POS-терминалы: кто может не применять в 2025 году
23 декабря 2024 Пригодится для: Предприниматели

С 1 января 2025 года вступает в силу новый этап требований по обеспечению безналичной оплаты для торговцев. Теперь обязанность принимать безналичные платежи, включая расчеты с использованием платежных карт, расширится на всех продавцов, независимо от численности населения населенного пункта, где они ведут деятельность. Как быть, если у вас заблокировали налоговую накладную?
Эти изменения являются частью постепенного внедрения «терминальной обязанности», предусмотренной Законом Украины «О платежных услугах» от 30.06.2021 № 1591-IX.
Кого затронет требование в 2025 году?
Согласно статье 38 указанного закона, все торговцы обязаны предоставлять покупателям возможность оплачивать товары или услуги безналично. Это означает, что прием электронных платежных инструментов должен быть обеспечен на основании договора с платежным провайдером (эквайером или другим).
Требование внедрялось поэтапно, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров № 894, разработанным в рамках закона:
- С 1 января 2023 года терминалы обязаны использовать торговцы, ведущие деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. человек.
- С 1 января 2024 года эта обязанность распространилась на предпринимателей, работающих в городах и поселках с численностью населения от 5 до 25 тыс. человек.
- С 1 января 2025 года это требование коснется всех торговцев, включая тех, кто работает в населенных пунктах с численностью населения менее 5 тыс. человек.
Таким образом, с начала 2025 года критерий численности населения для применения «терминальной обязанности» полностью утратит значение. Даже предприниматели, работающие в селах, будут обязаны обеспечить покупателям возможность расплачиваться безналичным способом.
Эти изменения также затрагивают территории, определенные в соответствии с Законом Украины «О порядке решения отдельных вопросов административно-территориального устройства Украины» от 28.07.2023 № 3285-IX.
В результате, начиная с 2025 года, все торговцы, независимо от места ведения своей деятельности, должны будут использовать POS-терминалы, за исключением отдельных случаев, которые оговариваются отдельно.Комиссия для единоналожников: что стоит знать
В 2025 году от обязательства принимать безналичные платежи за товары и услуги освобождаются определенные категории торговцев. Рассмотрим их подробнее.
Кто освобождается от обязанности обеспечивать безналичную оплату?
1. До 1 января 2026 года (согласно п.п. 4 п. 1 Постановления № 894) освобождены:
- Физические лица-предприниматели (ФЛП), работающие на упрощенной системе налогообложения 1-й группы. Это значит, что такие предприниматели смогут продолжать деятельность без использования платежных терминалов до конца 2025 года.
- Торговцы, использующие торговые автоматы для реализации своих товаров. Они также не обязаны предоставлять возможность безналичной оплаты.
- Торговцы, ведущие выездную (выносную) торговлю, что подразумевает продажу товаров вне стационарных точек.
- Торговцы, продающие собственноручно выращенную или откормленную продукцию. Однако формулировка «собственноручно» создает определенную неопределенность, так как законодательно не уточнено, относится ли это освобождение к юридическим лицам, занимающимся сельскохозяйственным производством. Налоговые органы подчеркивают, что это освобождение действует только при продаже исключительно собственной продукции, но не распространяется на случаи, когда помимо нее реализуются другие товары или продукты (см. разъяснение в категории 109.02 БЗ).
2. Торговцы, работающие на территориях, затронутых военными действиями, оккупацией, блокадой.
Сюда относятся субъекты, ведущие деятельность на территориях территориальных громад, которые включены в перечень, утвержденный Министерством по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Такие территории определяются на основании Перечня № 309.
Условия освобождения:
- Безналичную оплату такие торговцы обязаны обеспечить в течение трех месяцев после завершения боевых действий, деоккупации или снятия блокады.
- Освобождение действует для населенных пунктов, отнесенных к одной из следующих категорий Перечня № 309:
- Территории активных боевых действий.
- Территории активных боевых действий с функционирующими государственными электронными информационными системами.
- Территории возможных боевых действий.
- Временно оккупированные территории.
Для сохранения права на освобождение достаточно, чтобы населенный пункт находился в одном из перечисленных разделов Перечня № 309, где колонка 4 (крайняя правая) остается незаполненной. Это подтверждает сохранение соответствующего статуса.
После утраты статуса активных боевых действий или оккупации (дата указывается в крайней правой колонке Перечня № 309), освобождение действует еще в течение трех месяцев.
Дополнительная информация
На момент подготовки информации налоговые органы предоставляют минимальные разъяснения по этим вопросам. Однако в разработке находится проект изменений к Постановлению № 894, который может дополнительно уточнить привязку к Перечню № 309 и процедуру освобождения.
Налоговые органы предоставили разъяснения в категории 109.02 БЗ, которые касаются случаев, когда субъект хозяйствования работает без физического контакта с покупателем. Рассмотрим основные положения.
Если нет прямого контакта с покупателем
Если предприниматель ведет хозяйственную деятельность в онлайн-формате, предоставляя услуги или продавая товары через интернет, при этом все расчеты проводятся удаленно и отсутствует физический контакт с клиентом, то такие платежи автоматически считаются безналичными. Это связано с тем, что оплата в данном случае осуществляется через банковские переводы, платежные системы или другие электронные инструменты.
Что это значит на практике:
- Использование POS-терминалов или других инструментов приема платежей становится необязательным, так как требование о безналичных расчетах уже выполнено.
Как обстоят дела с наложенным платежом?
Если товар отправляется с наложенным платежом, то ответственность за прием наличных денег лежит на логистической компании, а не на продавце. В этом случае торговец не принимает оплату напрямую от клиента, что позволяет избежать необходимости применения терминала.
Исключения, требующие терминала
Если же продавец контактирует с покупателем лично, например:
- передает товар через собственного курьера;
- организует выдачу товара на точке самовывоза;
- принимает оплату при личной встрече,
то в таких ситуациях POS-терминал или другой инструмент для безналичных расчетов обязателен. Это связано с тем, что в данном случае предприниматель сам непосредственно принимает оплату от клиента.
Требования о применении POS-терминалов касаются не только розничной торговли, но и оптовиков. Это следует из формулировок Закона Украины «О платежных услугах» и Постановления № 894, где нет четкого указания на исключение для оптовой торговли. Как доказать реальность операции
Однако, в последние годы рассматриваются проекты изменений к Постановлению № 894, которые могут освободить оптовиков от выполнения «терминальной обязанности». Конкретных сроков их принятия пока нет.
Что делать оптовикам, пока изменения не приняты?
Ситуация с оптовой торговлей может быть упрощена, если использовать подход, применимый для интернет-магазинов (см. разъяснения в категории 109.02 БЗ). Если оплата покупателем производится исключительно дистанционно, без возможности наличного расчета, то требования о применении терминалов могут считаться выполненными автоматически.
Как это работает на практике:
1. Полностью дистанционная оплата:
- Если расчеты осуществляются только через банковский счет или другие безналичные способы, а у субъекта хозяйствования нет физической возможности принимать наличные деньги, терминалы не требуются.
2. Передача товара через посредников:
- Например, товар передается перевозчику или экспедитору, который доставляет его покупателю. При этом расчет происходит дистанционно через счет.
3. Договорная дистанционная оплата:
- Если договор предусматривает авансовую оплату через банковский счет, после чего покупатель или его представитель может забрать товар, личный контакт с клиентом исключен, и терминалы не нужны.
Когда терминал обязателен?
Если в процессе взаимодействия с клиентом возникает ситуация, когда покупатель (или его представитель) встречается с продавцом и может выбрать способ оплаты (включая оплату картой), терминал становится обязательным. Например, если товар передается напрямую, а оплата осуществляется на месте.
Пока изменения в Постановление № 894 не приняты, требования о применении терминалов распространяются и на оптовую торговлю. Однако, если оплата осуществляется исключительно дистанционно, без наличного взаимодействия с клиентом, использование терминалов становится необязательным. Оптовикам рекомендуется следить за принятием изменений в законодательство, чтобы уточнить свои обязанности.
Вопрос о том, какими устройствами можно выполнять требования Закона о платежных услугах в части обеспечения безналичных расчетов, остается достаточно спорным. Рассмотрим основные положения и разногласия.
Что говорит Закон о платежных услугах?
Согласно пункту 28 статьи 38 Закона Украины «О платежных услугах», торговцы обязаны обеспечить возможность безналичных расчетов за товары и услуги с использованием:
- электронных платежных средств;
- платежных приложений;
- платежных устройств.
Формулировка «и/или» позволяет предположить, что достаточно предоставить хотя бы один из перечисленных способов оплаты для выполнения требований закона.
Позиция налоговых органов
Налоговые органы придерживаются более строгого подхода. В письмах ГНСУ от 03.10.2024 № 4695/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК и от 20.09.2024 № 4532/ІПК/99-00-07-03-01 ІПК указано, что одного лишь приема оплаты через QR-код недостаточно.
Это не считается полноценным выполнением обязанности по обеспечению возможности безналичного расчета. Налоговики настаивают, что для выполнения требований необходим физический POS-терминал.
Аналогичное мнение содержится в анализе регуляторного влияния проекта изменений в Постановление № 894, подготовленном ГНСУ. Это свидетельствует о том, что подход налоговых органов уже приобрел устойчивый характер.
Хотя текст закона оставляет возможность трактовать расчет через платежное приложение или QR-код как самостоятельный способ выполнения требований, налоговики требуют дополнительных инструментов.
Какие устройства лучше использовать?
Для минимизации рисков и полного соответствия требованиям законодательства рекомендуется использовать следующие варианты:
1. Физический POS-терминал
- Это устройство, которое позволяет принимать оплату с платежных карт.
- POS-терминал не заменяет РРО/ПРРО, так как не выполняет фискальных функций. РРО/ПРРО формирует и отправляет чеки на сервер налоговой службы, а POS-терминал — лишь инструмент приема оплаты.
- Для получения POS-терминала необходимо заключить договор эквайринга с банком. Регистрация терминала в налоговой службе не требуется.
- Банк не контролирует наличие у торговца РРО/ПРРО. Ответственность за фискализацию расчетов лежит исключительно на субъекте хозяйствования.
2. Программный терминал (Soft POS)
- Программные терминалы могут быть установлены на смартфоны, планшеты или другие устройства.
- Они обеспечивают прием платежей без необходимости в физическом терминале.
3. QR-коды и онлайн-инвойсы (счета)
- Эти методы лучше использовать как дополнительные способы оплаты. Они могут быть полезны для удобства клиентов, но, согласно позиции налоговиков, не могут заменить POS-терминалы.
Несоблюдение требований по обеспечению возможности безналичной оплаты для покупателей влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные как административным, так и потребительским законодательством.
Административная ответственность
Согласно статье 163-15 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП), за нарушение требований об обеспечении безналичных расчетов предусмотрены следующие штрафы:
- 1700–3400 грн за первое нарушение.
- 8500–17000 грн в случае повторного нарушения в течение одного года.
Эти штрафы могут быть наложены на физическое лицо-предпринимателя (ФЛП) или виновное должностное лицо юридического лица.
Штрафы от защитников прав потребителей
Помимо административных санкций, предусмотрены штрафы на основании Закона Украины «О защите прав потребителей». Согласно части 2 статьи 17 и пункту 12 статьи 23 этого закона если торговец не обеспечивает потребителю возможность рассчитаться в безналичной форме в рамках законодательных требований, ему грозит штраф в размере 8500 грн.
Возможные изменения в регулировании
В настоящее время Постановление № 894 не содержит требований к количеству мест в хозяйственной единице, где должны быть обеспечены безналичные расчеты. Это означает, что торговец может установить POS-терминал только на одной кассе, и формально это будет соответствовать закону.
Однако в разработке находится проект изменений, который предполагает установление минимального количества точек для приема безналичных платежей. Предлагается следующая система:
- Если в хозяйственной единице две кассы, POS-терминалом должна быть оснащена как минимум одна касса (50% общего количества).
- Если касс больше двух, оборудовать нужно не менее 2/3 всех касс. Например, при наличии шести касс POS-терминалы должны быть установлены на четырех из них.
Важно отметить, что эти изменения пока находятся на стадии проекта и не имеют обязательной силы.
Выводы:
1. Обязанность использовать терминалы:
С 2025 года все торговцы, независимо от места ведения деятельности, обязаны обеспечить возможность безналичных расчетов, за исключением ряда категорий, таких как ФЛП 1-й группы, продавцы собственной сельхозпродукции и те, кто работает на территориях боевых действий.
2. Безналичная оплата в онлайн-торговле:
Если расчеты полностью дистанционные и отсутствует физический контакт с покупателем (например, через QR-код, инвойсы, предоплату), терминал не требуется. Однако при личной встрече с клиентом терминал обязателен.
3. Оптовая торговля:
Требования касаются и оптовиков. Если расчеты происходят исключительно через счет, терминал можно не использовать, но при физическом контакте с клиентом его наличие обязательно.
4. Устройства для расчетов:
Безопаснее всего использовать физический POS-терминал или программный терминал. Оплата через QR-коды и инвойсы допустима как дополнительный способ, но налоговики настаивают на обязательности терминалов.
5. Ответственность за нарушения:
- Штрафы от налоговых органов: 1700–3400 грн за первое нарушение, 8500–17000 грн за повторное.
- Штрафы от органов защиты прав потребителей: 8500 грн за несоблюдение требований.
6. Ожидаемые изменения:
Планируется введение обязательного минимального количества терминалов в зависимости от числа касс в хозяйственной единице (например, 2/3 касс должны быть оборудованы терминалами). Пока это на стадии проекта.