Как открыть летнюю площадку
14 марта 2024 Пригодится для: Предприниматели
Чтобы открыть летнюю площадку для кафе или ресторана, надо получить разрешения от чиновников, какие требования соблюдать — читайте в статье.

Организовать открытую площадку для питания (ДСТУ 4281:2004) можно, если у вас ресторан, бар, кафе, закусочная или буфет, а вот если кафетерий или столовая — нельзя.
Вид площадки
Часто летняя площадка — это продолжение заведения на прилегающей территории.
Площадки могут быть:
- летние на открытом воздухе — веранды, площадки под тентами, павильоны лёгкого типа, действуют с 1 мая до 31 октября;
- сезонные — это уже облегчённая временная конструкция, без фундамента, может функционировать круглый год, срок определяется в паспорте привязки.
В обоих случаях речь идёт об одноэтажном временном некапитальном сооружении, которое легко демонтировать. Если соорудили сложную пристройку — это уже не круглогодичная и тем более не летняя площадка.
Выездная торговля: документы, работники, проверки
Разрешения
В каждом населённом пункте свои правила размещения летних площадок.
Вот порядок размещения площадок в Киеве — распоряжение КГГА № 2027, его и возьмём в качестве примера.
Чтобы открыть, надо получить справку о функциональном назначении сезонной площадки. В Киеве её оформляет Департамент промышленности и развития предпринимательства горадминистрации. В регионах этими вопросами занимаются городские и районные департаменты или управления градостроительства и архитектуры.
Куда подавать документы: в Центр предоставления админуслуг в районе, где расположен объект (п. 2.6 Порядка № 56/5443), если в вашем городе такого центра нет, несите в исполком.
В электронном виде через портал Градостроительного кадастра.
Сначала надо заключить договор о паевом участии, для этого подаёте заявление и пакет документов, в разных городах в разных городах может отличаться, киевские власти требуют:
- данные ФЛПФизическое лицо — предприниматель : ФИО, место жительства, РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН), телефон, номер счёта, учреждение и МФО банка; копию паспорта;
- схему местоположения площадки: на фрагменте ортофотоплана обозначают контур и площадь объекта с привязкой к местности. План местности предоставляет Департамент;
- фото площадки с четырёх сторон на расстоянии 5–10 м, дополнительно фото фасада, на расстоянии 3–4 м.
Владельцы и арендаторы зданий или помещений кафе и ресторанов подают ещё и:
- копии свидетельства о праве собственности / договора аренды, заверенные нотариусом;
- если площадка разместится на земельном участке, который принадлежит третьим лицам, нужно их письменное согласие;
- если площадка выходит за пределы фасада заведения — письменное согласие собственников/арендаторов соседних помещений.
Ваши документы попадают в Департамент градостроительства, там их рассмотрят в течение 10 рабочих дней и передадут в центр админуслуг два экземпляра договора о паевом участии.
Вы подписываете их и платите 100% размера паевого участия за период размещения площадки — 6 месяцев. И возвращаете через центр админуслуг один экземпляр договора, и только после этого вам выдают справку.
Составляют этот договор на сезон с 1 мая до 31 октября.
Размер паевого взноса зависит от месторасположения площадки, её площади, стоимости квадратного метра замели и функционального назначения участка, устанавливают её местные органы (ст. 40 ЗУ № 3038).
Для всесезонной площадки кроме заключения договора о паевом участии надо получить в Департаменте градостроительства и архитектуры паспорт привязки, там определяется:
- место размещения площадки на топографо-геодезической основе М 1:500;
- схема благоустройства прилегающей территории (если будут клумбы, то где именно, если расставите урны, то где и сколько, какое будет дорожное покрытие и др.).
Паспорт привязки оформят после уплаты 100% паевого взноса (приказ Минрегионразвития № 244).
С заявлением подаёте:
- банковскую выписку или платёжку, подтверждающую уплату паевого взноса;
- схему размещения площадки;
- эскизы фасадов в цвете М 1:50 и схему благоустройства прилегающей территории. Её готовит компания с лицензией на выполнение проектных работ или сертифицированный архитектор;
- техусловия инженерного обеспечению (при наличии), полученные у балансодержателя соответствующих инженерных сетей.
Без помощи специалистов вам не обойтись, ведь паспорт привязки — это технический документ со множеством схем.
Если с документами всё в порядке, через 10 дней выдают информационный талон в виде приложения к договору о паевом участии. Разместите его на витрине передней части площадки или на входе в заведение.
Срок действия договора о паевом участии — 3 года, плату вносят ежегодно. Паспорт привязки действует один год.
Размещать площадку надо согласно паспорту привязки, без отклонений. Как установите площадку, в течение 5 дней надо письменно уведомить Департамент градостроительства и архитектуры Киевской горадминистрации и приложить фото места размещения площадки 6×9.
Требования
Но прежде чем получить разрешение, надо подготовится. Вот что надо учесть (р. V Правил № 198, р. II Порядка № 2027):
- Летнюю площадку размещают в пределах фасада строения, обязательно оставить свободный проход к воротам домов. Увеличить размеры можно, но с письменного согласия собственника (арендатора) соседнего помещения.
- Арендуете помещение и хотите запустить площадку — получите письменное разрешение у владельца.
- Размещаетесь на тротуаре — оставьте проход для пешеходов не меньше 1,8 м.
- Надо обеспечить доступ посетителям с ограниченными возможностями. Конструкция площадки должна быть прочной, устойчивой, безопасной и отвечать противопожарным требованиям, легко демонтироваться, например на случае ремонта.
- На летней площадке можно установить только кресла, столики, лавки, светильники, декоративные элементы, зонтики, урны для мусора, цветочные композиции, кондиционеры, обогреватели, оборудование для охлаждения. Допустимо ограждение — лёгкая сборно-разборная конструкция до метра, со светильниками или цветами. Возвести высокий и основательный забор нельзя.
- Если площадка в историко-культурном заповеднике, зоне охраны памятников истории или культуры, нельзя закрывать осмотр деталей декора (колонны, мозаику, лепнину и пр.), навесы от солнца не могут перекрывать декоративные элементы. Да и вообще обязательно сохранить стиль фасада здания.
Если разрешение уже получили, но есть нарушения, площадку могут демонтировать.
Запрещено размещать сезонные площадки:
- на пешеходных дорожках, тротуарах и аллеях, если это препятствует свободному движению пешеходов;
- на проезжей части улиц и дорог;
- на зелёных насаждениях и газонах;
- в случае создания опасности для жизни/здоровья людей, на искусственных сооружениях;
- ближе 20 м к перекрёсткам улиц и 20 м в обе стороны по тротуару от дорожного знака «остановка общественного транспорта» и на таком же расстоянии от дверей эвакуации или с надписями «Вход»/»Выход»;
- ближе чем за 100 м до железнодорожных переездов.
Нельзя на летней площадке устанавливать сцену, эстраду, танцевальную площадку, грили и мангалы. А если поблизости жилые дома — использовать живую музыку, магнитофоны, проигрыватели, усилители и т. п.
Письменное согласие или разрешение на площадку надо получить, если земля в собственности у третьего лица или рядом проходят инженерные коммуникации.
Что предпринимателю делать с мусором
Санстанция и пожарники
Оборудование летней площадки надо согласовать с ГСЭС (п. 1.6 Правил № 219).
Вводите в эксплуатацию часть помещения — надо переподать декларацию соответствия материально-технической базы требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. Указать в ней сведения и о заведении, и о летней площадке. Отдельную декларацию по площадке не подают (ч. 2 ст. 57 КГЗУ, п. 1 Порядка № 440).
Декларацию подают по месту расположения объекта в центр админуслуг, в территориальный орган ГУЧС или через портал админуслуг. Зарегистрируют декларацию бесплатно в течение 5 рабочих дней со дня её поступления и не позднее следующего рабочего дня после регистрации передадут предпринимателю.
Подача 20-ОПП
Летняя площадка — это новый объект налогообложения, значит надо подать в ГФСГосударственная фискальная служба форму 20-ОПП в течение 10 дней после открытия площадки, используйте код типа объекта «323».
Лицензии
Чтобы продавать алкоголь и сигареты, нужны лицензии. Лицензия, которую получили на заведение, распространяется и на площадку, если расчёты будете проводить через один кассовый аппарат.
Предприниматель получает одну лицензию на право розничной торговли алкоголем, в приложении к лицензии указан адрес места торговли, перечень кассовых аппаратов, информация о них. Платить за лицензию надо за каждый указанный в ней РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат). (КУРОКнига учёта расчётных операций), который есть на месте торговли (консультация в ЗІРЗагальнодоступний інформаційно-довідковий ресурс податкової, подкатегория 115.03).
В законодательстве не предусмотрена розничная торговля алкоголем, в том числе на розлив, за пределами помещений, это касается и летних торговых площадок (ЗУ № 481). Также не прописано, что можно передать лицензию на другое помещение или на другой этаж и пр.
Если лицензии нет, получить её надо на заведение, а не на летнюю площадку.
Как получить лицензию на торговлю алкоголем
Не забывайте о соблюдении правил продажи алкоголя и сигарет, помните про запрет продавать их несовершеннолетним до 18 лет (ст. 153 ЗУ № 481).
РРО
Проводите расчёты через РРО. Используйте его и для расчётов на летней площадке, дополнительный кассовый аппарат не нужен.
Решите оборудовать отдельное место расчётов для летней площадки — регистрируйте отдельный РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат)..Применение РРО/ПРРО при интернет-продажах
Предприниматели-единщики. Работают без РРО, если объём дохода за календарный год не перевалил за 1 млн грн (п. 296.10 НКУ). Но если торгуете алкоголем, сигаретами или пивом, РРО использовать обязательно, даже если доход меньше 1 млн.
Предприниматели из Перечня № 1336 могут работать без РРО, но используют расчётные книжки.
Уголок покупателя
Уголок покупателя один на заведение, отдельно для площадки не оформляете.
В уголке размещают информацию о ФЛП, санитарные правила, копии лицензий, Закон «О защите прав потребителей» (можно только извлечения, которые касаются прав потребителей в вашей сфере), а ещё адреса и телефоны органов защиты прав потребителей.
Режим работы
ФЛП устанавливает сам. Можете издать приказ, если придут с проверкой защитники прав потребителей и потребуют подтвердить информацию о режиме работы, покажете документ.
Согласовывать режим работы вы не обязаны, но местные власти могут принять решение, что все заведения в конкретном населённом пункте работают в одном режиме, или обязать владельцев кафе и ресторанов согласовывать режим работы.
С 22:00 до 8:00 в заведениях общепита, развлекательного бизнеса запрещено громко слушать музыку, петь, запускать фейерверки и всячески шуметь (ст. 24 ЗУ № 4004). Поэтому при согласовании режима работы можно оговорить, что работать будете до 02:00, но с 22:00 без музыки и шума.
Табличка с режимом работы обязательно должна быть на фасаде заведения.
Как оформить персонал
Официантов и персонала на кухне для обслуживания посетителей летней площадки не хватает и вы решили дополнительно взять людей — с ними можно заключить срочные трудовые договоры, прописать период работы, а когда он закончится, уволить.
Требования к работникам общепита стандартные: оформление трудового договора, медкнижки, копии паспорта и РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН), форменная одежда, головные уборы и соблюдение гигиены.
Как предпринимателю оформить наёмного работника
Работа без разрешений
Открыли летнюю площадку без разрешений и согласования с местными чиновниками — штраф за такое самоуправство от 850 до 1,7 тыс. грн за нарушение госстандартов, норм и правил в сфере благоустройства (ст. 152 КоАП).
Также могут применить штраф от 3,4 тыс. до 5,1 тыс. грн за нарушение требований законодательства, строительных норм, стандартов и правил и утверждённых проектных решений при новом строительстве, реконструкции сооружений (ст. 96 КоАП).
Штраф не самое страшное, департамент благоустройства может демонтировать вашу площадку за бюджетный счёт, а вам выставит счёт на возмещение расходов.