Как открыть летнюю площадку

06 июня 2019 Пригодится для: Предприниматели

Чтобы открыть летнюю площадку для кафе или ресторана, надо получить разрешения от чиновников, какие требования соблюдать — читайте в статье.

Организовать открытую площадку для питания (ДСТУ 4281:2004) можно, если у вас ресторан, бар, кафе, закусочная или буфет, а вот если кафетерий или столовая — нельзя.

Вид площадки

Часто летняя площадка — это продолжение заведения на прилегающей территории.

Площадки могут быть:

  • летние на открытом воздухе — веранды, площадки под тентами, павильоны лёгкого типа, действуют с 1 мая до 31 октября;
  • сезонные — это уже облегчённая временная конструкция, без фундамента, может функционировать круглый год, срок определяется в паспорте привязки.

В обоих случаях речь идёт об одноэтажном временном некапитальном сооружении, которое легко демонтировать. Если соорудили сложную пристройку — это уже не круглогодичная и тем более не летняя площадка.

Выездная торговля: документы, работники, проверки

Разрешения

В каждом населённом пункте свои правила размещения летних площадок.

Вот порядок размещения площадок в Киеве — распоряжение КГГА № 2027, его и возьмём в качестве примера.

Чтобы открыть, надо получить справку о функциональном назначении сезонной площадки. В Киеве её оформляет Департамент промышленности и развития предпринимательства горадминистрации. В регионах этими вопросами занимаются городские и районные департаменты или управления градостроительства и архитектуры.

Куда подавать документы: в Центр предоставления админуслуг в районе, где расположен объект (п. 2.6 Порядка № 56/5443), если в вашем городе такого центра нет, несите в исполком. 

В электронном виде через портал Градостроительного кадастра.

Сначала надо заключить договор о паевом участии, для этого подаёте заявление и пакет документов, в разных городах в разных городах может отличаться, киевские власти требуют:

  • данные ФЛПФизическое лицо — предприниматель ФИО, место жительства, РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН), телефон, номер счёта, учреждение и МФО банка; копию паспорта;
  • схему местоположения площадки: на фрагменте ортофотоплана обозначают контур и площадь объекта с привязкой к местности. План местности предоставляет Департамент;
  • фото площадки с четырёх сторон на расстоянии 5–10 м, дополнительно фото фасада, на расстоянии 3–4 м.

Владельцы и арендаторы зданий или помещений кафе и ресторанов подают ещё и:

  • копии свидетельства о праве собственности / договора аренды, заверенные нотариусом;
  • если площадка разместится на земельном участке, который принадлежит третьим лицам, нужно их письменное согласие;
  • если площадка выходит за пределы фасада заведения — письменное согласие собственников/арендаторов соседних помещений.

Ваши документы попадают в Департамент градостроительства, там их рассмотрят в течение 10 рабочих дней и передадут в центр админуслуг два экземпляра договора о паевом участии.

Вы подписываете их и платите 100% размера паевого участия за период размещения площадки — 6 месяцев. И возвращаете через центр админуслуг один экземпляр договора, и только после этого вам выдают справку.

Составляют этот договор на сезон с 1 мая до 31 октября.

Размер паевого взноса зависит от месторасположения площадки, её площади, стоимости квадратного метра замели и функционального назначения участка, устанавливают её местные органы (ст. 40 ЗУ № 3038).

Для всесезонной площадки кроме заключения договора о паевом участии надо получить в Департаменте градостроительства и архитектуры паспорт привязки, там определяется:

  • место размещения площадки на топографо-геодезической основе М 1:500;
  • схема благоустройства прилегающей территории (если будут клумбы, то где именно, если расставите урны, то где и сколько, какое будет дорожное покрытие и др.).

Паспорт привязки оформят после уплаты 100% паевого взноса (приказ Минрегионразвития № 244).

С заявлением подаёте:

  • банковскую выписку или платёжку, подтверждающую уплату паевого взноса;
  • схему размещения площадки;
  • эскизы фасадов в цвете М 1:50 и схему благоустройства прилегающей территории. Её готовит компания с лицензией на выполнение проектных работ или сертифицированный архитектор;
  • техусловия инженерного обеспечению (при наличии), полученные у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.

Без помощи специалистов вам не обойтись, ведь паспорт привязки — это технический документ со множеством схем.

Если с документами всё в порядке, через 10 дней выдают информационный талон в виде приложения к договору о паевом участии. Разместите его на витрине передней части площадки или на входе в заведение.

Срок действия договора о паевом участии — 3 года, плату вносят ежегодно. Паспорт привязки действует один год.

Размещать площадку надо согласно паспорту привязки, без отклонений. Как установите площадку, в течение 5 дней надо письменно уведомить Департамент градостроительства и архитектуры Киевской горадминистрации и приложить фото места размещения площадки 6×9.

Требования

Но прежде чем получить разрешение, надо подготовится. Вот что надо учесть (р. V Правил № 198, р. II Порядка № 2027):

  1. Летнюю площадку размещают в пределах фасада строения, обязательно оставить свободный проход к воротам домов. Увеличить размеры можно, но с письменного согласия собственника (арендатора) соседнего помещения.
  2. Арендуете помещение и хотите запустить площадку — получите письменное разрешение у владельца.
  3. Размещаетесь на тротуаре — оставьте проход для пешеходов не меньше 1,8 м.
  4. Надо обеспечить доступ посетителям с ограниченными возможностями. Конструкция площадки должна быть прочной, устойчивой, безопасной и отвечать противопожарным требованиям, легко демонтироваться, например на случае ремонта.
  5. На летней площадке можно установить только кресла, столики, лавки, светильники, декоративные элементы, зонтики, урны для мусора, цветочные композиции, кондиционеры, обогреватели, оборудование для охлаждения. Допустимо ограждение — лёгкая сборно-разборная конструкция до метра, со светильниками или цветами. Возвести высокий и основательный забор нельзя.
  6. Если площадка в историко-культурном заповеднике, зоне охраны памятников истории или культуры, нельзя закрывать осмотр деталей декора (колонны, мозаику, лепнину и пр.), навесы от солнца не могут перекрывать декоративные элементы. Да и вообще обязательно сохранить стиль фасада здания.

Если разрешение уже получили, но есть нарушения, площадку могут демонтировать.

Запрещено размещать сезонные площадки:

  • на пешеходных дорожках, тротуарах и аллеях, если это препятствует свободному движению пешеходов;
  • на проезжей части улиц и дорог;
  • на зелёных насаждениях и газонах;
  • в случае создания опасности для жизни/здоровья людей, на искусственных сооружениях;
  • ближе 20 м к перекрёсткам улиц и 20 м в обе стороны по тротуару от дорожного знака «остановка общественного транспорта» и на таком же расстоянии от дверей эвакуации или с надписями «Вход»/»Выход»;
  • ближе чем за 100 м до железнодорожных переездов.

Нельзя на летней площадке устанавливать сцену, эстраду, танцевальную площадку, грили и мангалы. А если поблизости жилые дома — использовать живую музыку, магнитофоны, проигрыватели, усилители и т. п.

Письменное согласие или разрешение на площадку надо получить, если земля в собственности у третьего лица или рядом проходят инженерные коммуникации.

Что предпринимателю делать с мусором

Санстанция и пожарники

Оборудование летней площадки надо согласовать с ГСЭС (п. 1.6 Правил № 219).

Вводите в эксплуатацию часть помещения — надо переподать декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. Указать в ней сведения и о заведении, и о летней площадке. Отдельную декларацию по площадке не подают (ч. 2 ст. 57 КГЗУ, п. 1 Порядка № 440).

Декларацию подают по месту расположения объекта в центр админуслуг, в территориальный орган ГУЧС или через портал админуслуг. Зарегистрируют декларацию бесплатно в течение 5 рабочих дней со дня её поступления и не позднее следующего рабочего дня после регистрации передадут предпринимателю.

Кто может проверить деятельность предпринимателя

Подача 20-ОПП

Летняя площадка — это новый объект налогообложения, значит надо подать в ГФСГосударственная фискальная служба форму 20-ОПП в течение 10 дней после открытия площадки, используйте код типа объекта «323».

Лицензии

Чтобы продавать алкоголь и сигареты, нужны лицензии. Лицензия, которую получили на заведение, распространяется и на площадку, если расчёты будете проводить через один кассовый аппарат.

Предприниматель получает одну лицензию на право розничной торговли алкоголем, в приложении к лицензии указан адрес места торговли, перечень кассовых аппаратов, информация о них. Платить за лицензию надо за каждый указанный в ней РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат). (КУРОКнига учёта расчётных операций), который есть на месте торговли (консультация в ЗІРЗагальнодоступний інформаційно-довідковий ресурс податкової, подкатегория 115.03).

В законодательстве не предусмотрена розничная торговля алкоголем, в том числе на розлив, за пределами помещений, это касается и летних торговых площадок (ЗУ № 481). Также не прописано, что можно передать лицензию на другое помещение или на другой этаж и пр.

Если лицензии нет, получить её надо на заведение, а не на летнюю площадку.

Как получить лицензию на торговлю алкоголем

Не забывайте о соблюдении правил продажи алкоголя и сигарет, помните про запрет продавать их несовершеннолетним до 18 лет (ст. 153 ЗУ № 481).

РРО

Проводите расчёты через РРО. Используйте его и для расчётов на летней площадке, дополнительный кассовый аппарат не нужен.

Решите оборудовать отдельное место расчётов для летней площадки — регистрируйте отдельный РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат)..

РРО: кому использовать и как регистрировать

Предприниматели-единщики. Работают без РРО, если объём дохода за календарный год не перевалил за 1 млн грн (п. 296.10 НКУ). Но если торгуете алкоголем, сигаретами или пивом, РРО использовать обязательно, даже если доход меньше 1 млн.

Предприниматели из Перечня № 1336 могут работать без РРО, но используют расчётные книжки.

Уголок покупателя

Уголок покупателя один на заведение, отдельно для площадки не оформляете.
В уголке размещают информацию о ФЛП, санитарные правила, копии лицензий, Закон «О защите прав потребителей» (можно только извлечения, которые касаются прав потребителей в вашей сфере), а ещё адреса и телефоны органов защиты прав потребителей.

Режим работы

ФЛП устанавливает сам. Можете издать приказ, если придут с проверкой защитники прав потребителей и потребуют подтвердить информацию о режиме работы, покажете документ.

Согласовывать режим работы вы не обязаны, но местные власти могут принять решение, что все заведения в конкретном населённом пункте работают в одном режиме, или обязать владельцев кафе и ресторанов согласовывать режим работы.

С 22:00 до 8:00 в заведениях общепита, развлекательного бизнеса запрещено громко слушать музыку, петь, запускать фейерверки и всячески шуметь (ст. 24 ЗУ № 4004). Поэтому при согласовании режима работы можно оговорить, что работать будете до 02:00, но с 22:00 без музыки и шума.

Табличка с режимом работы обязательно должна быть на фасаде заведения.

Как оформить персонал

Официантов и персонала на кухне для обслуживания посетителей летней площадки не хватает и вы решили дополнительно взять людей — с ними можно заключить срочные трудовые договоры, прописать период работы, а когда он закончится, уволить.

Требования к работникам общепита стандартные: оформление трудового договора, медкнижки, копии паспорта и РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН), форменная одежда, головные уборы и соблюдение гигиены.

Как предпринимателю оформить наёмного работника

Работа без разрешений

Открыли летнюю площадку без разрешений и согласования с местными чиновниками — штраф за такое самоуправство от 850 до 1,7 тыс. грн за нарушение госстандартов, норм и правил в сфере благоустройства (ст. 152 КоАП).

Также могут применить штраф от 3,4 тыс. до 5,1 тыс. грн за нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил и утверждённых проектных решений при новом строительстве, реконструкции сооружений (ст. 96 КоАП).

Штраф не самое страшное, департамент благоустройства может демонтировать вашу площадку за бюджетный счёт, а вам выставит счёт на возмещение расходов.

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки