Бизнес: устричная ферма
30 января 2022
Андрей Пигулевский создал единственную в Украине устричную ферму. В интервью на канале DANTES в проекте «Я делаю бизнес!» он рассказал, как создавал свой стартап. Публикуем самое интересное из беседы.

А.П: С тех пор, как я влюбился в устрицы и начал эксперименты, а было это в 2012 году, на моей кухне. Купив их в каком-то киевском магазине, я вообще не знал, как их открывать и что с ними делать. Попробовал раздолбать, подрезал, выдавил немного лимона и глотнул. В этот момент, у меня, как в фильме, зажглись все лампочки, и я подсел на устриц.
Каждый день я ездил в магазин и покупал свежие, а потом они куда-то исчезли из магазинов, в 2012 году их было очень сложно найти, и я понял, что что-то нужно с этим делать. Я поехал во Францию набираться опыта и через полгода вернулся в Украину начинать первые пробы.
Практически всю устрицу, которую выращивают во Франции, в Португалии или где бы то ни было, очищают. Она проходит процесс депурации (очищения), во время которого, устрицу помещают на двое суток в бассейн, где она прочищает свой желудочек, очищается от воды, которая была в ней до этого, но именно у нас здесь, на Телегольском лимане, настолько чистая вода, что она относится к классу «А+» и из неё можно подавать все морепродукты прямо на стол. Можно не очищать, а сразу кушать.
Вот и причина почему сюда, на ферму, так непросто добраться. Для разведения устриц Андрей искал чистейшую воду, а такую не найдёшь там, где толпы отдыхающих, вот и спрятался.
А.П: Мешки, в которых растут устрицы, сделаны из специального полиэтилена, который стойкий к ультрафиолету и морской воде. В одном мешке находится порядка двухсот устриц, розничная цена которых где-то 30 гривен. В этом мешке троечка, чуть меньше евро — отличная для неё цена.
Троечка – это размер, сколько он растёт?
А.П: Да, троечка – это чуть меньше устрица, которая растёт 16-18 месяцев до такого размера.
Во Франции она растёт в два раза медленнее. Дело в том, что здесь, в лимане, устрицы постоянно находятся под водой, питаются всю свою жизнь, а там, они растут только в период прилива — это 6 часов, а когда отлив, они находятся практически на суше, соответственно, не питаются и не растут. Так же, в лимане намного питательнее, «жирнее» вода в плане питания для устриц, он мелкий, хорошо прогревается.
Ты это исследовал перед тем, как здесь остановиться, правильно?
А.П: Конечно. В мировом океане, хорошая биологическая активность — это 7 грамм на один кубический метр, а у нас здесь этот показатель доходит до 500 грамм. Для устрицы здесь рай.
Многие пытаются заняться этим бизнесом, но в какой-то момент бросают или говорят, что наша устрица «не та» и это всё не подходит, легче закупать, с чем это может быть связано?
А.П: Любой бизнес должен подпитываться страстью к продукту, я хотел бросать это дело уже раз двадцать. Сюда привезти тихоокеанскую гигантскую устрицу и начать её выращивать — это был просто смелый эксперимент, на котором я потерял порядка тридцати тысяч евро.
Я сделал 12 посадок по всему Чёрному морю, завёз материал, который был необходим, нужно было понять, на какой глубине их растить. Первых три года у меня ничего не получалось, были штормы, которые уносили всю посадку.
Где ты брал деньги для этого всего?
А.П: У меня был бизнес, довольно большой, был связан с IT сферой. Однажды, сидя дома, читая англоязычную статью по поводу устриц, мне звонит мой друг и говорит, что давай пойдём потусим к девчонкам, одна из которых мне очень нравилась. На что я ему ответил, что очень занят и мне нужно сосредоточиться, вот тогда я понял, что для меня это важно.
Сколько у тебя сейчас вот этих мешков с устрицами?
А.П: На данный момент где-то пять тысяч мешков с устрицами.
Это так много!
А.П: Нет, это не много. В среднем, например, во французских хозяйствах десятки тысяч мешков.
Сколько ты закупил устриц в момент, после которого у тебя всё пошло?
А.П: На закупку малька я трачу пять-шесть тысяч евро в год, по количеству – это где-то три миллиона мальков, из которых выживает 20-30%. Так же, тебе нужно купить мешки, стоимость которых пять евро за штуку, нужно платить людям зарплату, пока они вырастут, тебе нужно за ними ухаживать.
Как ухаживать?
А.П: Раз в две недели мы вытаскиваем мешок из воды и хорошо их перетряхиваем для того, чтобы обламывались края, и устрица не росла в ширь, а формировала чашечку для мяса, вглубь. Сейчас расскажу, как открывать устрицу по-французски. Берем ножик, зажимаем уголок острого края в руках, с правой стороны устрицы ищем щёлочку и вкручиваем наш уголок ножа в это отверстие. Поддеваем и подрезаем верхнюю часть устрицы, открываем. В высоком обществе, на званых ужинах, единственный допустимый звук во время еды – это звук сербок от устрицы.
А что ты делаешь в то время, когда устрицы спят, зимой?
А.П: Тоже сплю, отдыхаю.
Для того, чтобы всё было так классно, нужно не один год к этому идти, но может оно того и стоит?
А.П: У меня есть и плохая новость по поводу устриц. Группа серьезных ученых считает, что через 40-50 лет, устриц на нашей планете не станет.
А как её может не стать, если вы её выращиваете?
А.П: Температура мирового океана поднимается и там начинают развиваться новые вирусы. Особенно вредны для устриц вирусы герпеса, это тысячи разных вариаций того, что выскакивает у нас на губе, они поражают ножку, которая помогает устрице закрываться, и устрица практически мгновенно умирает. Меня радует лишь то, что за это время я успею много заработать, так как перед тем, как устриц не станет, по всем прогнозам, одна устрица будет стоить порядка 100 долларов.