Как правильно рассчитать прибыль компании и проанализировать основные показатели

31 марта 2021 Пригодится для: Предприниматели

Прибыль во всех её вариациях — один из ключевых показателей для принятия компанией осознанных бизнес-решений. Часто предприниматели не уделяют этому показателю должного внимания, отслеживая только движение денег.

Как правильно рассчитать прибыль компании и проанализировать основные показатели

Однако остаток денежных средств — это не прибыльность компании.

Для того чтобы принимать стратегические решения, которые будут влиять на финансовую стабильность вашего бизнеса в долгосрочной перспективе, прибыль необходимо правильно рассчитывать и анализировать. В статье расскажем что и как рассчитывать.

Рассчитайте свою валовую прибыль

Рассчитывается так: вся выручка минус себестоимость продаж (речь о затратах, которые непосредственно относятся к выручке). Эта сумма показывает, насколько прибыльна ваша основная деятельность и как варьируется прибыльность по мере изменений объёмов и цен.

Разбейте свою основную деятельность на потоки доходов

Выручка, себестоимость продаж и валовая прибыль могут быть разбиты на продуктовые направления, виды деятельности или услуги. Такая разбивка позволяет анализировать прибыль/убыток от каждого вида вашей деятельности.

Отчёт о движении денежных средств ФЛП

Рассчитайте чистую прибыль

Рассчитывается как валовая прибыль за вычетом операционных расходов. Это нижняя, последняя строка отчёта о прибылях и убытках, которая показывает, насколько прибыльна ваша компания.

Рассчитайте EBITDA

Рассчитывается как чистая прибыль до вычета расходов по процентам, налогам, износа и амортизации. Этот показатель полезен для анализа только операционной деятельности компании и её сравнения с другими участниками рынка, так как не учитывает налоговые ставки разных юрисдикций, разные методы учёта, объёмы амортизации и износа и уровень кредитования компании.

Финансовые показатели бизнеса: доход, выручка, прибыль

Используйте инсайты, чтобы увеличить прибыль. Посмотрите на отчёт о прибылях и убытках как на результат причинно-следственных связей операционной деятельности. Так вы определите триггеры, которые влияют на показатели прибыли.

Задайте себе вопросы: прибыль изменилась за счёт доходов или затрат? Если за счёт доходов, то за счёт объёма или цены; крупных клиентов или мелких? Если вы видите изменения в затратах, то в какой категории и каком виде затрат? Были ли эти затраты запланированы? Какова их экономическая суть? Кто и как эти ресурсы использует — можно ли их сократить и т. д.?

Как часто анализировать показатели

Ежемесячного анализа вполне достаточно.

Для анализа отчётности ваш финансовый эксперт или бухгалтер должен подготовить расшифровки с наиболее крупными операциями и контрагентами по существенным статьям отчёта, например суммой выше 5% от выручки за период. Так вы фокусируете внимание на наиболее значимой информации, не отвлекаясь на нематериальные изменения. У вас также будет информация для принятия таких стратегических решений:

  1. Определение оптимальной ценовой стратегии.
  2. Обеспечение достаточной валовой прибыли, чтобы покрыть операционные расходы.
  3. Формирование оптимального соотношения в структуре ваших продуктов или сервисов для достижения более высокой общей прибыльности.
  4. Управление рентабельностью компании, отдельных бизнес-направлений и проектов, а не только денежными потоками в периоде времени.

Основные ошибки в учёте, которые допускают как растущие стартапы, так и устоявшиеся:

Ведение учёта кассовым методом, который не даёт информации о прибыльности компании.

Например, компания может генерировать много денег за счёт невыплаты задолженности. Отчёты покажут, что компания прибыльна, но на деле это не так.
Или наоборот — компания осуществила крупную сделку в конкретном периоде, но оплата пока не получена. Из этого можно сделать ошибочный вывод, что компания неуспешна.

Мы рекомендуем использовать метод начисления, который учитывает транзакции по факту предоставления товара/услуги. Это позволяет корректно распределять доходы и расходы в периоде, признавать дебиторскую и кредиторскую задолженность и необоротные активы.

Учёт себестоимости в операционных затратах, а не как отдельного элемента отчётности.

Это не позволяет отслеживать валовую прибыль и маржинальность бизнес-направлений.

Например, для IT-решения, как агрегатор услуг, стоимость «перепродаваемой» услуги является себестоимостью. Если из выручки вычесть эту себестоимость, предприниматель увидит валовую маржу — наценку на общем объёме предоставленных услуг, которой должно хватить на покрытие всех операционных расходов. Для ресторанной сети себестоимостью могут быть затраты на продукты, для сферы услуг — почасовая работа персонала и т. д.

Недостаточная детализация финансовых отчётов. Это делает их непоказательными для принятия решений в разрезе бизнес-направлений, проектов или оптимизации затрат компании.

Правильный расчёт бюджета только для операционных расходов. Планирование и контроль выручки, себестоимости и валовой прибыли по основной/проектной деятельности некачественные или их вообще нет. В результате чего компании постоянно страдают от перерасхода средств и проблем с ликвидностью.

Чтобы избежать этих ошибок и иметь чёткое представление о прибыльности компании, систематизируйте подготовку управленческой отчётности:

  1. Составьте финансовую структуру и целевые отчёты компании, включая потоки доходов и структуры затрат, необходимые для данной организации.
  2. Внедрите эту структуру в программное обеспечение (ПО) или софт, где будут рассчитываться все необходимые итоговые показатели. Подготовьте соответствующие инструкции по ведению управленческого учёта.

Важно правильно подобрать ПО под специфику и задачи вашей компании. Главное, что стоит учитывать при выборе: софт должен отражать нужную вам детализацию финансовой структуры, интегрироваться с текущими системами CRM, BPM и системой бухгалтерского учёта. И конечно, ПО должно быть удобно в пользовании, чтобы вы не тратили много времени на занесение бизнес-операций. Протестируйте варианты на нескольких базовых транзакциях, чтобы понять, какой из них вам больше подходит.

Например, для наших клиентов мы выбирали разные решения: начиная от 1С для украинских предприятий и заканчивая Quickbooks и Xero для технологических компаний и нерезидентов. Здесь нет универсального решения, главное, чтобы ПО закрывало задачи и потребности вашего бизнеса, а также было удобным в использовании.

Разработайте инструмент для бюджетирования и стратегического планирования с той же финансовой структурой. Определите ключевые показатели эффективности для отслеживания прибыльности. К ним могут относиться: выручка по проектам, валовая прибыль по потокам доходов/услуг, общая чистая прибыль за период, EBITDA и другие.

У вас появятся фактические и плановые данные для регулярной отчётности о том, как достигаются цели в общем по компании и по проектам, услугам или видам деятельности.

Проверяйте показатели

Иногда показатели прибыли могут быть нелогичными или некорректными, даже если их рассчитывает профессиональный бухгалтер. Если у вас возникают проблемы с отчётностью на регулярной основе, вы можете обратиться за помощью к финансовому консультанту или попробовать решить их сами.

Всегда проверяйте логику данных, сравнивая активность и тенденции месяц к месяцу. Данные зависят от качества ведения учёта, поэтому всегда вникайте в суть цифр в анализируемых вами отчётах и выдержках данных — так вы сможете спокойно полагаться на отчёты в своих дальнейших решениях.

Авторы:
Алексей Кныш, старший партнёр, руководитель отдела финансового консалтинга для бизнеса Finance PM
Адриан Косар, старший менеджер, финансовый консалтинг, Finance PM

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки