Отчёт о движении денежных средств ФЛП
17 августа 2023 Пригодится для: Предприниматели
Отчёт о движении денежных средств используется для контроля денег в бизнесе, фактически это про то, сколько денег потратили и сколько осталось.

Для чего нужен отчёт о движении денег
Отчёт о движении денежных средств, он же кэш-фло, помогает увидеть, сколько бизнес зарабатывает, куда расходуются деньги; отслеживать структуру поступлений и расходов в формате: пришло, ушло, осталось.
Насколько подробный строить отчёт, зависит от структуры бизнеса и вашего запроса: если ведёте несколько видов деятельности — в разрезе каждого бизнеса, несколько торговых точек — составляете отчёт по каждой и по бизнесу в целом.
Отчёт о движении денежных средств — это про анализ за период — прошедший месяц. Хотите спланировать наперёд — рассчитайте приход и расход денег на год с разбивкой по кварталам, месяцам — это уже бюджет движения денежных средств.
Для планирования движения денег в краткосрочной перспективе: день, неделя, месяц — подойдёт детализированный платёжный календарь, в нём можно увидеть, кому, когда и за что будете платить.
Фактические показатели по платежам из платёжного календаря попадают в ДДСдвижение денежных средств в укрупнённом виде, по статьям, без детализации платежей, а в конце периода можно проводить анализ.
Как работать с отчётом
Чтобы построить отчёт, надо иметь данные для его составления. Стандартно берут суммы из банковских выписок, чеков, квитанций. Если какие-то записи есть только в вашем блокноте и бухгалтер не учёл их, отчёт будет неполным.
Отчёт состоит из трёх разделов или направлений деятельности — операционной, инвестиционной, финансовой. Приток и отток денег в этих направлениях надо разделить.
- Операционная деятельность — ваша основная деятельность, приносящая доход: оплаты от клиентов. Основные расходы. Показывает, достаточно ли поступлений от операционной деятельности для погашения займов, выплаты дивидендов, для вложений в новые направления без привлечения займов, финпомощи и пр.
- Инвестиционная деятельность — это ваши вложения в проекты, разработки и ресурсы, которые принесут прибыль и выгоды для бизнеса не сразу, а в будущем. Например, покупка или ремонт оборудования, покупка и доработка CRM, сайта, строительство или оборудование новых складов.
- Финансовая деятельность — это полученные и возвращённые займы, кредиты, в т. ч. выплата процентов. Сюда входят и банковские кредиты, и полученные гранты, и финпомощь от контрагентов, взносы собственника в бизнес и прочие привлечённые деньги. Выплату налогов сюда также можно отнести.
Если у вас несколько бизнесов, к примеру в сфере торговли, услуг, общепита, и их денежные потоки не пересекаются, отчёт покажет движение денег и остатки по каждому бизнесу. Можно настроить, чтобы отчёт формировался отдельно по разным кассам, бизнесам.
В отчёте надо учитывать наличные и безналичные оплаты в разрезе касс и счетов. Клиенты больше платят вам по безналу, а с поставщиками чаще рассчитываетесь наличными — так легко запутаться и размыть денежный поток: в целом деньги в бизнесе есть, но где и сколько — непонятно, вам может не хватить денег на счёте, чтобы рассчитаться с контрагентом, потому что все они в нале.
Поэтому, чтобы прогнозировать остатки денег на счетах и в кассах, по плану рассчитываться с контрагентами, можно ориентироваться на отчёт ДДСдвижение денежных средств .
Как составить отчёт ДДС
Форма: каждый бизнес составляет форму отчёта под себя, отчёт можно делать в таблице Excel, или в 1С, или в онлайн-сервисе для ведения управленческого учёта типа Finmap, это удобно, процессы в нём автоматизированы.
Форму № 3 «Отчёт о движении денежных средств (по прямому методу)», заполняют и подают юрлица.
Период составления — тот же, что в других ваших управленческих отчётах, если составляете. Стандартно — месяц.
Принцип составления — по кассовому методу, т. е. по фактическому движению денег.
Где брать данные: банковские выписки, чеки, квитанции. Бизнесам, которые работают только с безналом, проще: функцию ДДС выполнит банковская выписка, по ней можно сверять приходы и расходы денег.
Кто составляет: бухгалтер, финансовый директор, сам собственник бизнеса.
Правила составления
Можно составить таблицу в Excel, если ведёте там учёт по всем платежам компании.
Ведёте учёт в 1С или другой программе — ежедневно вносите в базу все входящие и исходящие платежи по компании. Кроме основных параметров платежа (дата, сумма, контрагент, операция), должна быть метка, по какой кассе поступила оплата, к какому виду деятельности он относится.
Все платежи распределяются в разрезе трёх видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой, в соответствующую статью доходов/расходов. Рекомендуем рассчитывать чистый денежный поток по каждому виду деятельности отдельно, так удобнее анализировать данные.
Сводный отчёт ДДСдвижение денежных средств строится по общим суммам платежей бизнеса в целом, в разрезе статей доходов, расходов и видов деятельности. Отчёт можно настроить/детализировать под бизнес — отображать движение по торговым точкам, кассам. Есть смысл укрупнять статьи: зарплата без разбивки по сотрудникам, к примеру.
Структура отчёта
Начальные остатки денежных средств — вносите остатки денег на начало анализируемого периода по всем кассам.
Денежный поток от операционной (основной) деятельности. Поступления по договорам от контрагентов, затраты на ведение деятельности: закупка товаров, зарплата сотрудников, плата за аренду, рекламу и прочее, т. е. все текущие постоянные платежи. У вас не должно остаться не разнесённых по статьям сумм.
Чистый денежный поток по операционной деятельности — разница между входящими и исходящими платежами по операционной деятельности. Если он отрицательный — расходов было больше, чем поступлений.
Денежный поток от инвестиционной деятельности. К примеру, в текущем квартале вы потратились на покупку и ремонт оборудования, модернизацию помещений (офиса, шоурумов, студий), доработка сайта — увеличит трафик и поток клиентов.
Если говорить о доходах от инвестиционной деятельности, то это продажа основных средств, нематериальных активов и пр.
Денежный поток от финансовой деятельности. Как вы помните, финдеятельность — это про займы, кредиты, финпомощь, уплату налогов.
Чистый денежный поток по всем вашим видам деятельности — операционной, финансовой, инвестиционной. Это разница между всеми поступлениями компании и общей суммой расходов.
Формула: Конечные остатки денежных средств = начальные остатки + общий приход денежных средств − общий расход денежных средств. Что получим: сколько денег в кассах осталось в конце периода, исходя из этого планировать платежи в следующем периоде.
Рассмотрим на примере. Магазин женской одежды продаёт одежду и оказывает услуги персонального стилиста. Своего пошива нет, одежда закупается у разных поставщиков. Есть шоурум и интернет-магазин. Оплаты принимаются по безналу, и есть наличный расчёт.
- За март бизнес заработал 250 тыс. грн — это оплаты клиентов за покупку товаров, услуги стилиста.
- На закупку товаров в марте затрачено 150 тыс. грн.
- Расходы на работу шоурума: оплата аренды, зарплата персонала, коммунальные платежи, расходы на интернет-магазин: реклама в Facebook и Instagram, оплата работы SMMщика и прочие расходы.
- На закупку новой партии товаров средств не хватает, привлекли кредитные средства в размере 50 тыс. грн.
- Собственник внёс из собственного кармана 20 тыс. грн.
- Чтобы привлекать клиентов в шоурум, решили сделать небольшой косметический ремонт, докупить рейлы для одежды, зеркала, заказать фотокартины — на сумму 17 тыс. грн. А ненужный упаковочный стол продали за 3 тыс. грн.
- Добавили на сайт функцию замера параметров тела онлайн, чтобы увеличить трафик для онлайн-заказов. Потратили на доработку 5 тыс. грн.
Так будет выглядеть отчёт ДДС за месяц.
Остаток ДС на начало периода | 132 550,00 |
Операционная деятельность (ОД) | |
Приток денежных средств от ОД | 250 000,00 |
Оплата от покупателей | 250 000,00 |
Отток денежных средств от ОД | -239 000,00 |
Оплата поставщикам | -150 000,00 |
Зарплата | -50 000,00 |
Аренда | -13 000,00 |
Реклама | -26 000,00 |
Чистый денежный поток (ЧДП) от ОД | 11 000,00 |
Инвестиционная деятельность (ИД) | |
Приток денежных средств от ИД | 3 000,00 |
Продажа ОС/НМА | 3 000,00 |
Отток денежных средств от ИД | -22 000,00 |
Приобретение ОСОсновные средства /НМАНематериальные активы | -5 000,00 |
Модернизация шоурума | -17 000,00 |
Чистый денежный поток (ЧДП) от ИД | -19 000,00 |
Финансовая деятельность (ФД) | |
Приток денежных средств от ФД | 70 000,00 |
Получение кредитов и займов | 70 000,00 |
Отток денежных средств от ФД | -23 000,00 |
Погашение кредитов и займов | 0,00 |
Уплата % по кредиту | 0,00 |
Налоги | -23 000,00 |
Чистый денежный поток (ЧДП) от ФД | 47 000,00 |
Чистый денежный поток (ЧДП) | 39 000,00 |
Остаток денежных средств на конец периода | 171 550,00 |
Это все фактические платежи по кассам, независимо от того, за какой период были выплаты. По отчёту понятно, сколько было получено и потрачено денег, сколько осталось на конец месяца и хватит ли этого на следующие выплаты в начале месяца.
Денег в конце месяца стало больше, чем было в начале, значит, поступлений было больше, чем расходов.
В блоке инвестиционная деятельность видно, сколько компания вложила, чтобы получить прибыль в будущем, сколько потрачено и получено от основной торговли (операционная деятельность) и сколько пришлось занять и вернуть денег.
Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик