Подготовка к ликвидации ООО: последовательность действий и советы специалистов
24 марта 2025 Пригодится для: Предприниматели

Что нужно делать при подготовке к прекращению собственного дела, чтобы уменьшить риски и ускорить процесс? Насколько важны эти шаги могут быть для основателей и владельцев? Читайте об этом в нашей статье.
В ходе военного положения в нашей стране увеличилось количество рисков для ведения бизнеса. Это повлияло на количество ликвидаций в условиях кризиса, что в основном является естественным явлением в таких ситуациях. Однако имеем в реальности целый ряд процессов, усложняющих ликвидационный процесс, тормозят главную цель и создают новые вызовы для учредителей. Таким образом, если предприятие даже не ведет деятельность, его ликвидация может занять более полугода.Открытие компании в США: о чем нужно знать предпринимателю
Как следует организовать подготовительные мероприятия, чтобы этот процесс скорее приблизился к логическому окончанию и одновременно не возникало дополнительных рисков?
Мы обратимся к наиболее распространенной форме ведения бизнеса - общества с ограниченной ответственностью (ООО) и изложим пять наиболее значимых рекомендаций, как действовать перед ликвидацией предприятия.
Сама процедура ликвидации ООО является прозрачной и урегулированной законами и делится на определенные периоды:
- Владельцы предприятия решают ликвидировать его и обращаются с таким решением к государственным регистраторам;
- Кредиторы ООО информируются в соответствии с предусмотренными законом нормами и требованиями. Их запросы выполняются, если они имеют, а также формируется ликвидационный баланс и проводятся другие процедуры;
- Проводится процедура аудита со стороны налоговых и пенсионных органов;
- Документация по ООО передается в архивные институты;
- Согласно закону происходит государственная регистрация прекращения ООО;
Можно ли сделать эту процедуру ликвидации более быстрой и менее сложной?
1. Проведение на этапе аудита предприятия
Перед окончательным решением о ликвидации следует произвести выборочный юридический и финансовый аудит компании. Это пойдет на пользу в процессе поиска задолженностей по обязательствам перед контрагентами, банковскими учреждениями, учредителями. А еще установит перечень невыполненных обязательств перед контролирующими органами, прежде всего относительно предоставленных отчетов или документирования в соответствии с необходимыми законами сроками, выявление имущества, право на которое тоже нужно будет определить. И еще это важно в вопросе дальнейшей судьбы сотрудников, обязательств, в том числе финансовых перед ними. В итоге ваш аудит перед ликвидацией покажет все проблемные вопросы, которые предстанут перед владельцами в будущем.Как вывести деньги из ООО
Предположим, что путем аудита были обнаружены просроченные платежи или недостаточность средств имущества для того, чтобы погасить требования кредиторов. Это значительно усложнит процесс ликвидации и создаст много хлопот, ведь существует вероятность, что нужно прибегнуть к процедуре банкротства. А тогда процедура ликвидации потребует судебных решений и немалых денег, не говоря уже о потраченном на все это время.
Каждая из задолженностей потребует вашего участия в решении этих проблем. Есть множество различных механизмов реструктуризации долгов. К примеру, зачисление встречных однородных требований, прощение долга, конвертация долга в уставный капитал, а другие варианты. Однако необходимо предусмотреть налоговые последствия каждой из этих реструктуризаций. Известно, что прощение долгов налоговики могут расценить как доход, требующий уплаты определенных налогов.
2. Назначение ликвидатора и процедура увольнения сотрудников компании
Предварительно необходимо упорядочить процедуру увольнения сотрудников. Это делается перед тем, как зарегистрировано решение о ликвидации компании. При согласовании ликвидационного бюджета нужно заблаговременно предупредить сотрудников за два месяца до увольнения о таком решении. Другим путем решения проблемы станет увольнение по взаимному согласию сторон, однако это делается после детального обсуждения лично с каждым сотрудником. В ходе такой процедуры обсуждаются также условия увольнения и приемлемый способ.
В будущем избирается ликвидатор. Здесь не предусмотрены конкретные критерии с точки зрения законодательства по отбору. Это, например, может быть нынешний директор предприятия, человек со стороны, которую пригласили на помощь или какое-либо другое лицо. Но надо привлечь такого человека, который в курсе законодательных особенностей самого процесса ликвидации. Также ей нужно будет контролировать многие вопросы и контактировать с контролирующими органами. Ликвидатор должен получить электронные ключи для подписи важной документации в цифровой форме. Это требование законодательства, а определенные типы документов представляются только в электронной форме.
3. Взаимодействие с бухгалтерией предприятия
Следует уделить достаточно внимания работе с бухгалтерами непосредственно самого ООО или другими для сбора документации, важной для работы предприятия. Они имеют значение в процессе мер по проверке налоговиками и органами ПФУ. Речь идет об информации о процедуре использования страховых сумм Фонда соцстрахования и ПФУ, листках нетрудоспособности, табелях учета рабочего времени, сведения о начислении заработной платы, приказах, платежных сведениях по зачислению средств на личные счета сотрудника и т.д. Не забывайте, что ПФУ проводит проверку работы с начала 2007 года.
Должны тщательно готовиться к проверке со стороны налоговиков. Поэтому вся бухгалтерская документация должна быть предоставлена при обращении контролирующих органов. Речь идет об актах выполненных работ или оказанных услуг, прибыльные и расходные ордера, оборотно-сальдовые сведения по разным счетам, выписки из банковских учреждений и т.д. также налоговики ведут проверку с 2017 года.
Мы рекомендуем начать регистрацию ликвидации предприятия после того, как все вышеперечисленное было подготовлено и собрано.
Что касается банковского счета указанного ООО, то его необходимо закрыть с нулевым балансом. Таково условие для проверки со стороны фискалов.Какой выбор лучше: ФЛП или юрлицо?
4. Регистрация ликвидации ООО и проверки
В самом решении относительно прекращения юридического лица должна быть информация о персональном составе комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии), самого руководителя, то есть ликвидатора, управляющего прекращением, порядок и срок представления со стороны кредиторов собственных требований.
Еще одним необходимым шагом к ликвидации является информирование через СМИ кредиторов о старте самого процесса.
Когда регистрируется решение о ликвидации, сами регистраторы дают знать налоговикам и специалистам ПФУ, что теперь можно начинать проверки.
Какие важные вещи нужно знать на время проведения проверок:
- Иметь все акты о проведении проверок со стороны всех необходимых органов за прошедшее время, когда действовало ООО. Это позволит сэкономить время проверок или даже поспособствовать скорейшему получению справок об отсутствии задолженностей в конкретно взятый период, который подпадает под проверку или проверялся до этого;
- Желание сотрудничать с проверяющими органами. То есть активно помогать им, предоставлять необходимую информацию в короткие сроки, объяснять и содействовать их работе;
- Начать процесс проверки с ПФУ и Центром занятости, потому что они могут делать эту работу, когда банковские счета ООО еще находятся в процессе закрытия. В то же время штрафные санкции от этих органов, вероятно, будут быстро оплачены с этого же счета;
- При проверках следует учитывать специфику деятельности всех органов, вовлеченных в процессе. Это поможет в решении организационных вопросов. В частности, ПФУ действует с единственной канцелярией, которая в процессе работы иногда ошибочно посылает письма по проверке не каждому департаменту, ответственному за проверку по закону. И здесь ликвидатору следует знать процедуру, следить за ней и действиями проверяющего органа;
- Не следует пренебрегать тем, что ко времени официального прекращения регистрации ООО должно в установленный законом срок предоставить необходимый отчет контролирующим органам.
5. Завершение ликвидации ООО
Получение справок по отсутствию задолженностей и санкций означает, что ООО имеет право без проблем ликвидироваться. Поэтому сам ликвидатор должен быть готов, чтобы, за исключением справок, все соответствующие органы контактировали с регистратором. В противном случае регистратор не произведет регистрацию прекращения из-за технических факторов.
Далее следует подать заявление о государственной регистрации прекращения юридического лица в результате его ликвидации, а также справку из архива о том, что все необходимые для этой процедуры документы были приняты и подлежат длительному хранению по закону.
Процесс получения этой справки в конце всех проведенных проверок обязывает ликвидатора направить документацию долгосрочного хранения (учредительные, кадровые и другие) в архив по местонахождению ООО. После того как это будет сделано, предоставляется справка. Следует позаботиться, чтобы перед этим каждый из документов, который отправится в архив, был упорядочен согласно всем требованиям работы архива.
Выводы
Для того чтобы ликвидировать ООО в нашей стране, нужно достаточно основательно спланировать последовательность всех мероприятий.
Когда появилось решение о ликвидации, должен пройти аудит, который покажет вероятные задолженности компании. Следующим шагом следует определить ликвидатора - компетентное лицо, которое должным образом выполнит эту процедуру.
Проинформируйте сотрудников, заготовьте все надлежащим образом оформленные документы для всех проверок со стороны контролирующих органов перед ликвидацией.
Передайте документы в архив после завершения процесса проверки.
Остановка ООО будет, когда закончится его государственная регистрация. Следует выполнять все нормы и требования, чтобы сократить процедуру и без проблем завершить процесс ликвидации, который будет в интересах собственников.