Ключ ЭЦП: получение, продление, отмена

08 августа 2020 Пригодится для: Предприниматели

Как получить личный ключ квалифицированной электронной подписи в налоговой, подача заявления, договор с налоговой, е-токены. 

Почему ЭЦП стала КЭП

После вступления в силу ЗУ «Об электронных доверительных услугах» введено понятие «квалифицированная электронная подпись», вместо «электронной цифровой подписи». КЭПКвалифицированная электронная подпись — это усовершенствованная ЭЦПЭлектронная цифровая подпись.

АЦСК превратились в квалифицированных поставщиков электронных доверительных услуг.

Где получить электронную подпись

Мы рекомендуем получить личный ключ у Квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг ИСД ГНС. 

Ведь налоговая выдаёт свои ключи бесплатно, действуют они два года, а ещё с их помощью можно без проблем работать со всеми электронными госсервисами, чего не скажешь о ключах других АЦСК.

Так, по отзывам наших читателей, подпись от АЦСК «Украина» не поддерживает сервис Минюста, с помощью которого можно зарегистрироваться предпринимателем онлайн.

Правда выдают электронную подпись только в областных ГНИ и в налоговых в крупных городах. Адреса — на сайте квалифицированного поставщика.

Кстати, вам не обязательно получать ключи в налоговой по прописке, можете прийти в любой АЦСК поблизости.

Если получаете ключ квалифицированной электронной подписи первый раз, вам придётся идти за ключом в налоговую, возможно, стоять в очереди. Когда срок действия будет на исходе, можно будет удалённо продлить срок действия текущего ключа. Такая опция доступна только для ключей налоговой.

Если получать КЭП за деньги, ключ будет стоить от 96 грн.

Где выдают: АЦСК «Национальные информационные системы» — в 96 грн обойдётся ЭЦП на год, «Ключевые системы» — 132 грн в год, MASTERKEY, пакет «Базовый» — 178 грн и др.

ЭЦП выдают и банки своим клиентам. Уточните, есть ли такая опция в банке, где открыт ваш счёт ФЛПФизическое лицо — предприниматель . Этими ключами так же можно подписывать отчётность и пользоваться для входа в кабинет плательщика.

Выдадут лично вам

КЭП выдают только лично получателю, представителю по доверенности — нет.

Это усложняет жизнь тем ФЛП, которые работают за границей или не имеют физической возможности лично прийти за ключом, исключений в АЦСК не делают.

Какие документы нужны для получения КЭП

Когда пойдёте за ключами, возьмите такие документы:

  1. Заполненное на украинском языке от руки заявление на получение личного ключа. Два экземпляра.
  2. Копии 1−6-й страниц паспорта и страницы со штампом регистрации места проживания. Удостоверьте своей подписью.
  3. Копия налогового номера — РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН) с вашей подписью (если по религиозным убеждениям налоговый номер не получали, у вас должна быть отметка в паспорте об этом, надо подать копию этой страницы).
  4. С собой возьмите паспорт для удостоверения личности и флешку, на неё вам сбросят сертификат. Также вы можете скачать его на сайте АЦСК, но тогда в заявлении надо поставить отметку, что согласились, чтобы его там разместили.

Как заполнить регистрационное заявление на ЭЦП

Форма заявления на ЭЦП единая для обычных физлиц, и для предпринимателей. 

Регистрационная карточка на получение ЭЦП–2019

Что заполнить:

  • Ваши ФИО и налоговый номер, если по религиозным причинам не получали РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН) — указываете серию и номер паспорта или номер ID-карты.
  • Информацию о месте проживания. Пишите область и населённый пункт, указанные в паспорте.
  • Номер телефона и электронный адрес для связи с вами.
  • Ещё нужно придумать секретное слово и ключевую фразу аутентификации. Она пригодится, если захотите заблокировать ключ по телефону. Вот номер, по которому это можно сделать в АЦСК: +380 44 284 00 10.
  • Поставьте отметку, если хотите, чтобы ваш сертификат был опубликован на сайте АЦСК налоговой.

Запись ключей на е-токены отменили

Согласно редакции регламента Квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг ИСД налоговой с 1 августа 2019 года электронные ключи должны генерироваться исключительно на защищённые носители — е-токены и смарт-карты, а не на обычные флешки и диски, как раньше.

Сначала налоговая перенесла эти сроки, а потом и вовсе отменила.

Что такое токен: это защищённый носитель ключевой информации. Защищён паролем доступа, выглядит как обычная флешка или смарт-карта. Ваш личный ключ на нём существует в единственном экземпляре, его нельзя скопировать, а операции с ним происходят внутри носителя. Есть ограничение на количество попыток подбора пароля — 7 раз, если исчерпаете этот лимит, е-токен блокируется и становится непригодным.

Стоят е-токены от 680 грн, смарт-карты — от 200 грн, перечень СПД, у которых можно купить размещён на сайте ГНС

Если будете получать ключи КЭП в других АЦСК, и вам предложат купить защищённый е-токен, знайте, что вы вправе требовать записать КЭП на обычную флешку.

Заявление о присоединении к договору отменили

Ранее после получение ЭЦП надо было подать заявление о присоединении к договору о признании электронных документов, чтобы подписывать им отчётность.

Теперь, чтобы присоединиться к договору с ГНС о признании электронных документов, не надо подавать отдельное заявление (приказ Минфина № 261).

Присоединение к договору будет происходить автоматически после отправки любого первого электронного документа, подписанного ЭЦП. А подтверждение о присоединении к договору — квитанция о принятии документа ГНС.

Отказать в присоединении к договору могут в таких случаях:

  • плательщик не состоит на учёте в контролирующем органе, куда отправил электронный документ;
  • данные подписанта первого электронного документа не соответствуют данным ЕГР о руководителе;
  • в Едином госреестре есть запись о прекращении деятельности ФЛП или юрлица;
  • в Госреестре физлиц — налогоплательщиков есть информация о закрытии ИНН в связи со смертью.

Как продлить ключ ЭЦП удалённо

Если у вас есть действующий ключ ЭЦП налоговой и срок действия ключа вот-вот закончится, можно получить новый удалённо. Установите на компьютер программу «ІІТ Користувач ЦСК-1».

Ещё можно это делать онлайн. На сайте Квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг налоговой перейдите к странице повторного (дистанционного) формирования сертификатов по электронному запросу.

Добавьте ключ, введите пароль и подтвердите, что подписываете договор «про надання електронних довірчих послуг».

Правда если ключ повреждён или вы забыли пароль, воспользоваться этим способом не получится.

Как отменить сертификат ключа ЭЦП

Если к ключу получили доступ третьи лица, его можно удалённо отменить по электронному запросу через ту же программу «ІІТ Користувач ЦСК-1». 

Этим вариантом нельзя воспользоваться, если сертификат ключа повреждён или забыли пароль.

Отменить сертификаты ключей КЭП можно лично в представительствах АЦСК налоговой.

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки