Что ФЛП-единщикам нужно знать про РРО

17 ноября 2020 Пригодится для: Предприниматели

Верховная Рада не согласилась отсрочить обязательное использование РРО для всех предпринимателей на 2022 год.

Так обязательно ли использовать РРО в 2021 году всем ФЛП?

Верховная Рада отклонила законопроект № 4313, которым предлагалось отсрочить обязательное использование РРО для всех предпринимателей на 2022 год.

А это значит, с 1 января 2021 года использова РРО должны будут:

  • продавцы товаров и услуг через интернет;
  • продавцы ювелирных и бытовых изделий из драгметаллов и камней, драгкамней органогенного образования и полудрагоценных камней;
  • торговцы б/у вещами в магазинах (работа по коду КВЭД 47.79);
  • те, кто занимается бизнесом по обеспечению блюдами и напитками (это рестораны, услуги питания, поставка готовых блюд, обслуживание напитками, деятельность в сфере общепита), если это иная деятельность, чем определённая п. 11 ст. 9 ЗУ «Об РРО»;
  • работающие в сфере туруслуг: турагентства и туроператоры, услуги бронирования и связанная с этим деятельность; деятельность гостиниц и подобных средств временного размещения;
  • те, кто занимается продажей деталей и принадлежностей для авто, при продаже которых применение РРО и/или программных РРО обязательно в соответствии с перечнем, который утверждает КМУ.

Сейчас продолжает действовать правило, согласно которому использовать РРО ФЛП-единщики обязаны, если превысили лимит дохода в 1 млн грн в год. В таком случае начать использовать РРО надо с первого месяца нового квартала, который следует за кварталом, в котором произошло превышение.

Если лимит в 1 млн грн превысили в третьем квартале, начать использовать РРО надо было с четвёртого квартала. Если превысили лимит в 1 млн грн по итогам 2020 года, использовать РРО вы обязаны с 1 января 2021 года.

По мнению налоговиков, после превышения 1 млн грн вы обязаны использовать РРО всегда. 

Но если доход у вас ровно 1 млн грн и ни копейкой больше, можете начать проводить расчётные операции только по безналу и вообще не использовать наличные, тогда применять РРО вам не нужно.

Вне зависимости от лимита в 1 млн обязаны использовать РРО сейчас:

  • продавцы технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
  • ФЛП, которые продают лекарства и медизделия;
  • единщики, которые торгуют подакцизными товарами.

С 1 апреля 2021 года все предприниматели-единщики, кроме 1-й группы, обязаны будут использовать РРО.

Я ФЛП на 1-й группе, мне нужно будет использовать РРО с апреля 2021 года?

Предприниматели на 1-й группе продают товары с торговых мест на рынках и оказывают бытовые услуги населению. А лимит дохода для них установлен на уровне 1 млн грн в год. Им разрешено не использовать РРО.

Но напомним, что РРО обязательно использовать, если вы продаёте технически сложные бытовые товары, в перечень которых входят не только, например, кондиционеры, но и трёхколёсные велосипеды и самокаты.

Полный список в Постановлении Кабмина № 231.

Я работаю с компаниями и другими ФЛП по договорам. Мне тоже придётся использовать РРО в 2021 году, если это станет обязательным?

Если оплата приходит с расчётного счёта контрагента на ваш предпринимательский расчётный счёт или клиент платит на счёт через кассу банка, РРО можно не использовать. Такова позиция налоговиков.

РРО нужен, если вам платят наличными или картами.

Другими словами, если вы веб-дизайнер и клиенты оплачивают ваши услуги на счёт, РРО не нужен.

Но РРО обязателен, если торгуете товаром и покупатели платят вам наличными или платёжными картами. При получении каждой оплаты нужно будет пробить клиенту фискальный чек.

У меня подключён эквайринг, все оплаты поступают на счёт, мне всё равно будет нужен РРО?

По эквайрингу вы принимаете оплаты по картам в интернете или на наземных точках, но не создаёте фискальные чеки и не передаёте данные по операциям в налоговую.

А использование РРО или программных РРО предусматривает, что по каждой оплате нужно пробить чек, чтобы отчитаться перед налоговой. И в конце смены отправить в ГНС Z-отчёт по всем проведённым платежам.

Другими словами, использование эквайринга не освобождает вас от обязанности использовать РРО после того, как превысите лимит дохода в 1 млн грн или когда РРО станет обязательным для всех.

Но есть правило: ФЛП, которые используют РРО, обязаны обеспечить приём оплат платёжными картами — подключить торговый или онлайн-эквайринг (п. 1 Постановления КМУ № 878).

Что выбрать: РРО или программный РРО?

Решение за предпринимателем. Если не хотите нести затраты на подключение, используйте бесплатный ПРРО, от налоговой. Также можно зарегистрировать обычный РРО, а ПРРО — как резервный и использовать его, если РРО выйдет из строя, и наоборот.

Как регистрировать ПРРО?

Регистрируют программный РРО онлайн, можно это сделать через кабинет плательщика раздел «Заяви, запити для отримання інформації»).

Вы подаёте «Заявление о регистрации ПРРО» — J/F 1316602 (форма № 1-ПРРО), вам присваивают фискальный номер, по которому ваш ПРРО идентифицируют в системе налоговой.

Зачем подавать форму 20-ОПП, если регистрируешь ПРРО?

Форму № 20-ОПП подают и предприниматели тоже за всё движимое и недвижимое имущество, которым владеют или которое используют в хоздеятельности.

У вас не получится зарегистрировать РРО/ПРРО без подачи формы № 20-ОПП.

Дело в том, что точке, на которой будете использовать РРО/ПРРО, должен быть присвоен цифровой идентификатор объекта налогообложения (хозединица, передвижной объект, например автомобиль курьера и пр.) — это графа 5 формы № 20-ОПП.

Если регистрируете ПРРО не по месту расположения, в графе «Идентификатор объекта налогообложения» нужно указать данные объекта налогообложения (офис, квартира и пр.) и регистрационный адрес субъекта хозяйствования.

А ФЛП 2-й группы, которые не имеют объектов налогообложения, могут вписать восемь нулей — «00000000» и адрес регистрации ФЛП, об этом налоговики заявили в своей консультации в ЗІР, подкатегория 109.24.

В любом случае до подачи заявления № 1-ПРРО нужно подавать форму 20-ОПП.

КЭП для работы с ПРРО?

При работе с программным РРО в налоговую нужно передавать фискальные чеки и отчёты, подписанные КЭПКвалифицированная электронная подпись. Данные сертификатов электронных подписей, которые будете использовать в работе с ПРРО, вносятся в Реестр программных РРО.

Какие лица будут работать с ПРРО, надо сообщить налоговикам, подать «Сообщение о предоставлении информации относительно квалифицированного сертификата открытого ключа» по форме № J/F1391801. Это ваша КЭП и электронные подписи кассиров, каждому кассиру нужна отдельная КЭП.

Если с одним ПРРО будет работать сразу несколько кассиров, по каждому из них нужно подать «Сообщение» по КЭП.

Нельзя работать с ПРРО незарегистрированной КЭП.

Зарегистрировали два и больше ПРРО — соответственно нужны КЭП для кассиров.

Если кассиры работают с ПРРО ключами предпринимателя, то так делать неправильно. 

Что делать, если смартфон с ПРРО украли или он потерялся?

В этом случае алгоритм действий ФЛП такой: подаёте уведомление № 2-ПРРО с пометкой «Крадіжка пристрою або компрометація ключа» — регистрация такого ПРРО будет отменена (консультация в ЗІР, подкатегория 109.24). И вам нужно зарегистрировать новый ПРРО.

Можно ли ПРРО установить на несколько смартфонов.

Налоговики отмечают, что один зарегистрированный ПРРО можно использовать только на одном устройстве, куда заведён кассир с его КЭП. Другими словами, нельзя установить ПРРО на несколько устройств сразу.

А вот если используете несколько ПРРО, нужно соответствующее количество зарегистрированных кассиров, по которым подали уведомление о предоставлении информации о квалифицированном сертификате открытого ключа.

То есть если смартфон с ПРРО украден, использовать дубликат ПРРО, установленный на другой смартфон, нельзя, по крайней мере это не предусмотрено законодательством и нет консультаций налоговиков об этом.

Как загрузить информацию о товарах с наименованием и ценой в ПРРО?

Ещё до начала использования ПРРО вам нужно импортировать в него базу товаров/услуг с ценами.

В платных решениях реализована интеграция с учётными системами типа 1С, можно загрузить файл Excel.

В бесплатном ПРРО от налоговой есть рекомендации по формату файла для загрузки номенклатуры товаров и услуг.

Формат файла — CSV, каждое поле берётся в кавычки ("), разделяется точкой с запятой (;).

Файл можно сформировать в Excel или Блокноте.

Последовательность полей:

  • код товара (внутренний);
  • штрих-код, код по УКТВЭД;
  • код услуги по ГКПУ;
  • наименование товара;
  • код единицы измерения (шт., кг и пр.);
  • наименование единицы измерения;
  • цена (грн);
  • НДС (буква);
  • НДС — ставка, %
  • сбор (буква);
  • сбор — ставка, %.

Такой файл с готовой базой товаров надо загрузить в «Справочники» — «Номенклатура».

Нужно ли покупать денежный ящик для налички, если я использую ПРРО на офлайн-точке?

Покупать денежный ящик необязательно. Вы можете держать наличную выручку в ящике стола или сейфе.

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки