КЭП: получение, продление, отмена

21 июля 2021 Пригодится для: Предприниматели

Как и где получить новую КЭП и продлить текущую, подача заявления, договор с налоговой, электронная подпись для ПРРО.

Почему ЭЦП стала КЭП

После вступления в силу ЗУ «Об электронных доверительных услугах» введено понятие «квалифицированная электронная подпись», вместо «электронной цифровой подписи». 

АЦСК превратились в квалифицированных поставщиков электронных доверительных услуг.

Где получить электронную подпись

Бесплатно можно получить личный ключ у квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг ИСД ГНС. Действует он два года, а когда срок действия подойдёт к концу, его можно будет продлить без похода в налоговую.

Правда, выдают электронную подпись только в областных ГНИ и в налоговых в крупных городах. Вам не обязательно получать ключи в налоговой по прописке, можете обратиться в любой центр выдачи ключей.

Адреса — на сайте квалифицированного поставщика.

Во время карантина налоговая выдаёт КЭП по предварительной записи.

  1. Нужно заранее записаться в пункт обслуживания, рекомендуемое время для предварительной записи — с 08:15 до 09:00. Телефон и адреса пунктов выдачи в вашем регионе можно посмотреть в разделе «Контакты».
  2. Подготовить пакет регистрационных документов для получения ЭЦП. Для обычных физлиц (ФЛП получают как обычное физлицо) это заполненная регистрационная карточка, копия паспорта и ИНН, заверенные надписью «Согласно оригиналу», подписью, инициалами и фамилией, датой заверки. С собой взять оригиналы паспорта и ИНН. Перечень документов для физлиц можно посмотреть по ссылке.
  3. Прийти в пункт обслуживания в назначенное время с документами в средствах защиты от респираторных заболеваний.

Какие документы нужны для получения КЭП

Когда пойдёте за ключами, возьмите такие документы:

  1. Заполненное на украинском языке от руки заявление на получение личного ключа. Два экземпляра.
  2. Копии 1−6-й страниц паспорта и страницы со штампом регистрации места проживания. Удостоверьте своей подписью.
  3. Копия налогового номера — РНУКПН с вашей подписью (если по религиозным убеждениям налоговый номер не получали, у вас должна быть отметка в паспорте об этом, надо подать копию этой страницы).
  4. С собой возьмите паспорт для удостоверения личности и флешку, на неё вам сбросят файл ключа и сертификат. Также вы можете скачать сертифкат на сайте издателя, но тогда в заявлении надо поставить отметку, что согласились, чтобы его там разместили.

Как заполнить регистрационное заявление на ЭЦП

Форма заявления на получение КЭП единая для обычных физлиц и для предпринимателей.

Информация о документах и ссылки на скачивание регистрационных карт — в разделе «Получение электронных доверительных услуг, в том числе для программных РРО».   

Регистрационная карточка ФЛ для получения КЭП — 2021

Что заполнить:

  1. Ваши ФИО и налоговый номер, если по религиозным причинам не получали РНУКПН — указываете серию и номер паспорта или номер ID-карты.
  2. Информацию о месте проживания. Пишите область и населённый пункт, указанные в паспорте.
  3. Номер телефона и электронный адрес для связи с вами.
  4. Ещё нужно придумать секретное слово и ключевую фразу аутентификации. Она пригодится, если захотите заблокировать ключ по телефону. Вот номер, по которому это можно сделать в АЦСК: +380 44 284 00 10.
  5. Поставьте отметку, если хотите, чтобы ваш сертификат был опубликован на сайте налоговой.

В форме заявления есть раздел о формировании сертификата электронной печати для ПРРО. Вы сами выбираете, использовать в программном РРО электронную подпись или печать. Другими словами, если используете ПРРО, вы не обязаны генерировать печать.

Более того, для ПРРО не обязательно использовать КЭП, разрешается использование усовершенствованной электронной подписи.

Выдадут лично вам

КЭП выдают только лично получателю, представителю по доверенности — нет. Это усложняет жизнь ФЛП, которые работают за границей или не имеют физической возможности лично прийти за ключом. Но есть вариант удалённого получения КЭП.

КЭП выдают банки

Если вы клиент ПриватБанка, вы можете бесплатно и удалённо получить электронный ключ там. Не обязательно иметь счёт ФЛП, достаточно вашего личного счёта физлица.

Этими ключами также можно подписывать отчётность, документы, использовать их во всех госсервисах, подписывать платежи в мобильном и интернет-банкинге, и не только в Привате.

Войдите в ваш персональный кабинет в Приват24, выберите раздел «Все услуги», пункт меню «Бизнес» — Электронная цифровая подпись — выберите «Загрузить сертификат». Подтвердите свои данные, придумайте пароль и скачайте ключ. Срок действия КЭП ПриватБанка — 1 год.

Если у вас есть счёт ФЛП, в аккаунте для бизнеса в настройках предприятия выберите пункт меню «Ключи КЭП».

Отозвать сертификат можно также онлайн по ссылке.

Бесплатно можно сформировать электронную подпись в приложении «Дія».

Заявление о присоединении к договору отменили

Ранее после получения ЭЦП надо было подать заявление о присоединении к договору о признании электронных документов. Теперь отдельные заявления подавать не надо (приказ Минфина № 261).

Присоединение к договору будет происходить автоматически после отправки любого первого электронного документа, подписанного новой КЭП. А подтверждение о присоединении — квитанция о принятии документа ГНС.

Если КЭП получили уже после того, как подали отчётность, можете подать в ГНС любую стандартную форму, к примеру запрос на получение выписки из реестра плательщиков ЕН. Подпишите его новой КЭП, квитанция о принятии заявление будет подтверждением, что налоговая признала вашу подпись.

Отказать в присоединении к договору могут в таких случаях:

  • плательщик не состоит на учёте в контролирующем органе, куда отправил электронный документ;
  • данные подписанта первого электронного документа не соответствуют данным ЕГР о руководителе/ФЛП;
  • в Едином госреестре есть запись о прекращении деятельности ФЛП или юрлица;
  • в Госреестре физлиц-налогоплательщиков есть информация о закрытии ФЛП в связи со смертью.

Как продлить ключ ЭЦП удалённо

Если у вас есть действующий ключ ЭЦП налоговой и срок его действия вот-вот закончится, можно получить новый удалённо: на сайте квалифицированного поставщика электронных доверительных услуг налоговой перейдите на страницу повторного формирования сертификатов по электронному запросу.

Важно, чтобы ваш текущий ключ был действительным. Если ключ повреждён или вы забыли пароль, воспользоваться этим способом не получится.

Что нужно сделать:

Добавьте ключ, введите пароль и подтвердите.

Затем придумайте новый пароль для КЭП.

Скачайте сформированный ключ и сертификаты.

Как отменить сертификат ключа КЭП

Если к ключу получили доступ третьи лица, его можно удалённо отменить по электронному запросу через ту же программу «ІІТ Користувач ЦСК-1».

Этим вариантом нельзя воспользоваться, если сертификат ключа повреждён или забыли пароль.

Отменить сертификаты ключей КЭП можно лично в представительствах АЦСК налоговой.

КЭП для ПРРО

Если используете программный РРО, свою электронную подпись, которой подписываете отчётность и документы с контрагентами, используйте и в ПРРО. А можете сгенерировать печать для этих нужны. Но, как мы уже писали выше, это не обязательно.

Если с ПРРО работают ваши сотрудники, им нужно получить электронную подпись на себя. Процедура получения ничем не отличается от описанной выше. Получить КЭП ваши работники могут в налоговой, в ПриватБанке и пр. Также допускается использование усовершенствованной электронной подписи.

Что важно, данные о сертификатах электронных ключей, с которыми вы или ваши сотрудники работаете на РРО, нужно внести в Реестр.

Другими словами, надо сообщить налоговикам, кто будет работать с ПРРО. Для этого подаётся «Сообщение о предоставлении информации относительно квалифицированного сертификата открытого ключа» по форме № J/F1391801. Это ваша КЭП и электронные подписи кассиров, каждому кассиру нужна отдельная КЭП.

Если с одним ПРРО будет работать сразу несколько кассиров, по каждому из них нужно подать такое Сообщение. 

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки