Когда ФЛП нужен бухгалтер обязательно, а в каких случаях можно обойтись без него
08 октября 2024
Предпринимателей, начинающих свой бизнес, в вопросах ведения бухгалтерии можно разделить на два типа. Первые считают, что не смогут справиться без помощи бухгалтера и нанимают его практически сразу после регистрации ФЛП, вторые – обращаются за услугами этого специалиста уже после того, как сделают ошибки и их посетят с проверкой налоговики. Когда ФЛП нужен бухгалтер, а в каких случаях можно обойтись без него, разберемся дальше в статье.

Когда ФЛП нужен бухгалтер: основные налоговые обязанности предпринимателя
ФЛП на ЕНЕдиный налог в большинстве случаев могут успешно заниматься предпринимательской деятельностью без наличия в штате бухгалтера. Основные налоговые обязанности «единщиков» заключаются в следующем:
- представление деклараций о полученном доходе в ГНСГосударственная налоговая служба : 1-2 группа – 1 раз в год, 3 группа – 1 раз в квартал;
- оплата ЕН: 1-2 группа – 1 раз в месяц, 3 группа – 1 раз в квартал;
- уплата ЕСВЕдиный социальный взнос: 1-3 группа – 1 раз в квартал.
Напомним, что предприниматели на период действия военного положения освобождены от обязанности платить ЕСВ «за себя», однако могут это делать на добровольной основе.
После оплаты ЕН и ЕСВ важно проконтролировать поступление средств. Сделать это можно, зайдя в Электронный кабинет на сайте ГНС и просмотрев информацию по уплаченным налогам. Если через 2-3 дня уплата налогов не отражается в личном кабинете, нужно выяснить причины.
Предприниматели могут самостоятельно выполнять основные налоговые обязанности без помощи бухгалтера. К примеру, как правильно заполнять отчетность можно узнать на сайте ГНС, просмотрев видео или прочитав пошаговые инструкции, которые легко найти в интернете. Если же какой-то вопрос потребует уточнения, то можно получить индивидуальную налоговую консультацию у специалиста по финансам или бухгалтера-фрилансера. То же самое касается и уплаты налогов. В Электронном кабинете можно увидеть информацию обо всех уплаченных и неуплаченных начислениях налогов. Также там отражаются штрафы и пеня, если они были начислены. Уплатить налоги можно через онлайн-сервисы, что удобно и быстро.
Таким образом, представлять отчетность, платить налоги и осуществлять контроль за лимитом дохода, чтобы предотвратить его превышение при правильной организации может предприниматель самостоятельно.
Внесение изменений в регистрационные данные ФЛП
«Единщики» должны обновлять информацию в регистрационных данных своего ФЛП – добавлять или удалять КВЭДКлассификации видов экономической деятельностиы, изменять адрес места осуществления деятельности и т.п.
Сделать это можно самостоятельно в онлайн-режиме через сервис «Дия» или через Электронный кабинет плательщика.
Важно, что после внесения изменений следует отследить, была ли информация обновлена в ЕГРЕдиный государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований. Это единственный момент, который нужно проконтролировать ФЛП. Если данные не обновились, то следует выяснить причину (можно обратиться к налоговикам) и повторно внести изменения.
Работа с кассовыми аппаратами
ФЛП, деятельность которых требует использования кассовых аппаратов, должны контролировать правильность заполнения реквизитов в чеках.
Если же предприниматели осуществляют продажу «рисковой» группы товаров, то они должны вести учет товарных запасов.
Использование РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат). и ПРРОПрограммный регистратор расчётных операций не требует привлечения бухгалтера. Более того, ПРРО синхронизируются с CRM-системой, платежной системой и даже с программой учета товаров и продаж, позволяющей автоматизировать процесс фискализации платежей и учета товарных запасов.
Для помощи в организации работы с РРО или ПРРО нужен менеджер по продажам, который и будет вести учет товаров, закрывать смены, если кассовый аппарат не делает это автоматически, и выполнять другую работу, связанную с продажами.
Когда без бухгалтера трудно обойтись ФЛП на ЕН
Если предприниматель оказывает услуги другим ФЛП или юридическим лицам, он должен иметь документы, отражающие условия сотрудничества с ними – договоры, акты выполненных работ, налоговые накладные и т.п.
Ведение документооборота в таком случае лучше доверить бухгалтеру, ведь этот процесс требует внимательности и сосредоточенности. Кроме того, предпринимателю будет сложно отвлекаться на оформление документов и контроль за их подписанием, если сотрудничество с другими ФЛП и юрлицами осуществляется на постоянной основе.
ФЛП, сотрудничающие с другими ФЛП, ежеквартально должны представлять объединенный отчет с приложением 4ДФ. Этот отчет имеет свои особенности заполнения, которые могут вызвать затруднения у предпринимателя, поэтому лучше данную задачу поручить бухгалтеру. Если нанять его у ФЛП нет возможности, то можно обращаться к специалисту на аутсорсинге и делегировать ему выполнение данной задачи.
Объединенный отчет по приложению 4ДФ подается ежеквартально. Если этого не делать, на ФЛП будет наложен штраф в размере 1020 грн. за каждый неподанный отчет.
Наличие наемных работников
Что касается предпринимателей, имеющих наемных работников, то к их обязанностям относится:
- начисление и выплата заработной платы – 2 раза в месяц;
- перечисление налогов с зарплаты работников – 2 раза в месяц;
- начисление больничных, передача данных о специалисте на больничном в Пенсионный фонд, если срок лечения больше 5 дней (до 5 дней больничные выплачивает предприятие, сверх – Пенсионный фонд);
- ведение кадрового учета наемных работников;
- ведение военного учета военнообязанных специалистов;
- представление объединенного отчета по наемным работникам.
Для выполнения этой работы необходим бухгалтер или даже несколько, если у предпринимателя работает много специалистов. Нарушение законодательства в сфере защиты прав наемных работников влечет серьезные последствия, поэтому ведение бухгалтерии лучше доверить бухгалтеру с опытом.
Как получить бухгалтерские услуги
Получать бухгалтерские услуги предприниматель может разными способами. Конечно, удобнее всего нанять в штат специалиста, который будет заниматься исключительно делами предприятия. Это удобно и освобождает ФЛП от многих хлопот, связанных с представлением отчетности, документооборотом, уплатой налогов. Но стоит учесть, что выплата заработной платы опытному бухгалтеру может быть не по карману предпринимателю, особенно если он имеет небольшой бизнес.
Другой вариант – подписать договор на получение услуг с бухгалтером-фрилансером. Определив условиями договора конкретные услуги, предоставляемые специалистом, можно значительно сэкономить на ведении бухгалтерии. Ведь выплата вознаграждения внештатному бухгалтеру в большинстве случаев обойдется дешевле, чем содержание специалиста в штате. Однако в этом случае рискованно полностью доверять все финансовые вопросы специалисту-фрилансеру, и ФЛП желательно все же привлекаться к ведению бухгалтерии или контролировать закрытие каждой оговоренной задачи, ведь ответственность за нарушение налогового законодательства будет нести именно предприниматель.
Еще можно обратиться в бухгалтерскую компанию, предоставляющую услуги ФЛП и юридическим лицам. Сотрудничество именно с компанией более надежное, чем с бухгалтером-фрилансером, ведь там работает не один, а несколько взаимозаменяемых специалистов, к тому же их работу контролируют и проверяют руководители. Это позволяет своевременно обнаруживать ошибки и исправлять их. Кроме того, договором между сторонами может быть определено, что в случае допущения ошибки специалистом уплату штрафов осуществляет компания.
Таким образом, в большинстве случаев деятельность на упрощенной системе налогообложения при отсутствии наемных работников не нуждается в наличии в штате бухгалтера. Если предприниматель будет отслеживать изменения в налоговом законодательстве, вовремя представлять отчетность и платить налоги, а также при необходимости обращаться к специалистам за консультациями, он вполне сможет успешно работать и без бухгалтера в своей команде. Однако, если у ФЛП нет возможности самостоятельно выполнять налоговые обязанности, то лучше все же нанять опытного специалиста, который будет заниматься финансовыми вопросами, или поручить эту задачу бухгалтерской компании.
Чего не скажешь об «общесистемщиках». Работа ФЛП на общей системе налогообложения предполагает привлечение отдельного специалиста. Кроме того, «общесистемщиков» часто проверяют налоговые инспекторы, поэтому важно, чтобы за все финансовые дела отвечал опытный бухгалтер.