КОМУ УСТАНОВЛЯТЬ ПЛАТЕЖНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ 1 ЯНВАРЯ 2025 ГОДА
09 сентября 2024 Пригодится для: Предприниматели 1–3-я группы ЕН

Внесенные изменения в законодательство Украины направлены на увеличение категории торговцев, обеспечивающих население осуществление безналичной формы оплаты. Отмечаем, что речь идет именно о платежных терминалах, а не о кассовых аппаратах. Посредством платежного терминала происходит списание средств со счета покупателя (клиента), обеспечивая таким образом прием платежа в безналичной форме.
Какие законодательные изменения?
В настоящее время увеличилось количество торговцев, которые должны установить терминалы с 1 января 2025 года. Об этом говорится в постановлении Кабинета Министров Украины от 29 июля 2022 г. № 894 «Об установлении сроков, до наступления которых торговцы должны обеспечить возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (оказанные услуги)» (далее – Постановление № 894).Какой выбор лучше: ФЛП или юрлицо?
Возможность осуществления безналичных расчетов (в том числе с использованием электронных платежных средств, платежных приложений или платежных устройств) за проданные ими товары (оказанные услуги), включая товары (услуги), реализация (предоставление) которых осуществляется дистанционно регулируемым Постановлением № 894 и Законом Украины « О платежных услугах» от 30 июня 2021 г. № 1591-IX.
Согласно пункту 1.3 Постановления № 894, с 1 января 2025 года торговцы, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 5 тыс. человек. Кроме этого, необходимо обратить внимание на п. 1.6 Постановления № 894, которым определена категория торговцев, которые должны установить платежные терминалы с 1 января 2026 года. Это торговцы – физические лица-предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога 1 группы, торговцы и осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю, продажу собственно выращенной или откормленной продукции. Обратив внимание на показатель численности населения, указанный в пункте 1.3 Постановления № 894, платежные терминалы следует устанавливать во всех торговых точках даже малонаселенных поселков и сел.
Есть ли альтернатива платежному терминалу?
Торговцы обязаны обеспечивать возможность осуществления безналичных расчетов за проданные товары (оказанные услуги), однако такой функционал можно обеспечить не только с помощью терминала. В мире торговый эквайринг является самым распространенным видом эквайринга. Это можно сделать с помощью электронных платежных средств и/или платежных приложений и/или платежных устройств, о чем говорится в ч. 28 ст. 38 Закона "О платежных услугах". То есть Законом предусмотрены варианты, с помощью которых торговец должен обеспечить безналичный расчет, а предусмотренный список не ограничивается только платежным терминалом. На сегодняшний день торговцы обеспечивают наличие POS-терминалов, создают QR-код, с помощью которого осуществляется безналичная операция. Один из вариантов — перевод средств через приложение торговца или использование технологии NFC, обеспечивающей безналичный расчет платежной картой, смартфоном, фитнес-браслетом или умными часами. Квитанция от терминала является доказательством списания средств с банковской карты. Дополнительно клиент получает квитанцию, где указывается, какой именно товар был приобретен, получая таким образом подтверждение права собственности на услугу, товар или продукт. Этот документ выдается кассовым аппаратом.
В случае предоставления возможности производить безналичные расчеты за проданные товары (оказанные услуги) с помощью электронных платежных средств, используемых в платежных системах, торговцы обязаны обеспечивать возможность осуществления таких расчетов с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, созданная резидентом Украины.
Какие исключения из Постановления № 894?
Действительно, исключения есть и они связаны с военным положением в стране. Постановление не распространяется на торговцев, осуществляющих хозяйственную деятельность на территориях территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировании). Их перечень утверждается приказом Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий и в течение трех месяцев после прекращения проведения военных (боевых) действий на таких территориях и/или деоккупации, освобождения от окружения (блокировки) этих территорий.Какие проблемы могут возникнуть от налоговой после пополнения счета ФЛП собственными средствами?
Какова ответственность за отсутствие безналичного расчета?
Следовательно, с 1 января 2025 г. все торговцы должны обеспечить продажу товаров, услуг или продуктов с помощью безналичного расчета, используя для этого платежные терминалы. При проверке контролирующими органами за выявленные нарушения действующим законодательством предусмотрена ответственность. Об этом говорится в ст. 163.15 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Эта норма действует и сегодня, а, следовательно, применима к тем торговцам, которые не установили платежные терминалы, однако они должны быть. Речь идет о нарушении порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием электронных платежных средств за товары (услуги). Несоблюдение установленных законодательством требований по обеспечению возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств влечет наложение штрафа на ФЛП, должностных лиц юридического лица от 100 до 200 нмдг (от 1 700 до 3 400 грн).
За повторное нарушение в течение года за подвергнутое административному взысканию за такое же нарушение предусмотрено наложение штрафа от 500 до 1 000 нмдг (от 8 500 грн до 17 000 грн).
Автор: Наталья Кириченко,
специалист по вопросам трудового законодательства и кадрового делопроизводства