Отчёт о движении денежных средств ФЛП

17 августа 2023 Пригодится для: Предприниматели

Отчёт о движении денежных средств используется для контроля денег в бизнесе, фактически это про то, сколько денег потратили и сколько осталось.

Отчёт о движении денежных средств ФЛП

Для чего нужен отчёт о движении денег

Отчёт о движении денежных средств, он же кэш-фло, помогает увидеть, сколько бизнес зарабатывает, куда расходуются деньги; отслеживать структуру поступлений и расходов в формате: пришло, ушло, осталось.

Насколько подробный строить отчёт, зависит от структуры бизнеса и вашего запроса: если ведёте несколько видов деятельности — в разрезе каждого бизнеса, несколько торговых точек — составляете отчёт по каждой и по бизнесу в целом.

Отчёт о движении денежных средств — это про анализ за период — прошедший месяц. Хотите спланировать наперёд — рассчитайте приход и расход денег на год с разбивкой по кварталам, месяцам — это уже бюджет движения денежных средств.

Для планирования движения денег в краткосрочной перспективе: день, неделя, месяц — подойдёт детализированный платёжный календарь, в нём можно увидеть, кому, когда и за что будете платить.

Как вести платёжный календарь

Фактические показатели по платежам из платёжного календаря попадают в ДДСдвижение денежных средств в укрупнённом виде, по статьям, без детализации платежей, а в конце периода можно проводить анализ.

Как работать с отчётом

Чтобы построить отчёт, надо иметь данные для его составления. Стандартно берут суммы из банковских выписок, чеков, квитанций. Если какие-то записи есть только в вашем блокноте и бухгалтер не учёл их, отчёт будет неполным.

Отчёт состоит из трёх разделов или направлений деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой. Приток и отток денег в этих направлениях надо разделить.

  1. Операционная деятельность — ваша основная деятельность, приносящая доход: оплаты от клиентов. Основные расходы. Показывает, достаточно ли поступлений от операционной деятельности для погашения займов, выплаты дивидендов, для вложений в новые направления без привлечения займов, финпомощи и пр.
  2. Инвестиционная деятельность — это ваши вложения в проекты, разработки и ресурсы, которые принесут прибыль и выгоды для бизнеса не сразу, а в будущем. Например, покупка или ремонт оборудования, покупка и доработка CRM, сайта, строительство или оборудование новых складов.
  3. Финансовая деятельность — это полученные и возвращённые займы, кредиты, в т. ч. выплата процентов. Сюда входят и банковские кредиты, и полученные гранты, и финпомощь от контрагентов, взносы собственника в бизнес и прочие привлечённые деньги. Выплату налогов сюда также можно отнести.

Если у вас несколько бизнесов, к примеру в сфере торговли, услуг, общепита, и их денежные потоки не пересекаются, отчёт покажет движение денег и остатки по каждому бизнесу. Можно настроить, чтобы отчёт формировался отдельно по разным кассам, бизнесам.

В отчёте надо учитывать наличные и безналичные оплаты в разрезе касс и счетов. Клиенты больше платят вам по безналу, а с поставщиками чаще рассчитываетесь наличными — так легко запутаться и размыть денежный поток: в целом деньги в бизнесе есть, но где и сколько — непонятно, вам может не хватить денег на счёте, чтобы рассчитаться с контрагентом, потому что все они в нале.

Поэтому, чтобы прогнозировать остатки денег на счетах и в кассах, по плану рассчитываться с контрагентами, можно ориентироваться на отчёт ДДСдвижение денежных средств .

Как составить отчёт ДДС

Форма: каждый бизнес составляет форму отчёта под себя, отчёт можно делать в таблице Excel, или в 1С, или в онлайн-сервисе для ведения управленческого учёта типа Finmap, это удобно, процессы в нём автоматизированы.

Форму № 3 «Отчёт о движении денежных средств (по прямому методу)», заполняют и подают юрлица.

Период составления — тот же, что в других ваших управленческих отчётах, если составляете. Стандартно — месяц.

Принцип составления — по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денег.

Где брать данные: банковские выписки, чеки, квитанции. Бизнесам, которые работают только с безналом, проще: функцию ДДС выполнит банковская выписка, по ней можно сверять приходы и расходы денег.

Кто составляет: бухгалтер, финансовый директор, сам собственник бизнеса.

Правила составления

Можно составить таблицу в Excel, если ведёте там учёт по всем платежам компании.

Ведёте учёт в 1С или другой программе — ежедневно вносите в базу все входящие и исходящие платежи по компании. Кроме основных параметров платежа (дата, сумма, контрагент, операция), должна быть метка, по какой кассе поступила оплата, к какому виду деятельности он относится.

Все платежи распределяются в разрезе трёх видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой, в соответствующую статью доходов/расходов. Рекомендуем рассчитывать чистый денежный поток по каждому виду деятельности отдельно, так удобнее анализировать данные.

Сводный отчёт ДДСдвижение денежных средств строится по общим суммам платежей бизнеса в целом, в разрезе статей доходов, расходов и видов деятельности. Отчёт можно настроить/детализировать под бизнес — отображать движение по торговым точкам, кассам. Есть смысл укрупнять статьи: зарплата без разбивки по сотрудникам, к примеру.

Структура отчёта

Начальные остатки денежных средств — вносите остатки денег на начало анализируемого периода по всем кассам. 

Денежный поток от операционной (основной) деятельности. Поступления по договорам от контрагентов, затраты на ведение деятельности: закупка товаров, зарплата сотрудников, плата за аренду, рекламу и прочее, т. е. все текущие постоянные платежи. У вас не должно остаться не разнесённых по статьям сумм.

Чистый денежный поток по операционной деятельности — разница между входящими и исходящими платежами по операционной деятельности. Если он отрицательный — расходов было больше, чем поступлений.

Денежный поток от инвестиционной деятельности. К примеру, в текущем квартале вы потратились на покупку и ремонт оборудования, модернизацию помещений (офиса, шоурумов, студий), доработка сайта — увеличит трафик и поток клиентов.

Если говорить о доходах от инвестиционной деятельности, то это продажа основных средств, нематериальных активов и пр.

Денежный поток от финансовой деятельности. Как вы помните, финдеятельность — это про займы, кредиты, финпомощь, уплату налогов.

Чистый денежный поток по всем вашим видам деятельности — операционной, финансовой, инвестиционной. Это разница между всеми поступлениями компании и общей суммой расходов.

Формула: Конечные остатки денежных средств = начальные остатки + общий приход денежных средств − общий расход денежных средств. Что получим: сколько денег в кассах осталось в конце периода, исходя из этого планировать платежи в следующем периоде.

Рассмотрим на примере. Магазин женской одежды продаёт одежду и оказывает услуги персонального стилиста. Своего пошива нет, одежда закупается у разных поставщиков. Есть шоурум и интернет-магазин. Оплаты принимаются по безналу, и есть наличный расчёт.

  1. За март бизнес заработал 250 тыс. грн — это оплаты клиентов за покупку товаров, услуги стилиста.
  2. На закупку товаров в марте затрачено 150 тыс. грн.
  3. Расходы на работу шоурума: оплата аренды, зарплата персонала, коммунальные платежи, расходы на интернет-магазин: реклама в Facebook и Instagram, оплата работы SMMщика и прочие расходы.
  4. На закупку новой партии товаров средств не хватает, привлекли кредитные средства в размере 50 тыс. грн.
  5. Собственник внёс из собственного кармана 20 тыс. грн.
  6. Чтобы привлекать клиентов в шоурум, решили сделать небольшой косметический ремонт, докупить рейлы для одежды, зеркала, заказать фотокартины — на сумму 17 тыс. грн. А ненужный упаковочный стол продали за 3 тыс. грн.
  7. Добавили на сайт функцию замера параметров тела онлайн, чтобы увеличить трафик для онлайн-заказов. Потратили на доработку 5 тыс. грн.

Так будет выглядеть отчёт ДДС за месяц.

Остаток ДС на начало периода 132 550,00
Операционная деятельность (ОД)
Приток денежных средств от ОД 250 000,00
Оплата от покупателей 250 000,00
Отток денежных средств от ОД -239 000,00
Оплата поставщикам -150 000,00
Зарплата -50 000,00
Аренда -13 000,00
Реклама -26 000,00
Чистый денежный поток (ЧДП) от ОД 11 000,00
Инвестиционная деятельность (ИД)
Приток денежных средств от ИД 3 000,00
Продажа ОС/НМА 3 000,00
Отток денежных средств от ИД -22 000,00
Приобретение ОСОсновные средства /НМАНематериальные активы -5 000,00
Модернизация шоурума -17 000,00
Чистый денежный поток (ЧДП) от ИД -19 000,00
Финансовая деятельность (ФД)
Приток денежных средств от ФД 70 000,00 
Получение кредитов и займов 70 000,00 
Отток денежных средств от ФД -23 000,00
Погашение кредитов и займов 0,00
Уплата % по кредиту 0,00
Налоги -23 000,00
Чистый денежный поток (ЧДП) от ФД 47 000,00 
Чистый денежный поток (ЧДП) 39 000,00
Остаток денежных средств на конец периода 171 550,00

Это все фактические платежи по кассам, независимо от того, за какой период были выплаты. По отчёту понятно, сколько было получено и потрачено денег, сколько осталось на конец месяца и хватит ли этого на следующие выплаты в начале месяца.

Денег в конце месяца стало больше, чем было в начале, значит, поступлений было больше, чем расходов.

В блоке инвестиционная деятельность видно, сколько компания вложила, чтобы получить прибыль в будущем, сколько потрачено и получено от основной торговли (операционная деятельность) и сколько пришлось занять и вернуть денег.

Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки