Судебное решение в иностранной валюте: «чемодан без ручки» для кредитора
14 мая 2025
Что это означает на практике для лиц, которые которые выиграли суд, признание права на денежные средства?

После начала полномасштабной войны 24 февраля 2022 года в Украине стало невозможно невозможным достичь выполнения судебных решений, принятых в денежном эквиваленте иностранной валюты.
Речь идет не только о решениях украинских судов, которые предусматривают взыскание валютных сумм, но и признанные решения иностранных судов или международных арбитражей в Украине.
Формально, такие документы могут быть взяты для исполнения, но практическое взыскание валютных средств по ним заблокирована или ограничена крайними случаями.
Эта проблема особенно острая для иностранных кредиторов, которые имеют счета в иностранной валюте за рубежом. Даже если они получили положительное решение Украинского суда или прошли процедуру признания решения иностранного суда в Украине, они не смогут выполнить это решение посредством передачи соответствующей валюты за пределами страны.
Основным препятствием являются валютные ограничения, налагаемые национальным регулятором, который запрещает банкам покупать валюту и совершать международные переводы, даже для целей исполнения судебных решений.
Такие меры были осуществлены Национальным банком Украины в качестве чрезвычайной меры по снижению экономических рисков на фоне войны с государством агрессором.
Тем не менее, следует признать, что это создает значительный дисбаланс в правовой системе: права кредиторов, гарантированные судебными решениями, фактически нивелируется из -за ограничений, которые имеют временный характер, но действуют более трёх лет.
Возникает логический вопрос: существует ли механизм, который позволит вам поддерживать баланс между финансовой безопасностью государства и обеспечивать исполнение судебных решений?
Правовая основа для валютных ограничений
Валютные ограничения, которые стали препятствием для реализации валютных судебных решений, были закреплены в резолюции Национального банка Украины № 18 от 24 февраля 2022 года «О работе банковской системы во время введения военного положения». Именно эта резолюция определяет основу для транзакций в иностранной валюте, и остается действительным по сей день.
На практике это означает, что:
- государственные и частные исполнители не могут связываться с банками по поводу покупки валюты за счет средств должника;
- запрещено инициировать передачу валюты за границу, чтобы выполнить обязательства перед иностранными кредиторами;
- валютные операции разрешены исключительно в случаях, непосредственно предоставленных законом и нормативной политикой НБУ, которые не применимы по отношению к судебным решениям.
Таким образом, даже если у должника есть достаточные денежные средства или ликвидные активы, исполнение решения в части перечисления валюты невозможно.
Как это работает в судебном процессе? Примеры ситуаций:
- Средства должника в национальной валюте (Гривне): Если на счетах должника присутствует только Гривни, подрядчик не имеет права обменивать эти средства на иностранную валюту для дальнейшей передачи кредитору. Банки не принимают такие запросы, а аукционы валют недоступны для таких целей.
- Средства в иностранной валюты, но перечисление запрещено: Если у должника есть счет со средствами в иностранной валюты, даже после принудительного списания сумм исполнителем на свой счет (специальный счет в банке), он не обладает юридической правомочностью отправлять эти средства за пределы Украины. Финансовые учреждения блокируют транзакцию, ссылаясь на резолюции НБУ.
- Реализация собственности должника: Если решение выполнено путем продажи активов должника, то эти изъятые средства снова будут в национальной валюте. Тем не менее, в этом случае нет правового механизма для конвертации этих гривен в валюту и дальнейшего перечисления кредитору-нерезиденту.
Единственное исключение из общего правила
Сегодня почти единственная ситуация, когда может быть выполнено судебное решение в иностранной валюте, - это то, что следование всем условиям, приведенным ниже:
- Кредитор имеет счет в иностранной валюте в Украинском банке;
- Должник имеет соответствующую сумму в счете в той же валюте;
- Возможно взыскание валюты без необходимости её покупки или конвертации;
- Перевод происходит исключительно в банковской системе Украины.
В этом случае исполнитель может произвести принудительное взыскание валюты со счета должника и перевести их на счет кредитора в пределах страны. Тем не менее, такие случаи чрезвычайно редки, так как большинство должников экономят деньги в гривнях, а иностранные кредиторы обычно не имеют банковских счетов в Украине.
Сегодня решения суда валюты в Украине были в своего рода «юридическом вакууме» - формально они остаются действительными и подлежат исполнению, но на практике их реализация почти заблокирована.
Это создает очевидные риски для прав кредиторов - особенно иностранных - и вызывает сомнения в эффективности судебной защиты в отношении реального восстановления средств. Перспектива требует переосмысления текущей регулирующей политики, чтобы постепенно разблокировать механизмы выполнения валютных решений при сохранении финансовой стабильности страны.
Нарушение прав кредиторов: в качестве ограничений валюты приводят к сомнению судебные решения.
Системная проблема с правами кредиторов
Ситуация, которая наметилась ввиду введения валютных ограничений в связи с военным положением, значительно подрывает реализацию прав кредиторов. В частности идёт речь об их праве на фактическое исполнение судебных решений, вынесенных в их пользу, в частности в иностранной валюте.
Эти ограничения не только противоречат ожиданиям, с которыми кредиторы инициировали судебные иски или арбитражные процессы, но и превращают юридическую победу в бумажную - без возможности получить фактическое удовлетворение.
До введения таких ограничений, например, иностранный кредитор, инициировав арбитражные и судебные процессы, оправданно надеялся на то, что в случае успеха он получит доступ к активам должника в Украине.
Это включало как средства, так и другую собственность, которые могли быть реализованы для обеспечения реализации решения. Учитывая существование процедурного механизма для признания и выполнения иностранных решений в Украине, такие действия казались логичными и разумными.
Однако, когда дело доходит до стадии исполнения, кредитор сталкивается не с проблемой отсутствия имущества от должника, а с барьерами, создаваемыми самим государством. Это не риск, который кредитор мог или должен был предоставить во время претензии. В результате государственные гарантии на обязательное выполнение судебных решений остаются только декларациями без реального механизма действий.
Конвенционные обязательства, которые не работают
Украина официально пообещала признать и обеспечить реализацию решений иностранных судов и международных арбитражей, в частности, присоединившись к ряду международных соглашений:
- Нью -Йоркская Конвенция 1958 года о признании и исполнении решений иностранных арбитражных решений.
- Конвенции по признанию и соблюдению решений иностранного суда по гражданским или коммерческим делам.
Несмотря на эти международные обязательства, валютные ограничения НБУ создают фактический барьер для реализации таких решений, которые непосредственно противоречат духу и письму указанных конвенций.
Фактическая дискриминация и предпочтения должников
В текущей ситуации возникает ряд значительных дисбалансов:
- Иностранные кредиторы без счетов иностранной валюты в Украине находятся в менее выгодной позиции, чем украинские кредиторы, которые имеют счета иностранной валюты в штате.
- Должники, которые обязаны выплачивать суммы иностранной валюты, фактически получают отсрочку решений без какого -либо судебного соглашения, которое дает им несправедливое преимущество.
Другими словами, вместо того, чтобы выполнять решение суда, должник может не платить годами, используя ситуацию с ограничениями на валютные транзакции.
Есть ли альтернативные способы разрешения ситуации?
Есть несколько возможных решений в поисках выхода из этой юридической ловушки. Однако ни один из них не является простым или гарантированным эффективным.
Изменение способа или порядка исполнения судебного решения
Кредитор может обратиться в суд для изменения метода или процедуры выполнения решения, например, заменить валюту исполнения из иностранной на гривню. Однако такая инициатива имеет значительный риск:
- Согласно правовым позициям Большой палаты Верховного суда, решения должны реализовываться в валюте, которая прямо указана в его резолютивной части.
- Судебная практика касаемо разрешения на изменение валюты исполнения в рамках валютных ограничений в настоящее время практически отсутствует или негативная.
- Суд может признать, что такие изменения нарушают суть решения или ограничивают права кредитора.
Замена кредитора на гражданина Украины
Другим возможным способом является передача права на подачу (через уступку права требования долга) украинскому резиденту. Формально резидент может работать проще в рамках украинской банковской системы, но на практике это также не решает проблему:
- Ограничения на покупку валюты остаются действительными для граждан.
- Даже новый резидент-кредитор столкнется с такой же невозможностью покупки и передачи иностранной валюты.
- Юридическое оформление уступки права требования в исполнительном производстве требует дополнительных судебных процедур и расходов.
Следовательно, фактическая выгода такого сценария очень ограничена. Единственный теоретически эффективный вариант - это ситуация, когда счета должника уже имеют средства в соответствующей иностранной валюте, и они могут быть переданы новому кредитору в Украине.
Кредитор в замкнутом круге
В результате кредитор, который прошел все этапы - с начала арбитража или судебного разбирательства до получения решения и даже его признания в Украине - является заложником ситуации. Чтобы достичь реальной реализации решения, он должен потратить дополнительные ресурсы, инициировать новые судебные процессы и действовать в постоянную юридическую неопределенность.
Он может, конечно, выбрать «тактику ожидания» - не принимать решение о выполнении до отмены ограничений. Но такая стратегия содержит другие риски:
- Должник потребует времени, чтобы снять активы или изменить структуру собственности, чтобы избежать восстановления;
- Срок, предоставленный для исполнения (обычно 3 года) пройдет, и кредитор должен будет обратиться в суд за его продление, снова тратить время и деньги.
В текущих условиях, когда ограничения государственной валюты парализуют механизмы применения суждений в валюте, правовая система фактически теряет одну из своих ключевых функций - способность обеспечить реальное восстановление нарушенного права.
Кредиторы остаются наедине с проблемой, которая зависит не от них, а от государственной политики, которую они не могут изменить.
Это создает систематический риск недоверия к юрисдикции Украины - как внутренних, так и международных партнеров.
Что делать в валютных ограничениях?
На первый взгляд, решение ситуации кажется совершенно очевидным: необходимо позволить правоприменительным органам выполнять покупку и передачу иностранной валюты для целей осуществления судебных действий. Понятно, что исключения могут быть только решения, принятые в пользу жителей государства агрессора.
Но на практике это предложение не так легко воплотить, как может показаться.
С одной стороны, выход может быть дифференциацией круга лиц, которые могут быть ограничены. То есть можно разрешить выполнение судебных решений в валюте в пользу кредиторов, которые:
- не иметь контакта с государством агрессором;
- не контролируется и не финансируется лицами в рамках санкций;
- они являются добросовестными иностранными инвесторами или коммерческими структурами, не связанными с странами или юрисдикциями, которые представляют угрозу для Украины.
Однако этот подход остается открытым ключевым вопросом, который должен определить наличие или отсутствие такой “связи» с государством агрессором? И самое главное - как? Без четкого, прозрачного и правового механизма такая система не будет работать.
Следует также иметь в виду, что запрет на выполнение решений в пользу определенной категории лиц не может быть просто административным актом - это требует нормативной основы. То есть такие ограничения должны быть предоставлены на уровне закона и выполнять международные обязательства Украины.
В конце концов, ряд международных договоров, к которым присоединилась Украина, гарантирует реализацию судебных решений и арбитраж без дискриминации или юрисдикции сторон. С другой стороны, экономические аспекты, которые сформировали основу текущих валютных ограничений, не могут быть проигнорированы.
На войне Украина вынуждена поддерживать финансовую стабильность и валютные резервы. Вот почему ограничения на покупку и передачу иностранной валюты были введены в качестве временной меры для поддержания макроэкономического равновесия.
Следовательно, очевидно, что выход из этой ситуации должен основываться на разработке четких критериев - когда применяются ограничения и когда их можно отменить. Речь идет не только о юридической целесообразности, но и о формировании баланса между финансовыми интересами государства и необходимостью уважения прав кредиторов.
Разработка таких критериев является задачей не только Национального банка Украины, который формирует валютную политику, но и Министерство юстиции Украины, которое координирует работу правоохранительных органов.
В этом процессе также важно привлекать практикующих юристов, судей, государственных и частных исполнителей, чтобы обеспечить реализм и юридическую обоснованность такого механизма.
В дополнение к разработке критериев требуется их регулирующая консолидация. На сегодняшний день ни один из нынешних законов, регулирующих исполнение решений, не учитывает текущую ситуацию, не объясняет, в каких случаях выполнение валютных решений, а в которых нет. Точно так же международные договоры, которые Украина все еще не адаптированы к национальной политике в войне.
Государство, принявшее четкую позицию в этом вопросе, будет положительным сигналом не только для внутренней правовой среды, но и для международного сообщества, в том числе для иностранных инвесторов и бизнеса.
Это продемонстрирует, что Украина, несмотря на проблемы военного времени, не отказывается от своих обязательств и готова обеспечить эффективную защиту прав кредиторов, в том числе посредством механизма исполнения судебных решений, принятых за пределами страны или в международном арбитраже.
Таким образом, комплексный подход к решению этой проблемы должен включать:
- правовое регулирование категорий кредиторов, для которых возможно исполнение решения;
- создание прозрачных и объективных критериев для выявления «связи» с государством агрессора;
- поправки к правилам;
- практическая готовность исполнительных орагнов к внедрению новой модели;
- коммуникация по этой позиции на международном уровне.
Это не только поможет избежать юридического хаоса, но и вернуть доверие к украинской юрисдикции как таковой, где исполнение решения суда не является декларацией, а гарантированным инструментом для правовой защиты.
Торговля без терминалов: кому ещё можно обходиться без них до конца 2025 года
Рекомендации по преодолению проблем с принятием судебных решений в иностранной валюте в Украине
- Разрешить приобретение и передачу иностранной валюты;
- Определить на законодательном уровне диапазон лиц, которым разрешено выполнять судебные решения;
- Разработать механизм проверки и исключений, чтобы это применять;
- Обеспечить межведомственную координацию;
- Уточнить и дополнить нормативно -правовую базу;
- Сообщить о позиции Украины международным партнерам;
- Ограничено - рассмотрите альтернативных вариантов (только временно).