Законопроект об увеличении налогов: держим руку на пульсе
10 октября 2024 Пригодится для: Предприниматели 1–3-я группы ЕН

Законопроект № 11416-д, принятый Верховной Радой за основу 17.09.2024, предлагает важные фискальные изменения, касающиеся, в частности, военного сбора (ВС), налога на прибыль и единого налога (ЕН). Рассмотрим основные положения, закрепленные в доработанном тексте законопроекта.
Военный сбор (ВС)
Одним из ключевых изменений является увеличение ставки ВС для физических лиц (включая физических лиц-предпринимателей на общей системе налогообложения). Если сейчас ставка составляет 1,5 %, то с 01.10.2024 она вырастет до 5 %. Как военное положение повлияло на льготы для ФЛП
Важно отметить, что это повышение затронет все категории физических лиц, в том числе ФЛП, которые находятся на общей системе налогообложения. Также прописана норма, что доходы, начисленные до вступления в силу закона (до 01.10.2024), будут облагаться ВС по прежней ставке — 1,5 %, даже если их фактическая выплата произойдет после этой даты.
Интересный момент — законопроект не предусматривает введения ВС с оборота для юридических лиц на общей системе налогообложения, хотя такие предложения рассматривались на этапе обсуждения. Это изменение не было поддержано.
Военный сбор для плательщиков единого налога (ЕН)
Для плательщиков ЕН также предусмотрены значительные изменения в части уплаты ВС. В доработанном законопроекте закреплено, что для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) на ЕН групп 1, 2 и 4 вводится обязательная ежемесячная уплата ВС в виде авансовых взносов.
Размер такого взноса составит 10 % от минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года. В 2024 году эта сумма будет составлять 710 грн ежемесячно.
Важно отметить, что в предыдущей версии законопроекта ФЛП на ЕН группы 4 не были обязаны платить ВС, однако в доработанном варианте их включили в перечень плательщиков.
Кроме того, для плательщиков ЕН группы 3 (включая как юридических лиц, так и ФЛП) устанавливается ставка ВС в размере 1 % от дохода. Это положение осталось неизменным с момента первичной разработки законопроекта.
Важно отметить, что эти изменения в отношении ВС будут действовать на период с 01.10.2024 до конца года, в котором будет прекращено или отменено военное положение. С 1 января года, следующего за годом окончания военного положения, ставка ВС для физических лиц снова снизится до 1,5 %, а для плательщиков ЕН уплата ВС будет отменена.
Ежемесячная отчетность по НДФЛ и ЕСВ
Законопроект также предусматривает введение ежемесячной отчетности по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и ЕСВ, начиная с 01.01.2025. Отчетность будет подаваться за каждый месяц, начиная с отчетности за январь 2025 года. Это нововведение направлено на усиление контроля за поступлениями НДФЛ и ВС в государственный бюджет.
Авансовые взносы и розничная торговля горючим
В отношении налога на прибыль для плательщиков, осуществляющих деятельность по розничной торговле горючим, законопроект предусматривает введение ежемесячных авансовых взносов. Эти взносы будут уплачиваться в течение отчетного года, однако в доработанном законопроекте были изменены сроки уплаты авансовых взносов и уточнены их размеры.
Налог на прибыль для банков и финансовых учреждений
Законопроект также затрагивает вопросы налогообложения банков и финансовых учреждений. В частности, предусмотрено, что ставка налога на прибыль для банков в 2024 году будет составлять 50 %. При этом, законодатели сохраняют запрет на перенос убытков банками до конца военного положения. Это означает, что банки не смогут уменьшить свои налогооблагаемые прибыли на суммы убытков, понесенных в предыдущие годы.
Что касается других финансовых учреждений (кроме страховщиков), то для них базовая ставка налога на прибыль с 01.01.2025 года будет составлять 25 %. В отличие от предыдущей версии законопроекта, здесь не предусмотрено переходной нормы, которая бы обязывала финансовые учреждения уплачивать налог по этой ставке уже за 2024 год.Если директор предприятия является ФЛП, чем это грозит
Перенос убытков по налогу на прибыль
Еще одно важное изменение касается переноса убытков по налогу на прибыль. В НКУ добавлена новая переходная норма, запрещающая перенос убытков до окончания военного положения.
Эта норма вызывает определенные опасения у налогоплательщиков, так как в законопроекте нет прямого указания, что этот запрет распространяется исключительно на банки. Хотя логика подсказывает, что данное ограничение касается только банков, законодатели должны уточнить этот момент ко второму чтению, чтобы исключить лишние риски для плательщиков.
Ставка НДС
На текущем этапе в законопроекте не предусмотрено повышение ставки НДС. Однако, учитывая текущие экономические реалии, такие изменения все еще возможны в будущем. Законодатели могут рассмотреть возможность повышения ставки НДС на следующем этапе разработки фискальной политики.Как облагается доход совместителей
Таким образом, законопроект № 11416-д в его доработанном виде содержит значительные изменения в части налогообложения физических лиц, ФЛП, плательщиков ЕН, а также банков и других финансовых учреждений.
Основные изменения касаются увеличения ставки военного сбора, введения ежемесячных авансовых взносов для ФЛП на ЕН, а также запрета на перенос убытков до окончания военного положения. Законопроект находится на стадии подготовки ко второму чтению, и некоторые его положения могут быть скорректированы.