Электронная трудовая книжка: новые требования к правам работодателей и работников
22 апреля 2025 Пригодится для: Предприниматели

Несмотря на длительное использование бумажных трудовых книжек (в дальнейшем, называем ТК) в ведении кадровых записей, современная практика демонстрирует постепенное изменение в оформлении трудового стажа. Многие работодатели по-прежнему предпочитают традиционные документы, но законодательство явно фокусируется на цифровизации.
Подумайте, почему работодатели должны перейти на электронную форму бухгалтерского учета, и какие возможности он открывает для работников.
Обязательство электронного учета трудовой деятельности
С 10 июня 2021 года в Украине вводиться обязательный порядок ведения учёта трудового стажа в электронном виде. Соответствующие изменения были внесены в Кодекс законов о труде в соответствии с Законом Украины № 1217. С настоящего времени бумажная TК постепенно теряет свое значение, поскольку данные о занятости каждого застрахованного лица перенаправляются в Государственный реестр обязательного государственного социального страхования (статья 48 КЗоТ).Работника вызвали в суд: документируем отсутствие на рабочем месте
Начиная с этой даты, трудоустройство осуществляется на основании одного из двух документов:
- или трудовой книжки (при наличии),
- или справки из Реестра застрахованных лиц (извлечение из электронной трудовой книжки - ЭТК).
Может ли бумажная TК оставаться?
Да, нынешнее законодательство позволяет сотруднику оставить право использовать бумажную TК. Согласно статье 48 Кодекса законов о труде, лицо может потребовать, чтобы записи о принятии, передаче, увольнении, стимуле или присуждении, которые должны были быть внесены в бумажную ТК. Для этой цели подаётся заявление приблизительно следующего содержания:
«На основании ст. 48 КЗоТ, прошу вас записать в моей бумажной трудовой книжке, которая пребывает у меня на личном хранении, внести запись о трудоустройстве в ТОВ “Злак”. Бумажную трудовую книжку прилагаю".
Работодатель обязан удовлетворить такое заявление.
Кроме того, в соответствии со статьей 24 КЗоТ работник имеет право требовать оформления трудовой книжки во время подписания трудового соглашения. В этом случае работодатель должен обеспечить её надлежащее заполнение в течение пяти дней с момента трудоустройства (в соответствии со статьей 48 КЗоТ).
Где должна храниться бумажная ТК?
В настоящее время бумажная ТК остается на ответственном хранении самого работником (статья 48 КЗоТ). Однако, если во время 10.06.2021 ТК пребывала у работодателя, последний должен вернуть её владельцу после завершения внесения данных в электронный реестр. Закон № 1217 (пункт 2 Раздела II) предусматривает 5-летний период перехода, то есть до 10.06.2026.
В то же время, даже до этого периода, книга должна быть возвращена сотруднику в случае его увольнения. В реалиях войны возвращение трудовых книг часто инициируется самими сотрудниками во время работы. Для этого делается заявление:
«Прошу передать мне трудовую книжку на ответственное хранение».
После выдачи документа работник обязан поставить подпись в Книге движения TК и вкладышей к ним (пункт 7.1 инструкции № 58). Учет поддерживается отделом кадров Компании и включает в себя все ТК, которые были приняты или отданы вновь под подпись с указанием серии и номера.
При увольнении сотрудник также подписывает свою личную карту.Когда работник получает право на индексацию заработной платы в 2025 году
Как создается ЭTK?
ЭTK является частью персональной учётной карточки сотрудника в Государственном реестре застрахованных лиц (пункт 5 части 4 статьи 20 Закона № 2464). Он содержит данные о:
- оформлении на работу,
- переводе,
- повышении квалификации, присвоении рангов, разрядов, категорий,
- прохождение стажировки,
- совершение присяги,
- увольнение и другие кадровые изменения.
На сегодняшний день эти данные формируются главным образом на основе отчетности работодателей - в частности, от Приложения Д5 к налоговому расчёёту. Тем не менее, также важно добавить эти сведения в бумажные ТК.
Как направить сведения в электронную ТК?
В соответствии с пунктом 6 Порядка № 1084, передача информации в ПФУ проводится через веб-портал ПФУ. Сканированные копии документов, подписанных электронным подписью сотрудника или страховщика, передаются. Загрузка оцифрованных файлов также разрешена.
Как указано в пункте 4 Порядка № 11-1, инициатор передачи сканирования может быть:
- или работодатель,
- или сотрудник, если ТК у него на хранении (см. Письмо Министерства экономики 22.11.2024 № 4701-05/83553-09).
В разделе «Коммуникация с ПФУ» на портале вы должны выбрать «информацию о трудовых отношениях» и отправить соответствующие файлы в формате XML-структуру, указанную в Приложении к Порядку № 11-1.
В течение периодов до 10.06.2021 есть два варианта:Как предпринимателю оформить наёмного работника
- Загрузка сканов соответствующих документов;
- Создание электронной записи в личной учетной записи с добавлением копий релевантных документов.
Требования к электронной копии
Согласно пункту 5 Порядка № 11-1, отсканированные копии должны:
- быть в цветовом формате;
- охватить все страницы в хронологическом порядке;
- четко отображает серию, формирует числа и другие данные;
- иметь разрешение не менее 300 dpi;
- сохраняться в форматах .jpg или .pdf;
- не превышать 1 МБ на файл.
После обработки ПФУ отправляет сообщение в электронный шкаф застрахованного лица (пункт 9 Порядка № 1084) в случае обнаружения:
- отсутствующие записи;
- ложных или неточных периодов работы;
- расхождений с реестром застрахованных лиц (особенно после 01.07.2000).
Если нет записи о трудоустройстве: можно ли трудоустроить?
Да, отсутствие бумажной ТК не создаст препятствий для устройства на работу, которая непосредственно следует из ст.24 КЗоТ. В этом случае сотрудник предоставляет один из вариантов:
- или бумажная ТК (при наличии),
- или извлечение из ЭТК.
Такое извлечение можно получить в Сервисном центре ПФУ или независимо через личную учетную запись на веб-портале ПФУ.
Работодатель:
- не обязан проверять наличие всех записей в TК (см. Письмо Министерства экономики 08.11.2023 № 4706-05/60275-09);
- не имеет права требовать TК с записью об увольнении с последнего места работы;
- не может заставить сотрудника приобрести TК, если это его первая занятость.
Тем не менее, есть нюанс: информация об увольнении приходит в ЭTK на основе отчетности работодателя (приложение Д5 к налоговому расчёту), и это занимает некоторое время. Если нет информации об увольнении в ЭTK, сотрудник должен предоставить копию приказа об увольнении, который, согласно ст. 47 КЗоТ обязан предоставить предыдущий работодатель.
Основные выводы по ЭTK:
- Электронный учет работ обязателен с 10.06.2021. Сведения о трудовом стаже должны вноситься в Государственный реестр застрахованных лиц (Закон № 1217).
- Сотрудник имеет право оставить бумажную ТК и требовать внесения в неё записей (статья 48 КЗоТ).
- Работодатель обязан внести запись бумажную ТК по просьбе работника - отказ является незаконным.
- Бумажные трудовые книги, которые хранились работодателем до 10.06.2021, должны быть возвращены сотрудникам на 10.06.2026 или ранее по заявлению или при увольнении (пункт 2 Раздела II закона № 1217).
- ЭTK формируется на основе отчетов (приложение Д5) и бумажных документов. Важно оцифровать все записи трудового стажа (пункт Порядка № 1084).
- Сканированные страницы работы должны быть ясными, цветными, в формате JPG/PDF до 1 МБ (пункт 5 Порядок № 11-1).
- Вы можете передавать документы в ПФУ онлайн через портал - как работодателя, так и работника.
- ПФУ сообщает об ошибках при сканировании через электронный кабинет - в случае неточностей или расхождений (пункт 9 Порядка № 1084).
- Отсутствие ТК не является препятствием для занятости (статья 24 КЗоТ). Достаточно предоставить извлечение из ЭТК.
- Если извлечение не имеет информации об увольнении - представить копию приказа ою увольнении с предыдущей работы (статья 47 КЗоТ).