Налоговые проверки предпринимателей относительно оформления трудовых отношений с работниками: выявление нарушителей, размеры штрафов
23 января 2024
Фактические налоговые проверки предпринимателей по выполнению ими законодательства о труде в вопросе соблюдения требований трудоустройства работников, а также налогового законодательства по исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов продолжают активно осуществляться специалистами ГНС Украины и Гоструда.

Что нужно знать ФЛП о механизме осуществления таких проверок, какие документы нужно иметь на момент визита налоговиков и какая ответственность предусматривается за несоблюдение КЗоТКодекс законов о труде и невыполнение налоговых обязательств, рассмотрим далее в статье.
Налоговые проверки предпринимателей: выявление нарушений
Очевидно, специалисты ГНСГосударственная налоговая служба изменили механизм выявления нарушителей законодательства о труде среди предпринимателей, что позволяет им более эффективно использовать свои ресурсы.
Ни для кого не секрет, что в Украине существует проблема, связанная с фактически выплаченной работодателем заработной платой и задекларированной.
З/п «в конвертах», когда официальная зарплата – «минималка», а остальная выплачивается неофициально, для украинцев является привычным явлением. Однако это суровое нарушение налогового законодательства, ведь налоги работодатели платят только с «минималки». Также это нарушает права работников, поскольку суммы страховых взносов отчисляются от «белой» зарплаты, а не фактически полученной.
Другой проблемой является неофициальная (не по трудовому договору) работа работников на предприятиях.
Именно эти два распространенных нарушения пытаются оперативно выявлять специалисты ГНС.
Одним из методов выявления предпринимателей, выплачивающих зарплату «в конвертах», является мониторинг ресурсов, где работодатели размещают открытые вакансии. Особенно привлекают внимание налоговиков вакансии, в которых заявлена заработная плата, превышающая минимальную.
К примеру, ФЛП ищет бухгалтера и указывает заработную плату в размере 30 000 грн. При этом все специалисты, трудоустроенные на этом предприятии, в том числе и предыдущий бухгалтер, получают зарплату на уровне минимальной. Это может служить основанием для отправки письма налоговой с требованием разъяснить имеющиеся расхождения или даже для фактической проверки деятельности данного ФЛП.
Следующим основанием для налоговиков обратить внимание на то или иное ФЛП является несоответствие количества заявленных работников виду деятельности предприятия. Это может указывать на то, что другие работники не трудоустроены официально.
Конечно, фактическая проверка может быть осуществлена и на основании обращений граждан по факту нарушения оформления трудовых отношений с работниками на определенном предприятии, в том числе и через Телеграмм-чат StopViolationBot.
Фактическая проверка ФЛП
Согласно пп. 80.1. НКУ, фактическая проверка деятельности предпринимателя может производиться без предупреждения.
Законным основанием для проведения такой проверки является приказ руководителя органа, специалисты которого непосредственно совершили визит в ФЛП. Копия этого приказа должна быть предоставлена предпринимателю перед началом проверки.
Фактическую проверку специалисты ГНС могут осуществлять как по месту регистрации ФЛП, так и по другому адресу, где он проводит хозяйственную деятельность или по адресам объектов налогообложения, указанных в форме 20-ОПП.
Срок проведения проверки – 10 дней, однако при необходимости она может быть продлена.
Минимальное количество специалистов, которые могут быть задействованы в фактической проверке деятельности предприятия – 2 должностных лица.
Какие документы проверяются при фактической проверке
Обычно, прежде всего, налоговики проверяют, оформлены ли трудовые отношения с имеющимися на предприятии работниками, а также соответствие оформления этих отношений требованиям законодательства о труде.
Поэтому могут требоваться следующие документы:
- приказы;
- распоряжения;
- трудовые книжки работников (проверка наличия соответствующих записей о трудоустройстве);
- документы, где ведется учет проделанной работниками работы;
- документы, где ведется учет расходов на заработную плату, в том числе сведения о выплате;
- уведомление о найме работника и т.д.
Также налоговикам могут пригодиться для ознакомления и другие документы.
Кроме этого, контролерами часто проверяется, не злоупотребляет ли предприниматель заключением гражданско-правовых соглашений со своими работниками вместо трудовых договоров.
Конечно, такой формат взаимоотношений между работодателем и наемным работником является законным, однако при некоторых видах деятельности он недопустим.
Ответственность за нарушение оформления трудовых отношений
Размер штрафа при выявлении нарушений оформления трудовых отношений с работниками определяется ст.265 КЗоТ.
Суммы штрафов рассчитываются от суммы минимальной заработной платы, установленной на дату обнаружения правонарушения.
Напомним, что на 1 января 2024 года "минималка" составляет 7100 грн, а с 1 апреля она будет поднята до 8000 грн.
Исходя из этого, на предпринимателя будет наложен штраф, составляющий 10 «минималок» (на данный момент – 71000 грн) на всех работников, в отношении которых выявлено правонарушение, если они:
- работают без заключенных трудовых договоров;
- оформлены на неполный рабочий день или с нефиксированным рабочим временем при фактической работе в течение полного рабочего дня.
Такой же штраф будет наложен на тех предпринимателей, которые не платят ЕНЕдиный налог и ЕСВЕдиный социальный взнос с суммы заработной платы своих работников.
За первое нарушение плательщикам ЕН 1-3 группы может быть выдано предупреждение.
Если предприниматель не допустит контролеров к проверке с целью выявления незаконно работающих работников или других нарушений, на него может быть наложен штраф в размере 16 «минималок», что составляет 107200 грн.
Размеры штрафов за другие правонарушения оформления трудовых отношений и выплаты зарплаты несколько меньше. С ними можно ознакомиться в ст. 265 КЗоТ.
Таким образом, соблюдение законодательства о труде помогает предприятиям избегать правовых проблем и штрафов, которые могут негативно повлиять на финансовое состояние компании, и обеспечивает безопасность и защиту прав работников.
В свою очередь это способствует созданию положительного имиджа предприятия в глазах потребителей, контролирующих органов, инвесторов и партнеров. Такой подход определяет предпринимателя как ответственного участника экономического процесса, способствующего общему повышению доверия к предпринимательской среде в Украине.