Надомная работа – как форма рабочего графика: характеристика и нюансы

18 октября 2023

Надомная работа стала популярным видом организации трудовых отношений в начале анонсирования карантина Covid-19. В конце концов этим фактом стали интересоваться и законодатели в результате чего соответствующие нормы обозначились и в содержании КЗоТ. Давайте ознакомимся с данным видом работы и рассмотрим его нюансы.

Надомная работа – как форма рабочего графика: характеристика и нюансы

Что предусматривает нормативно-правовое регулирование?

Похоже, что можно полагать утратившим силу Положение об условиях труда надомников, утвержденное постановлением Гоструда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.09.81 No 275/17-99. А нормой, регулирующей надомную работу, является ст.60-1 КЗоТа. К подобному выводу приходим из содержания письма Минэкономики от 23.06.2020 No 3501-06/38745-07. По данным причинам обратим внимание на КЗоТКодекс законов о труде .

Какими характеристиками обладает понятие надомной работы? Это форма организации трудовых отношений, которая предполагает выполнение работы по месту проживания либо в других определённых трудовым соглашением помещениях, однако вне производственных или рабочих помещений работодателя. Соответствующим образом надомная работа определена Конвенция Международной организации труда о надомном труде от 20.06.96 No 177.

Зачастую, надомным трудом является выполнение физического, ручного труда с применением технических средств. Это может быть ремонт техники, изготовление обуви, украшений и т.п.

Как оговаривается содержанием ч.11 ст.60-1 КЗоТ, при наличии релевантных навыков надомниками могут стать, в частности:

С учётом выполняемой работы и её характеристик, применение надомного труда должно быть в принципе возможным, а работодатель обязан обладать для этого релевантными ресурсами и средствами. Кроме прочего, предусматривается возможность выполнения надомного труда лицами с инвалидностью. К данному выводу приходим из текста ст. 18 Закона Украины от 21.03.1991 года No875.

Однако надомная работа не имеет ограничений льготными категориями, и при соответствующих условиях надомником способен стать практически любой сотрудника. Естественно, при отсутствии возражений со стороны работодателя.

Важно понимать! Согласно ч.10 ст.60-1 КЗоТ надомный режим труда может быть введён исключительно в отношение лиц, обладающих практическими навыками для выполнения определённых работ, либо способны обучаться подобным навыкам.

Оформление трудового соглашения о надомном труде не является причиной для изменений нормирования, оплаты труда и не оказывает влияния на объём трудовых прав для работников (ч.6 ст.6-1 КЗоТ).

Таким образом, это просто изменение характера труда, и не имеет никакого влияния на комплекс трудовых прав обеих сторон трудовых отношений.


Как грамотно оформить трудовые отношения?

Трудовое соглашение касательно выполнения надомного труда может иметь как бессрочный характер, так и быть заключённым на определённый срок или на время выполнения определённого фронта работ.


Форма соглашения

Из выводов п.6-1 ч.1 ст.24 КЗоТ оформление трудового договора с надомником предполагает письменную форму.

Типовую форму трудового соглашения договора с надомником можно найти в приказе Минэкономики от 05.05.2021 No 913-21 (далее — Типовой договор). В его содержание возможно внесение дополнительных предпосылок и прерогатив касательно правомочностей обеих сторон договора, как в отношение работника, так и работодателя. Однако подобные коррективы должны соответствовать законодательным нормам, регулирующим трудовые отношение. Это также отмечается и Минэкономики в разъяснении от 30.08.2021.

Отметим, что соблюдать письменный формат трудового соглашения с надомником не всегда считается обязательным.

Так, письменная фиксация трудовых отношений может отсутствовать (ч.8 ст.60-1 КЗоТ):

При наличии подобных ситуаций надомная работа может быть введена релевантным приказом (распоряжением) работодателя. Ознакомление работника следует совершить в течение 2 дней с момента анонсирования данного приказа (распоряжения), однако до внедрения надомного труда.

Важно знать! В изложенных выше форс-мажорных случаях введением надомной работы в отсутствие письменного варианта трудового соглашения может внедряться как по инициативе работодателя, так и работника (см. письмо Минэкономики от 04.05.2021 No 4712-06/26182-07).

Кроме этого, как оговаривается ч.1 ст.2 Закона No2136, в период ВП определение формы трудового соглашения осуществляется соответствующим соглашением сторон (письменная или устная). Кроме прочего, заключение трудового договора возможно и в электронном виде при условии соблюдения требования закона об электронном документообороте. Это также можно найти и в Типовом договоре.

Какие ещё нюансы требуется помнить при принятии на работу надомника, сообщим далее.


Оформление договора с новичком

Следует иметь в виду, что оформление трудовых отношений с вновь принятым сотрудников предполагает совершение обязанности работодателя об издании релевантного приказа о приёме на работу, а также подачу в адрес ГНУ уведомления по форме, завизированной постановлением КМУ от 17.06.2015 No 413 (ср. 0113155600).

До момента приступания к работе новичка-надомника работодатель обязан в полной мере совершить требования ст. 29 КЗоТ, а именно:

Важно знать! Для надомника также может предусматриваться испытательный срок. Однако следует помнить, что надомника следует проинформировать под расписку касательно условий труда, наличия опасных или вредный производственных факторов на рабочем месте и возможных последствиях для здоровья, правах на льготы, а также на компенсации за работу в подобных условиях в соответствии с законом или колдоговором. При этом нормы КЗоТ не делают никаких исключений в этом смысле для надомников.

Однако ч.2 ст.5 Закона от 14.10.1992 No 2694 не содержит подобных требований в силу чего наблюдаем коллизию в содержании законодательных актов. Однако для работодателя лучше будет всё же совершить ряд указанных выше действий, и обезопасить себя от возможных в будущем неприятностей.


Оформление договора со «старым» сотрудником

Переоформить договор можно и с работником, которые уже трудится в компании. При этом не следует его увольнять, после чего снова принимать на работу для последующего оформления соглашения о применении надомного труда.

Как сделать коррективы в форме организации труда сотрудника зависит прежде всего от стороны, которая выступила инициатором этого действия.

При проявлении данной инициативы со стороны работника, последнему следует подать в адрес работодателя релевантное заявление. Однако, как говорится в ст.60-1 КЗоТ работодатель не несёт прямой обязанности п выполнению данной просьбы сотрудника. А именно для внесения корректив в организацию труда требуется согласие работодателя (см. письмо Минэкономики от 04.05.2021 No 4712-06/26182-07). Если работодатель согласен, заключается соглашение о надомном труде. При этом, Минэкономики полагает (см. разъяснение от 30.08.2021), что в подобном случае также необходимо применять форму Типового договора, и в его содержании вместо п.39 заполняется п.39-1.

Оформление надомного труда визируется приказом работодателя. По причине того, что увольнения/приёма не происходит, сообщать фискалам не требуется.

При наличии форс-мажора, есть возможность обойтись и без бумажной формы договора, а просто требуется оформить соответствующий приказ. Ознакомить сотрудника следует на протяжении 2 дней с момента его анонсирования, до внедрения режима надомной работы. В данном случае нормы, изложенные в ч.3 ст.32 КЗоТ касательно предупреждения за 2 месяца применять не требуется.

А если инициатором надомного труда будет работодатель?

Важно знать! Работник должен ответить согласием на изменение таких существенных условий труда, что согласуется и с мнением Минэкономики (см. разъяснение от 30.08.2021). Кроме прочего основаниями для данного порядка действий служит ч. 3 ст. 32 КЗоТ в ч. 8 ст. 60-1 этого Кодекса.

Однако некоторые работодатели смогли доказать в суде, что при коррективах формы организации труда не происходит изменения существенных условий труда (см., например, постановление ВС от 01.06.2023 по делу No 723/4239/21). Однако для избегания судебных тяжб, советуем перестраховываться и ознакамливать работника с приказом о применении надомного труда.


Условия труда надомников

Рабочее место надомников является фиксированным. Его адрес обязательно требуется закрепить в трудовом соглашении (п. 6 Типового договора). Оно не может подлежать изменения без согласования с работодателем. Порядок согласования прописывается в трудовом договоре.

Важно знать! Отказ работодателя в просьбе об изменении рабочего места должен быть обоснованным.

Однако из данного правила также есть исключения. Так, работник обладает правом изменения рабочего места в отсутствие соответствующего согласия работодателя при отсутствии возможности продолжения работы на фиксированном месте. В подобном случае требуется уведомить работодателя о подобных коррективах не позднее чем за 3 дня. Способы уведомления прописываются в трудовом соглашении (п. 8 Типового договора).

Место осуществления труда надомника определяется наличием закреплённой зоны и техсредств, возможно их совокупности, которые требуются для производства продукции, или других функций, оговоренных учредительными документами.

Согласно общим правилам, материально-техническое обеспечение возлагается на работодателя. Договор должен предусматривать порядок и сроки (п. 22 Типового договора).

В другом варианте подобная обязанность полагается на работника с последующей компенсаций релевантных затрат по ст. 125 КЗоТ.

Кроме прочего, при применении в процессе труда оборудования работодателя может быть оформлено соглашение о полной материальной ответственности в случаях, указанных в п.10 ст. 134 КЗоТ.

В части выполнения требований касательно охраны труда, законодатель разграничил данные обязанности. Так, ответственность за:

  • обеспечение безопасности на рабочем месте ложится на работника;
  • безопасность оборудования, применяемого в работе, которое передаётся работника – на работодателя.

Работодателю не следует нивелировать обязанность по проведению с работником инструктажей по вопросам охраны труда и противопожарной безопасности. Это возможно осуществить и в удалённом режиме (ст. 13 Закона об охране труда). Подтверждением станет обмен электронными документами.

При выполнении труда надомником на него распространяется общий режим работы. Однако возможно предусмотреть и другой режим трудовым договором. Однако важно помнить о том, что длительность рабочего времени надомников не может быть выше норм, зафиксированных в ст. 50 и 51 КЗоТ. При этом получение материалом и сдача продукции входит в продолжительность времени работы (п. 16 Типового договора).

Учёт выполненной работы ложится на работодателя.

Правила ведения дистанционного документооборота

Самое важное касательно надомной работы было озвучено данным материалом. Следует напомнить, что подобный режим работы в период ВП может быть установлен просто приказом, в отсутствие бумажного трудового соглашения.

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки