Как распорядиться прибылью: оставить или забрать

14 августа 2020

Сколько денег оставить в бизнесе, а сколько забрать и потратить на себя.

Часто собственник смело забирает прибыль в конце месяца. А небольшие ФЛП в течение месяца берут выручку из кассы, не различая личные деньги и деньги бизнеса. Так делать нельзя: может выясниться, что прибыли как таковой нет и вам нечем рассчитаться по обязательствам, кассовых разрывов не избежать.

Ведь в расчёт не берутся ни потребности бизнеса, ни задолженности перед контрагентами, ни длительность финансового цикла.

Изначально надо определиться с целями на бизнес, тогда проще принять решение, что делать с прибылью.

  1. Бизнес вас кормит, планов на развитие, масштабирование, захват рынка и привлечение инвестиций нет. Вы можете забирать всю чистую прибыль и тратить на себя и семью, рассчитайте финансовый минимум для поддержки бизнеса на одном уровне. Так поступает большинство предпринимателей, у которых нет намерения масштабироваться и расти. 
  2. Бизнес — дело жизни. Для расширения ассортимента, открытия новых точек и новых направлений нужны деньги. Это значит, что прибыль придётся вкладывать в развитие, маркетинг, в улучшение продукта, а то и привлекать инвестиции.

Когда есть бизнес-партнёры, стратегию нужно выбирать с учётом их интересов, чтобы не получилось, что кто-то выбирает до копейки свою часть денег, а кто-то вкладывает свою долю в развитие и месяцами ждёт свою часть. Как вариант — часть прибыли использовать на развитие, остальное пропорционально разделить с партнёрами. 

Как работать с прибылью

Посчитайте финансовый результат отчётного периода и определите чистую прибыль. Поможет отчёт о прибыли и убытках, если ведёте учёт методом начисления, станет ясно, как компания сработала в периоде: есть ли прибыль или сработали в минус и делить нечего.

Управленческий отчёт о доходах и расходах

Если отчёт не составляете, посчитайте прибыль приблизительно: из суммы выручки за месяц вычтите расходы отчётного месяца.

Считайте выручку по подписанным документам (актам, накладным), а не по фактическим оплатам, тем более если работаете с отсрочкой платежа. Потому что выручка не равна остаткам денег в кассе: это ещё и суммы, которые клиенты должны за отгруженный товар, выполненные услуги. И неважно, получили вы уже оплату от клиента или нет.

Запомните бизнес-правило: если прибыль есть, вы можете распоряжаться суммой не больше величины чистой прибыли.

Чистая прибыль = прибыль до налогообложения − налоги/сборы – амортизация

Заберёте денег больше — есть риск, что не покроете постоянные расходы и столкнётесь с ситуацией, когда нечем платить зарплату, налоги, аренду. А ещё есть риск не закрыть сделки по авансам клиентов, вовремя не рассчитаться с поставщиками, кредиторами, а это уже санкции и повышенные проценты за просрочку.

К примеру, в текущем месяце агентство планировало завершить четыре проекта по разработке сайтов и получить окончательный расчёт — 360 тыс. грн. Новых проектов не брали. Но согласования с одним из клиентов затянулись, дизайнер неожиданно заболел, в итоге успели завершить только два проекта, получили расчёт — 180 тыс. грн.

То есть месячная выручка — 180 тыс. грн.

Расходы на оплату работы команды — 120 тыс. грн, налоги и прочие текущие расходы — 30 тыс. грн.

Чистая прибыль: 180 тыс. – 120 тыс. – 30 тыс. = 30 тыс. грн.

Свободно распоряжаться деньгами можно, когда сделку закрыли полностью — получили оплату и подписали документы (накладную, акт). До этого забирать и делить прибыль рано — сделка может сорваться, клиент захочет вернуть предоплату или понадобится закупить допматериалы, чтобы выполнить заказ. Если нужной суммы на счёте не будет, придется привлекать заёмные средства или брать деньги из других проектов.

Прогнозируйте выплаты наперёд. Остатки в кассе и на счетах в конце месяца — ещё не ваши личные деньги.

К примеру, вы работаете с клиентами по предоплате и получили авансы. Деньги уже у вас, но ещё не ваши: ведь чтобы выполнить заказ, надо заплатить поставщику за материалы в следующем месяце и только тогда закрыть сделку.

Как работать с дебиторской задолженностью

Чтобы понимать, сколько денег должны вам (дебиторка) и сколько нужно на выплату своих долгов (кредиторка), считайте оборотный капитал. Это ваши активы (деньги, товары на складе, задолженность клиентов) минус кредиторка.

Оборотный капитал = деньги + запасы + дебиторская задолженность − кредиторская задолженность

Как работать с кредиторской задолженностью

Когда активы покрывают долги, значит, оборот положительный, средств хватает для расчётов. Если наоборот, компания использует лишние (привлечённые) деньги, привлекает финансирование (овердрафт, кредиты банков, др. займы). Изымать деньги из оборота в такой ситуации нецелесообразно.

Пример.

ФЛП продаёт ткани, на конец июля имеет такие результаты:

  • в кассе — 30 тыс. грн (из отчёта о движении денежных средств);
  • на счету — 14 тыс. грн (из отчёта о движении денежных средств);
  • на складе хранится 40 рулонов ткани на 60 тыс. грн;
  • задолженность поставщику — 50 тыс. грн.
  • оборотный капитал = 30 + 14 + 60 − 50 = 54 тыс. грн.

Средств достаточно для покрытия обязательств, можно рассчитать чистую прибыль и забрать часть.

Отчёт о движении денежных средств ФЛП

Прежде чем забирать прибыль, посчитайте предстоящие расходы на следующий месяц — хватит ли денег до новой выручки.

Что учесть:

  • ежемесячные постоянные расходы: аренда и коммунальные, зарплата, реклама, прочие постоянные платежи. Если платежи в начале месяца и выручки не хватает, придётся платить из прибыли прошлого месяца;
  • выплаты поставщикам и кредиторам — расчёты за товар, ежемесячные платежи по кредитам и займам должны быть по графику;
  • планируемые инвестиции — закупка оборудования, ремонт склада, модернизация шоурума, доработка CRM, обучение отдела продаж и прочие.

К итоговой сумме добавьте сумму на случай форс-мажора и непредвиденных платежей (10–20%). Разницу между чистой прибылью и расходами можно забрать себе.

Тут мы опять возвращаемся к тому, что надо вести платёжный календарь, чтобы учесть все суммы.

Как вести платёжный календарь

Отчисления для накопления финансовой подушки

Это опционально, но мы рекомендуем копить не только личную финподушку, но и для бизнеса, чтобы подготовиться к непредвиденным расходам, на обучение себе и команде и пр.

Как создать денежный резерв: отчисляйте ежемесячно процент из прибыли: процент от выручки или чистой прибыли. Сначала он может быть небольшой — 2–3 %, со временем можно увеличивать (до 10%), если прибыль растёт.

Такой запас здорово выручит в сложной ситуации, когда срочно понадобятся деньги на лечение, оплату учебы, услуг адвоката, ремонт авто или оборудования, а бизнес в текущем месяце убыточный.

Надёжнее накапливать на предпринимательском депозитном счёте, отдельном от текущего, чтобы было сложнее забрать. Можете копить и на личных счетах.

Рекомендуем сделать так:

  1. Откройте отдельный счёт в своём банке, лучше депозитный — на сумму накоплений будет начисляться дополнительный доход в виде процентов.
  2. Ежемесячно отчисляйте комфортный процент от выручки, например 2–5%. 
  3. Когда понадобятся деньги, перечислите на текущий счёт и оплатите покупку.
  4. Когда учли все свои обязательства и перестраховались за счёт резерва, можно забирать оставшуюся прибыль.

Выплата прибыли ФЛП

Выплата предпринимательских «дивидендов» не отражается в учёте у ФЛП-единщика и не считается расходом ФЛП на общей системе, это не предпринимательский расход, в книге запись делать не нужно.

Забрать прибыль можно: из кассы, переводом со счёта на личную карту. Важно правильно указать назначение платежа: «Выплата предпринимательской прибыли» или «Пополнение собственного карточного счёта», чтобы платёж не признали оплатой другому физлицу и вы как налоговый агент не должны были удержать НДФЛ и ВС. В случае проверки придётся доказывать, что счёт получателя открыт на вас.

Получение. У вас могут быть другие бизнесы, к примеру, вы — учредитель в других компаниях и получаете дивиденды, это ваш пассивный доход, единым налогом облагать не нужно (пп. 1 п. 292.1 НКУ). Такой доход вы получаете как обычный гражданин, ваш налоговый агент в этом случае — плательщик дивидендов, он удержит НДФЛ и ВС. Декларацию о доходах физлица вы не подаёте.

К примеру, как предприниматель вы занимаетесь переводами текстов и являетесь учредителем юрлица «Абетка», которое торгует книгами и печатной продукцией. В конце месяца получаете доход — выплачиваете себе на карту часть предпринимательской прибыли за переводы, и «Абетка» платит вам дивиденды с продаж книг за вычетом налогов.

Дивиденды у юрлица на ЕН

Получение. По общему правилу для ЮЛ-единщиков полученные дивиденды являются пассивным доходом и не облагаются ЕН. Но важно учитывать, кто выплачивает дивиденды:

  1. Если их выплачивает предприятие-общесистемщик, оно должно выплатить со своей стороны налоги согласно НКУ (пп. 10 п. 292.11 НКУ), т. е. авансовый платёж по налогу на прибыль (ст. 57.11.2 НКУ). Только тогда сумму полученных дивидендов можно не включать в доход.
  2. Если выплачивает единщик, нерезидент или плательщик налога на прибыль, который забыл про свои налоги, придётся включить сумму дивидендов в налогооблагаемый доход датой получения.

Дивиденды выплачиваете вы — также зависит от получателя:

  1. Если выплачиваете учредителю-физлицу, как налоговый агент вы должны удержать 9% НДФЛ и 1,5% ВС из суммы выплаты и перечислить в бюджет (пп. 167.5.4 НКУ). Выплату дивидендов физлицу нужно показать и в расчёте № 1ДФ, с признаком дохода «109».
  2. Если среди учредителей ЮЛ — при выплате дивидендов никаких дополнительных налогов не возникает, выплачиваете всю сумму без удержаний.

Закладывайте сумму дивидендов в платёжный календарь, чтобы выплаты были плановые и систематические.

Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки