Как правильно рассчитать прибыль компании и проанализировать основные показатели

31 марта 2021 Пригодится для: Предприниматели

Прибыль во всех её вариациях — один из ключевых показателей для принятия компанией осознанных бизнес-решений. Часто предприниматели не уделяют этому показателю должного внимания, отслеживая только движение денег.

Однако остаток денежных средств — это не прибыльность компании.

Для того чтобы принимать стратегические решения, которые будут влиять на финансовую стабильность вашего бизнеса в долгосрочной перспективе, прибыль необходимо правильно рассчитывать и анализировать. В статье расскажем что и как рассчитывать.

Рассчитайте свою валовую прибыль

Рассчитывается так: вся выручка минус себестоимость продаж (речь о затратах, которые непосредственно относятся к выручке). Эта сумма показывает, насколько прибыльна ваша основная деятельность и как варьируется прибыльность по мере изменений объёмов и цен.

Разбейте свою основную деятельность на потоки доходов

Выручка, себестоимость продаж и валовая прибыль могут быть разбиты на продуктовые направления, виды деятельности или услуги. Такая разбивка позволяет анализировать прибыль/убыток от каждого вида вашей деятельности.

Отчёт о движении денежных средств ФЛП

Рассчитайте чистую прибыль

Рассчитывается как валовая прибыль за вычетом операционных расходов. Это нижняя, последняя строка отчёта о прибылях и убытках, которая показывает, насколько прибыльна ваша компания.

Рассчитайте EBITDA

Рассчитывается как чистая прибыль до вычета расходов по процентам, налогам, износа и амортизации. Этот показатель полезен для анализа только операционной деятельности компании и её сравнения с другими участниками рынка, так как не учитывает налоговые ставки разных юрисдикций, разные методы учёта, объёмы амортизации и износа и уровень кредитования компании.

Финансовые показатели бизнеса: доход, выручка, прибыль

Используйте инсайты, чтобы увеличить прибыль. Посмотрите на отчёт о прибылях и убытках как на результат причинно-следственных связей операционной деятельности. Так вы определите триггеры, которые влияют на показатели прибыли.

Задайте себе вопросы: прибыль изменилась за счёт доходов или затрат? Если за счёт доходов, то за счёт объёма или цены; крупных клиентов или мелких? Если вы видите изменения в затратах, то в какой категории и каком виде затрат? Были ли эти затраты запланированы? Какова их экономическая суть? Кто и как эти ресурсы использует — можно ли их сократить и т. д.?

Как часто анализировать показатели

Ежемесячного анализа вполне достаточно.

Для анализа отчётности ваш финансовый эксперт или бухгалтер должен подготовить расшифровки с наиболее крупными операциями и контрагентами по существенным статьям отчёта, например суммой выше 5% от выручки за период. Так вы фокусируете внимание на наиболее значимой информации, не отвлекаясь на нематериальные изменения. У вас также будет информация для принятия таких стратегических решений:

  1. Определение оптимальной ценовой стратегии.
  2. Обеспечение достаточной валовой прибыли, чтобы покрыть операционные расходы.
  3. Формирование оптимального соотношения в структуре ваших продуктов или сервисов для достижения более высокой общей прибыльности.
  4. Управление рентабельностью компании, отдельных бизнес-направлений и проектов, а не только денежными потоками в периоде времени.

Основные ошибки в учёте, которые допускают как растущие стартапы, так и устоявшиеся:

Ведение учёта кассовым методом, который не даёт информации о прибыльности компании.

Например, компания может генерировать много денег за счёт невыплаты задолженности. Отчёты покажут, что компания прибыльна, но на деле это не так.
Или наоборот — компания осуществила крупную сделку в конкретном периоде, но оплата пока не получена. Из этого можно сделать ошибочный вывод, что компания неуспешна.

Мы рекомендуем использовать метод начисления, который учитывает транзакции по факту предоставления товара/услуги. Это позволяет корректно распределять доходы и расходы в периоде, признавать дебиторскую и кредиторскую задолженность и необоротные активы.

Учёт себестоимости в операционных затратах, а не как отдельного элемента отчётности.

Это не позволяет отслеживать валовую прибыль и маржинальность бизнес-направлений.

Например, для IT-решения, как агрегатор услуг, стоимость «перепродаваемой» услуги является себестоимостью. Если из выручки вычесть эту себестоимость, предприниматель увидит валовую маржу — наценку на общем объёме предоставленных услуг, которой должно хватить на покрытие всех операционных расходов. Для ресторанной сети себестоимостью могут быть затраты на продукты, для сферы услуг — почасовая работа персонала и т. д.

Недостаточная детализация финансовых отчётов. Это делает их непоказательными для принятия решений в разрезе бизнес-направлений, проектов или оптимизации затрат компании.

Правильный расчёт бюджета только для операционных расходов. Планирование и контроль выручки, себестоимости и валовой прибыли по основной/проектной деятельности некачественные или их вообще нет. В результате чего компании постоянно страдают от перерасхода средств и проблем с ликвидностью.

Чтобы избежать этих ошибок и иметь чёткое представление о прибыльности компании, систематизируйте подготовку управленческой отчётности:

  1. Составьте финансовую структуру и целевые отчёты компании, включая потоки доходов и структуры затрат, необходимые для данной организации.
  2. Внедрите эту структуру в программное обеспечение (ПО) или софт, где будут рассчитываться все необходимые итоговые показатели. Подготовьте соответствующие инструкции по ведению управленческого учёта.

Важно правильно подобрать ПО под специфику и задачи вашей компании. Главное, что стоит учитывать при выборе: софт должен отражать нужную вам детализацию финансовой структуры, интегрироваться с текущими системами CRM, BPM и системой бухгалтерского учёта. И конечно, ПО должно быть удобно в пользовании, чтобы вы не тратили много времени на занесение бизнес-операций. Протестируйте варианты на нескольких базовых транзакциях, чтобы понять, какой из них вам больше подходит.

Например, для наших клиентов мы выбирали разные решения: начиная от 1С для украинских предприятий и заканчивая Quickbooks и Xero для технологических компаний и нерезидентов. Здесь нет универсального решения, главное, чтобы ПО закрывало задачи и потребности вашего бизнеса, а также было удобным в использовании.

Разработайте инструмент для бюджетирования и стратегического планирования с той же финансовой структурой. Определите ключевые показатели эффективности для отслеживания прибыльности. К ним могут относиться: выручка по проектам, валовая прибыль по потокам доходов/услуг, общая чистая прибыль за период, EBITDA и другие.

У вас появятся фактические и плановые данные для регулярной отчётности о том, как достигаются цели в общем по компании и по проектам, услугам или видам деятельности.

Проверяйте показатели

Иногда показатели прибыли могут быть нелогичными или некорректными, даже если их рассчитывает профессиональный бухгалтер. Если у вас возникают проблемы с отчётностью на регулярной основе, вы можете обратиться за помощью к финансовому консультанту или попробовать решить их сами.

Всегда проверяйте логику данных, сравнивая активность и тенденции месяц к месяцу. Данные зависят от качества ведения учёта, поэтому всегда вникайте в суть цифр в анализируемых вами отчётах и выдержках данных — так вы сможете спокойно полагаться на отчёты в своих дальнейших решениях.

Авторы:
Алексей Кныш, старший партнёр, руководитель отдела финансового консалтинга для бизнеса Finance PM
Адриан Косар, старший менеджер, финансовый консалтинг, Finance PM

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки