Новые изменения в регулировании ТТН в Украине
27 января 2025 Пригодится для: Предприниматели

Приказ Мининфраструктуры от 14.11.2024 № 1332.
С 1 октября 2021 года Украина ввела изменения в регулирование товарно-транспортной накладной (ТТН). До этого момента вопросы заполнения и применения ТТН регулировались исключительно Правилами No 363, которые были разработаны на основании ч. 3 ст. 47 Закона об автотранспорте. Однако сам Закон лишь единожды упоминал ТТН — в перечне документов, необходимых для осуществления грузовых перевозок (см. ст. 48).
Введение нового определения ТТН и расширение требований
С указанной даты в Закон об автотранспорте были внесены важные изменения. В частности, в ст. 1 появилось четкое определение ТТН, а в ч. 2 ст. 48 был установлен обязательный перечень реквизитов, которые должны содержаться в документе. Среди нововведений стало обязательным указание габаритов транспортного средства: его длины, ширины, высоты, общего веса (включая груз) и массы брутто. Для грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков теперь также требуется указывать идентификационный код (ЕГРПОУ), а для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) — ИНН или данные паспорта (в случае отказа от ИНН).Как вывести деньги из ООО
Эти изменения имеют целью повысить прозрачность грузоперевозок и обеспечить соответствие требованиям законодательства, особенно в случаях, когда транспортировка связана с международными перевозками или контролируемыми товарами. Также новое определение ТТН устраняет пробелы, которые существовали в прежней редакции, и способствует унификации документации для всех участников процесса.
Кстати, недавно мы разъясняли по поводу введения экспресс-накладных от «Нової пошти» и того, чем они отличаются от ТТН. Читайте об этом в статье «Пересылка экспресс-накладной «Новой почты», но без ТТН: плюсы и минусы?».
Проблемы старой формы ТТН
Существовавшая на тот момент форма ТТН, утвержденная приложением 7 к Правилам No 363, не содержала всех новых обязательных реквизитов. В результате компании вынуждены были адаптировать документ, добавляя необходимые поля. Однако такие изменения были возможны только для бумажных ТТН. Электронная форма No 1-ТН, применяемая для е-ТТН, не позволяла вносить дополнительные реквизиты из-за ограничений полей, что создавало проблемы для грузоотправителей и перевозчиков.
Кроме того, отсутствие четкой структуры и унифицированного подхода приводило к затруднениям в идентификации данных, особенно при проверках со стороны контролирующих органов. Это увеличивало риски возникновения спорных ситуаций, связанных с правильностью оформления ТТН.
Переход на е-ТТН
Одновременно началась работа над обязательным внедрением электронных ТТН. Хотя точная дата перехода на использование е-ТТН пока не определена, необходимость пересмотра формы документа стала очевидной.
Электронный документооборот призван сократить временные и финансовые затраты участников грузоперевозок, а также снизить вероятность ошибок при заполнении. Однако успешный переход на е-ТТН требует наличия четких инструкций и соответствующей технической инфраструктуры, чего пока не хватает.
Утверждение новой формы ТТН
Министерство инфраструктуры Украины обновило Правила No 363, утвердив новую форму ТТН. В ней появились поля для указания габаритных параметров транспортного средства, идентификационных данных сторон перевозки и ряд других улучшений, упрощающих заполнение и использование документа. Это стало важным шагом для соответствия законодательным требованиям и подготовки к полному переходу на электронный документооборот.
Обновленная форма ТТН также учитывает потребности различных отраслей, например, агропромышленного комплекса или пищевой промышленности, где транспортировка грузов может иметь специфические требования.
Основные сложности и нерешенные вопросы
Источники данных о габаритах и массе. Одним из ключевых вопросов стало определение источников информации о размерах и весе транспортного средства. Особенно это актуально для случаев, когда перевозчик доставляет грузы от нескольких отправителей. Отправитель, оформляющий ТТН, не всегда имеет данные о совокупной массе автомобиля с грузом.Передача товара на ответственное хранение
Это создает необходимость внедрения механизма обмена информацией между участниками перевозки. Например, использование цифровых платформ для предварительного согласования данных о транспортных средствах и грузах может значительно упростить процесс.
Перевозка в несколько пунктов
Неясно, какой вес указывать, если груз доставляется в несколько пунктов. Следует ли фиксировать общий вес всего груза или только его часть, предназначенную для конкретного пункта разгрузки, при наличии отдельных ТТН?
Разработчики новых требований не предоставили четких разъяснений по этому вопросу, что может привести к путанице при оформлении документов и увеличению вероятности штрафов.
Легковые автомобили
Вопрос о необходимости указания габаритов и массы транспортного средства для легковых автомобилей также остается открытым. Формально Закон не делает исключений для таких автомобилей, но они не подпадают под категорию тяжеловесных или крупногабаритных транспортных средств, которые подлежат весовому контролю.
Для минимизации административной нагрузки на владельцев легковых автомобилей целесообразно внести соответствующие уточнения в законодательство или нормативные акты.
Отсутствие разъяснений от Министерства инфраструктуры
За три года после введения изменений Министерство инфраструктуры не предоставило четких инструкций по заполнению новых реквизитов. Это усложняет процесс оформления ТТН для участников грузоперевозок и увеличивает риск ошибок.
Отсутствие разъяснений также негативно сказывается на готовности рынка к переходу на е-ТТН, так как участники процесса не имеют полной ясности по вопросам заполнения обязательных реквизитов.
Постоянная или изменяемая форма ТТН
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов стало, можно ли изменять форму ТТН. Новая форма включает такие реквизиты, как:
- «Ідентифікаційний номер тварини»,
- «Вид тварини»,
- «Температурний режим транспортування».
Эти поля заполняются только в случае перевозки специфических грузов, таких как мясные продукты или товары, требующие соблюдения температурного режима. Если грузоотправитель не имеет отношения к таким грузам, он может оставить эти поля пустыми, но исключать их из формы нельзя.
Возможности дополнения формы
Ранее хозяйствующим субъектам разрешалось разрабатывать собственные формы ТТН, при условии наличия в них обязательных реквизитов, таких как:
- Название документа,
- Дата и место составления,
- Идентификационные данные участников перевозки,
- Описание и количество груза,
- Габаритные параметры транспорта.
С новыми изменениями исключение реквизитов из утвержденной формы недопустимо, но допускается добавление дополнительных полей, например, «Переадресування вантажу» или «Відпуск за довіреністю вантажоодержувача».
Расширение формы может быть полезным для улучшения внутренней логистики компании, а также для повышения точности учета и отчетности.
Риски для участников грузоперевозок
Изменения могут привести к усилению контроля со стороны налоговых органов. Отличия формы ТТН от утвержденного образца могут вызвать претензии, хотя большинство реквизитов не имеют налогового значения.
Чтобы минимизировать риски, участникам грузоперевозок рекомендуется строго соблюдать утвержденную форму документа и заранее согласовывать спорные моменты с контролирующими органами.
Роль первичных документов
ТТН остается первичным бухгалтерским документом. Незначительные недостатки в заполнении, которые не искажают ключевую информацию и позволяют идентифицировать участников операции, не делают документ недействительным. Это закреплено в Законе о бухучете (ч. 2 ст. 9).
Приведение к единому стандарту
Нововведения устранили разночтения между Законом об автотранспорте и Правилами No 363. Теперь перечень обязательных реквизитов и определения терминов («автомобильный перевозчик», «грузоотправитель», «грузополучатель») унифицированы.
Единый стандарт облегчает взаимодействие участников грузоперевозок и снижает вероятность возникновения юридических споров.Как единщику не нарушить предельный объем дохода
Подготовка к изменениям
На момент написания статьи приказ о новой форме ТТН еще не был опубликован. Изменения вступят в силу после его официального опубликования, что дает участникам рынка время для подготовки и адаптации к новым требованиям.
Компании рекомендуется заранее проверить свои бизнес-процессы и при необходимости внести изменения в систему документооборота.
Выводы:
Обязательная форма: Новая форма ТТН обязательна к применению, реквизиты нельзя исключать, но можно дополнять.
Пустые поля: Неактуальные реквизиты могут оставаться незаполненными, но их наличие в форме обязательно.
Налоговые риски: Отличия формы ТТН могут вызвать претензии налоговиков, но это не влияет на статус бухдокумента.
Первичка: Незначительные недостатки ТТН не делают её недействительной как бухгалтерского документа.
Единый стандарт: Реквизиты и термины в Законе и Правилах No 363 приведены к единому стандарту.
Время для подготовки: Изменения начнут действовать с момента официального опубликования приказа.
Эти изменения важны для повышения эффективности документооборота и обеспечения соответствия современным требованиям законодательства.