тут и вопрос отсутствует.
Как быть с документами?
Если в налоговом запросе речь идёт о предоставлении документов, если ФЛП может это сделать, то конечно следует предоставить. А если подобная возможность отсутствует? На период ВП введено специальное правило относительно первичных документов для тех ФЛП, которые осуществили деятельность за территориях ведения активных боевых действий или временно оккупированных регионах (Перечень №309).
Так, из содержания п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ усматривается, что основаниями для отсутствия возможность по предоставлению первичных документов для таких плательщиков считается их потеря, порча, и пребывание их на территориях из Перечня №309 при отсутствии возможности по их вывозу, также если она сопряжена с риском для жизни.
При подобных обстоятельствах следует подать в контролирующую инстанцию уведомление в произвольной форме с указанием обстоятельств, приведших к потере или невозможности их вывозу, а также общий перечень первичных документов (по возможности указать реквизиты).
Если это именно случай ФЛП, то фигурально в ответе или в приложении к ответу следует подать уведомление о невозможности предоставления первичных документов по причине невозможности их вывоза (с соблюдением правил к подобному уведомлению, приведённых выше).
А если причина состоит в том, что предоставить документы не получается именно по причине пребывания за границей? В подобном случае полагаем, что ФЛП может попробовать действовать именно по отсутствию возможности по их предоставлению. Как выше было сказано, в разрезе Порядка №225.
Таким образом, в содержании ответа на запрос ФЛП укажет, что не обладает возможностью для предоставления документов, а также направит:
- заявление, оформленное по правилам п. 3 разд. II Порядка № 225;
- подтверждающие документы, указанные в Перечне №225.
Однако достаточно сложно предугадать, как фискалы отреагируют на подобный подход. Фигурально, в результате рассмотрения бумаг всё же будет принято Решение о невозможности своевременного выполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, и как следствие отсутствие ответственности за неподачу этих документов.
Вспомним о нормах ответственности
В общих случаях, при отсутствии ответа на запрос, или подачу документов в неполном объёме, последнему будет угрожать штраф ч. 2 п. 121.2 НКУ — 6700 грн (1 минзарплата на 01.01.2023).
Проверка предпринимателя: какие документы должен иметь на месте ФЛП
В отсутствие подачи налоговой текущей отчётности налоговики могут усмотреть нарушение налогового законодательства, и как следствие направить запрос. Налогоплательщик обязан предоставить запрашиваемую информацию в течение 15-ти календарных дней, которые начинают отсчитываться со следующего за получение запроса дня. При игнорировании запроса ФЛП грозит штраф в размере 6700 грн.
При наличии проблем с предоставлением документов, можно воспользоваться нормами:
- п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ — если ФЛП осуществлял деятельность на территориях активных боевых действий или временно оккупированных регионах;
- Порядка № 225 — в иных случаях.