Какие территории не охватывает военное освобождение от налогов и что говорит Министерство финансов
02 мая 2024 Пригодится для: Предприниматели 1–3-я группы ЕН
Территории активных боевых действий (далее- АБД), на которые не раcпределяется военное освобождение (далее – ВО): неоднозначное мнение Минфина.

Письмо Минфина от 29.12.2023 No 11230-09-62/37196
Для того, чтобы применить законодательство о ВО от налогов на землю, недвижимое имущество, а также экологический налог, необходимо проанализировать подраздел 2 раздела І Перечня No 309*. Подраздел 3 разд. I Перечня No 309 применим лишь в плане оказания услуг и не обладает отличительными чертами в плане обложения налогами.
На чем основывается освобождение. В период, пока не отменено ВП, по закону налогоплательщики обеспечены некоторыми льготами:
- налоги на землю (п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);
- налоги на недвижимость, различные от земельных наделов (п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);
- эконалог (п.п. 69.16 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);
- погашение общего МНО (п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ);
- погашение сельскохозяйственного единого налога (п.п. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Подобные льготы действуют на (І) территории, где ведутся АБД и (ІІ) и на временно оккупированные территории государства.Сотрудник не появляется на работе: возможно ли увольнение за прогул?
Существуют нюансы в Перечне No 309, который предполагает основания для освобождения от налогов. Для того, чтобы определится, обладает ли СХ правом на ВО, требуется регламентация Переченем No 309.
В Налоговой службе не раз про это сообщали и детально разъясняли гражданам (БЗ 106.07, 111.05 и 117.06).
Стоит не забывать, еще менее года назад Перечень No 309 был иным. Вот такое было его содержание до середины июля 2023 года:
в разд. І указывались:
- территории ВБД — подраздел 1;
- территории АБД — подраздел 2;
в разд. ІІ был детальный временно оккупированных территорий Украины.
У нас в связи с таким порядком возникает логичный вывод, что в данном Перечне под действие ВП попадают территории, оговоренные п подразделении 2 разделе І (территории АБД) и разд. ІІ (временно оккупированные). Поскольку подобное заключение является разумным и понятным.
31.07.2023 Минреинтеграции (приказом от 13.07.2023 No 199) внедрило корректировки в Перечень No 309. И тогда уже в разд. І Перечне No 309 ознаменовался очередной подраздел 3, а в нем уже пребывал перечень территорий АБД, на которых регламентируются государственные электронные информресурсы.
И тут имеем логично стоит спросить, а охватывает ли ВП те территории, которые указываются в подразд. 3 разд. І Перечня No 309?
Но в Налоговой службе пока не комментируют данный предмет обсуждения. Не было ясно, почему так происходит пока не было опубликовано письмо с позицией на беспокоящие граждан вопросы. Фискалы не горели желанием взять на себя ответственность.
Как это комментируют в Министерстве финансов? В своем письме Правительство отмечает, если территорию включают в зону АБД, на которой активны государственные электронные информресурсы, ту, что указывается в очередном подразд. 3 разд. І Перечня No 309, то на эту территорию возведение военных льгот не является рациональным.Переводы на карту, которые не облагаются налогом: наиболее распространенные виды доходов, не подлежащие налогообложению
И тут уже Кабмин поднимает целый перечень доводов, чтоб прояснить ситуацию:
- НКУ (точнее пп. 69.14, 69.16 и 69.22 подразд. 10 разд. XX НКУ) расширяет ВО от налогов лишь на те территории, что есть в АБД или на временно оккупированные территории. Это следует понимать как то, что не указаны отдельные факторы, такие как активность или отсутствие государственных компьютерных информресурсов на данных территориях;
- анонсирование в Перечне No 309 территории АБД, где активны электронные ресурсы, по их мнению, имеет цель предоставить некоторые услуги и тут речь не идет о налогах;
- даты начала БД, отмеченные для территорий АБД, где активны электронные ресурсы, не соответствуют датам старта БД, зафиксированных для территорий, где идут АБД (подразд. 2 разд. I Перечня No 309);
- с точки зрения Правительства, к территориям АБД, где регламентируются электронные ресурсы, внесены ОТГ, которые имеют отношение к территориям ВБД, на которые не распределяется ВО.
Что немаловажно, фискалы ведь по сути, как утверждают в Министерстве финансов, не противились расширению военных льгот на территории АБД, где действуют электронные ресурсы. Однако Министерство финансов не разделяет либеральную точку зрения, а на своих ресурсах говорит фискалам, что право на льготы обладают лишь территории, приведённые в подразд. 2 разд. І Перечня No 309, и это исключительно территории из «чистой» зоны АБД. Ну, и на территорию АБД, на которой активны компьютерные информресурсы (подразд. 3 разд. І Перечня No 309) ВО не охватывает.
Что мы имеем? В Правительстве утверждают, что, к примеру, определённые пограничные громады Сумщины, Херсонская громада (они как раз приведены в подразд. 3 разд. І Перечня No 309), которые постоянно пребывают под вражеским огнем, ВО не получают.
Что этому можно противопоставить, по нашему мнению? Такую точку зрения Правительства ни в коем случае нельзя принимать. Исходя из их указаний, нет возможности воспользоваться законными льготами, которые они сами же и утвердили.
Просто сравните:
1.) в НКУ действительно идет речь о том, что ВО охватывает территории АБД или временно оккупированные, указанные в Перечне No 309. И, главное, нигде в НКУ не отмечено, что имеются в виду именно территории, зафиксированные в подразд. 2 разд. І.
Основной аргумент для того, чтоб иметь льготы - быть внедрённым в список территорий АБД.
А вот то, что это всего лишь раздел, в котором записаны территории АБД, или раздел, где приведены территории АБД, на которых активны компьютерные информресурсы, предпосылок для льгот не имеется;
2.) в Перечне No 309, а также в постановлении Кабмина от 06.12.2022 No 1364 (для чего собственно в Минреинтеграции анонсировали Перечень No 309) не отмечено, что подразд. 3 разд. І ознаменовался лишь в связи с оказанием конкретных услуг и не говорится об предпосылках налогообложения. НКУ утверждает: когда устанавливаются территории, которые судя из Перечня No 309 пребывают в зоне АБД, только на них распределяется ВО. Территории, зафиксированные в подразд. 3 разд. І, пребывают в зоне АБД, ну и льготы также их касаются;
3.) Минфин однако решил сопоставить даты отмены АБД, приведённые в подразд. 2 разд. І Перечня No 309, с датами старта АБД, зафиксированными в подразд. 3 разд. І Перечня No 309. Ну, и естественно, что они не были одинаковыми.
Да и как им быть одинаковыми? Если отдельные территории попали под АБД, где функционируют компьютерные информсервисы (подразд. 3 разд. І), могли ранее не числится в «чистой» зоне АБД (подразд. 2 разд. І). Тут стоит не забыть про указанную выше Херсонскую громаду:
- с 01.03.2022 и по 11.11.2022 громада была временно оккупирована;
- с 11.11.2022 по 01.05.2023 числилась в зоне ВБД;
- с 01.05.2023 перешла в зону АБД, на которых работают государственные компьютерные инфомресурсы;
4.) Минфину же уверен, что отдельные территории, отмеченные в подразд. 3 разд. І и занесенные в зону АБД, где активны компьютерные информресурсы, также указываются в подразд. 1 разд. І, то есть там, где сообщается о территориях ВБД.
Не сложно сравнить и информацию из подразд. 1 и 3 разд. І Перечня No 309, что подталкивает нас к выводам, и они таковы. Однозначно в подразд. 3 разд. І нет территорий, которые единовременно оговорены и в подразд. 1 разд. І.
В подразд. 3 разд. І указываются отдельные территории, что ранее подпадали под зону ВБД, однако их из документов удалили. А вот после появились в зоне АБД, где действуют компьютерные информресурсы.Etsy – основные аспекты работы с платформой и налогообложение полученных доходов
Вывод
Если подытожить все ранее изложенное, то стоит высказать наше мнение. Все территории, что внедрены в подразд. 3 разд. І Перечня No 309, обладают правом на военные льготы.
Но, вдруг, в Кабмине будут и далее стоять на той же позиции, придется столкнуться с предпринимателями с территорий из подразд. 3 розд І Перечня No 309, например из г. Очаков. Ведь Очаковская громада сейчас в зоне АБД с 24 февраля 2022 года. Сначала (с 24.02.2022 и по 01.06.2023) они были просто в зоне АБД (подразд. 2 разд. І Перечня No 309), а потом (с 01.06.2023 и поныне) были перемещены в зону АБД, где активны электронные ресурсы. Необходимо уточнить у них, насколько в плане АБД были изменения, стало ли менее разрушений, бомб и обстрелов оттого, что на их территории стартовали работу электронные ресурсы.
По сути комментариев Минфина все физлица и СХ Очаковской громады (а также других громад, где ведутся АБД и которые пребывают под огнем врага) теряют ВО от платы за землю, налога на недвижимость, экологического налога и так далее.
Даже фискалы уже разделяют такую точку зрения (см. письмо ГНСУ от 01.02.2024 No 574/ІПК/99-00-04-01-04, ІПК и разъяснение, от 6 февраля 2024 года на сайте ГНСУ).
И в правительстве, и в Налоговой рассуждают, что на список территорий, зафиксированных в подразд. 3 разд. І Перечня No 309, не действует ВО по плате за землю, налогу на недвижимость и эконалогу.
Но одновременно с этим регламентация Перечня No 309 не настолько узкое, чем для фиксации высвобождения от уплаты данных трех. Ведь в нем заключено высвобождение от уплаты сельскохозяйственного ЕН и МНО, высвобождение ФЛП — единщиков групп 1 и 2 от уплаты авансового взноса по ЕН, фиксация освобождения от РРО-ответственности, а также осуществления проверок.
Тут появляется вопрос: предполагаются ли данные разновидности военных льгот на территории, приведённые подразд. 3 разд. І Перечня No 309? Но все ответственные органы по этому поводу не проронили ни слова.Зарплата работника ФЛП в 2024: сроки выплаты, налогообложение, платежные документы
По нашему мнению, данный фискальный подход в ГНСУ с большой долей вероятности продолжат проталкивать в плане высвобождения от внесения сельскохозяйственного ЕН и МНО. Поскольку в таких разновидностях высвобождения упор делается собственно на внесение территорий в зоны АБД.
Ну, а в плане регламентации иных разновидностей льгот (внесения авансовых взносов ФЛП групп 1 и 2, РРО-ответственности и проверок) этот же метод, по нашему мнению, не получится распространить. Поскольку упор в таких случаях идет на сам итог внесения территории к такой, где проводятся какие-либо боевые действия (и возможные, и активные) или вероятна оккупация.
Даже когда фискалы и Правительство будут полагать, что подобные льготы не расширяют свою активность на территории, где проводятся АБД и действуют компьютерные информресурсы, а имеются в виду лишь территории ВБД, то это будет полная дискриминация и нарушение главного из основных принципов налогового учета — равенства всех плательщиков перед законом (п.п. 4.1.2 НКУ).
И пусть, после такого заключения Минфина, как в вышеуказанном письме, ждать можно что-либо, но велим, что ГНСУ не дадут ходу расширять данную парадигму этого письма на все факту, где налоговой нормативки или Закон об РРО отсылая на такой Перечень.