Ключ ЭЦП: получение, продление, отмена

30 августа 2019 Пригодится для: Предприниматели

Как получить личный ключ квалифицированной электронной подписи в налоговой, подача заявления, договор с ГФС, е-токены. 

Почему ЭЦП стала КЭП

В ноябре 2018 года в силу вступил ЗУ «Об электронных доверительных услугах» им введено понятие «квалифицированная электронная подпись», вместо «электронной цифровой подписи». КЭПКвалифицированная электронная подпись — это усовершенствованная ЭЦПЭлектронная цифровая подпись.

АЦСК превратились в квалифицированных поставщиков электронных доверительных услуг.

Где получить электронную подпись

Мы рекомендуем получить личный ключ у Квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг ИСД ГФС. 

Ведь налоговая выдаёт свои ключи бесплатно, действуют они два года, а ещё с их помощью можно без проблем работать со всеми электронными госсервисами, чего не скажешь о ключах других АЦСК.

Так, по отзывам наших читателей, подпись от АЦСК «Украина» не поддерживает сервис Минюста, с помощью которого можно зарегистрироваться предпринимателем онлайн.

Правда выдают электронную подпись только в областных ГНИ и в налоговых в крупных городах. Адреса — на сайте квалифицированного поставщика.

Кстати, вам не обязательно получать ключи в налоговой по прописке, можете прийти в любой АЦСК поблизости.

Если получаете ключ квалифицированной электронной подписи первый раз, вам придётся идти за ключом в налоговую, возможно, стоять в очереди. Когда срок действия будет на исходе, можно будет удалённо продлить срок действия текущего ключа. Такая опция доступна только для ключей налоговой.

Если получать КЭП за деньги, ключ будет стоить от 96 грн.

Где выдают: АЦСК «Национальные информационные системы» — в 96 грн обойдётся ЭЦП на год, «Ключевые системы» — 132 грн в год, MASTERKEY, пакет «Базовый» — 178 грн и др.

ЭЦП выдают и банки своим клиентам. Уточните, есть ли такая опция в банке, где открыт ваш счёт ФЛПФизическое лицо — предприниматель . Этими ключами так же можно подписывать отчётность и пользоваться для входа в кабинет плательщика.

Выдадут лично вам

КЭП выдают только лично получателю, представителю по доверенности — нет.

Это усложняет жизнь тем ФЛП, которые работают за границей или не имеют физической возможности лично прийти за ключом, исключений в АЦСК не делают.

Какие документы нужны для получения КЭП

Когда пойдёте за ключами, возьмите такие документы:

  1. Заполненное на украинском языке от руки заявление на получение личного ключа. Два экземпляра.
  2. Копии 1−6-й страниц паспорта и страницы со штампом регистрации места проживания. Удостоверьте своей подписью.
  3. Копия налогового номера — РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН) с вашей подписью (если по религиозным убеждениям налоговый номер не получали, у вас должна быть отметка в паспорте об этом, надо подать копию этой страницы).
  4. С собой возьмите паспорт для удостоверения личности и флешку, на неё вам сбросят сертификат. Также вы можете скачать его на сайте АЦСК, но тогда в заявлении надо поставить отметку, что согласились, чтобы его там разместили.

Как заполнить регистрационное заявление на ЭЦП

Форма заявления на ЭЦП единая для обычных физлиц, и для предпринимателей. 

Регистрационная карточка на получение ЭЦП–2019

Что заполнить:

  • Ваши ФИО и налоговый номер, если по религиозным причинам не получали РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН) — указываете серию и номер паспорта или номер ID-карты.
  • Информацию о месте проживания. Пишите область и населённый пункт, указанные в паспорте.
  • Номер телефона и электронный адрес для связи с вами.
  • Ещё нужно придумать секретное слово и ключевую фразу аутентификации. Она пригодится, если захотите заблокировать ключ по телефону. Вот номер, по которому это можно сделать в АЦСК ГФС: +380 44 284 00 10.
  • Поставьте отметку, если хотите, чтобы ваш сертификат был опубликован на сайте АЦСК налоговой.

Запись ключей на е-токены

Согласно новой редакции регламента Квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг ИСД ГФС с 1 августа 2019 года электронные ключи должны генерироваться исключительно на защищённые носители — е-токены и смарт-карты, а не на обычные флешки и диски, как раньше.

Правда налоговая перенесла эти сроки, на сайте размещено объявление, что продавцы защищённых носителей не способны удовлетворить спрос. Поэтому сертификаты ключей продолжают, как и ранее записывать на обычные флешки и диски.

Пока налоговики не называют новые сроки, когда будут записывать личные ключи исключительно на токены.  

Что такое токен: это защищённый носитель ключевой информации. Защищён паролем доступа, выглядит как обычная флешка или смарт-карта. Ваш личный ключ на нём существует в единственном экземпляре, его нельзя скопировать, а операции с ним происходят внутри носителя. Есть ограничение на количество попыток подбора пароля — 7 раз, если исчерпаете этот лимит, е-токен блокируется и становится непригодным.

Стоят е-токены от 680 грн, смарт-карты — от 200 грн, перечень СПД, у которых можно купить размещён на сайте ГФС

Если будете получать ключи ЭЦП в других АЦСК, вам, скорее всего, запишут их на защищённый носитель, там они точно есть в наличии, помимо стоимости услуги генерации ключей, вы заплатите за е-токен.

Пользоваться ключом записанным на обычную флешку или диск можно, пока не окончится срок действия квалифицированного сертификата открытого ключа. 

Заявление о присоединении к договору

Ключ вы получили, но, чтобы подписывать им отчётность, нужно подать заявление о присоединении к договору о признании электронных документов.

Идти в налоговую для этого не надо — договор заключается онлайн, сделать это можно через сервисы «Таксер», M.E.Doc или др.

Мы покажем, как это сделать через кабинет плательщика ГФС.

В боковом меню выберите раздел «Заяви, запити для отримання інформації», в поле «Запити» выберите «всі». На четвёртой странице будет нужное вам заявление «F1392001 Заява про приєднання до договору про визнання електронних документів».

Перейдите в заявление и нажмите кнопку «Створити».

Вы перейдёте к заполнению формы, часть данных подставится автоматически — ваш налоговый номер, ФИО, налоговая и номер и дата договора «про визнання електронних документів».

Вам надо только добавить номер и дату записи в Едином госреестре о регистрации вас предпринимателем. Найти эту информацию вы можете в выписке или на сайте Минюста по РНУКПН.

Нажимаете на кнопку «Зберегти». Переходите к форме отправки. Ставите галочку напротив заявления и нажимаете «Відправити» и ждёте ответ от налоговой:

Сначала вам поступит квитанция № 1 о поступлении документа на сервер, затем квитанция № 2, что документ подписан ГФС.

Обратите внимание, если будете подписывать договор в день получения ключа, квитанция № 2 может прийти со статусом «Невірний підпис. Сертифікат відсутній в базі сертифікатів». Не паникуйте, возможно причина в том, что сертификат пока не опубликован на сайте АЦСК и попробуйте отправить ещё одно заявление позже. 

Проверить сертификат можно на сайте АЦСК.

На рассмотрение договора у налоговой по закону есть 5 рабочих дней. О том, что договор приняли или отклонили принятие, налоговая сообщит в квитанциях, они придут в сервис, через который подадите документы.

Где брать данные для заполнения заявления

На случай, если будете подавать заявление через другие сервисы и информация не подставится автоматически, мы перечислим, где взять нужные данные. 

Номер и дату договора для заполнения строки «до договору про визнання електронних документів» вы найдёте в кабинете плательщика:

  • С главной страницы сайта перейдите в пункт меню «Договір про визнання електронних документів».
  • В выпадающем списке в п. «Регіон» надо выбрать свою область и свою налоговую. 
  • Информацию из граф «Дата» и «Номер» переносите в своё заявление.

В поле «адрес субсайта» укажите: https://cabinet.sfs.gov.ua/contract

Как продлить ключ ЭЦП удалённо

Если у вас есть действующий ключ ЭЦП налоговой и срок действия ключа вот-вот закончится, можно получить новый удалённо. Установите на компьютер программу «ІІТ Користувач ЦСК-1».

Налоговая даже видеоинструкцию подготовила.

Ещё можно это делать онлайн. На сайте Квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг налоговой перейдите к странице повторного (дистанционного) формирования сертификатов по электронному запросу.

Добавьте ключ, введите пароль и подтвердите, что подписываете договор «про надання електронних довірчих послуг».

Правда если ключ повреждён или вы забыли пароль, воспользоваться этим способом не получится.

Как отменить сертификат ключа ЭЦП

Если к ключу получили доступ третьи лица, его можно удалённо отменить по электронному запросу через ту же программу «ІІТ Користувач ЦСК-1». Есть видеоинструкция об отмене сертификатов путём подачи электронного запроса. 

Этим вариантом нельзя воспользоваться, если сертификат ключа повреждён или забыли пароль.

Отменить сертификаты ключей КЭП можно лично в представительствах АЦСК налоговой.

Спрашивают

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки