Какие территории не охватывает военное освобождение от налогов и что говорит Министерство финансов

02 мая 2024 Пригодится для: Предприниматели 1–3-я группы ЕН

Территории активных боевых действий (далее- АБД), на которые не раcпределяется военное освобождение (далее – ВО): неоднозначное мнение Минфина.

Какие территории не охватывает военное освобождение от налогов и что говорит Министерство финансов

Письмо Минфина от 29.12.2023 No 11230-09-62/37196

Для того, чтобы применить законодательство о ВО от налогов на землю, недвижимое имущество, а также экологический налог, необходимо проанализировать подраздел 2 раздела І Перечня No 309*. Подраздел 3 разд. I Перечня No 309 применим лишь в плане оказания услуг и не обладает отличительными чертами в плане обложения налогами.

На чем основывается освобождение. В период, пока не отменено ВП, по закону налогоплательщики обеспечены некоторыми льготами:

Подобные льготы действуют на (І) территории, где ведутся АБД и  (ІІ) и на временно оккупированные территории государства.Сотрудник не появляется на работе: возможно ли увольнение за прогул?

Существуют нюансы в Перечне No 309, который предполагает основания для освобождения от налогов. Для того, чтобы определится, обладает ли СХ правом на ВО, требуется регламентация Переченем No 309.

В Налоговой службе не раз про это сообщали и детально разъясняли гражданам (БЗ 106.07, 111.05 и 117.06).

Стоит не забывать, еще менее года назад Перечень No 309 был иным. Вот такое было его содержание до середины июля 2023 года:

в разд. І указывались:

  • территории ВБД — подраздел 1;
  • территории АБД — подраздел 2;

в разд. ІІ был детальный временно оккупированных территорий Украины.
У нас в связи с таким порядком возникает логичный вывод, что в данном Перечне под действие ВП попадают территории, оговоренные п подразделении 2 разделе І (территории АБД) и разд. ІІ (временно оккупированные). Поскольку подобное заключение является разумным и понятным.

31.07.2023 Минреинтеграции (приказом от 13.07.2023 No 199) внедрило корректировки в Перечень No 309. И тогда уже в разд. І Перечне No 309 ознаменовался очередной подраздел 3, а в нем уже пребывал перечень территорий АБД, на которых регламентируются государственные электронные информресурсы.

И тут имеем логично стоит спросить, а охватывает ли ВП те территории, которые указываются в подразд. 3 разд. І Перечня No 309?

Но в Налоговой службе пока не комментируют данный предмет обсуждения. Не было ясно, почему так происходит пока не было опубликовано письмо с позицией на беспокоящие граждан вопросы. Фискалы не горели желанием взять на себя ответственность.

Как это комментируют в Министерстве финансов? В своем письме Правительство отмечает, если территорию включают в зону АБД, на которой активны государственные электронные информресурсы, ту, что указывается в очередном подразд. 3 разд. І Перечня No 309, то на эту территорию возведение военных льгот не является рациональным.Переводы на карту, которые не облагаются налогом: наиболее распространенные виды доходов, не подлежащие налогообложению

И тут уже Кабмин поднимает целый перечень доводов, чтоб прояснить ситуацию:

  1. НКУ (точнее пп. 69.14, 69.16 и 69.22 подразд. 10 разд. XX НКУ) расширяет ВО от налогов лишь на те территории, что есть в АБД или на временно оккупированные территории. Это следует понимать как то, что не указаны отдельные факторы, такие как активность или отсутствие государственных компьютерных информресурсов на данных территориях;
  2. анонсирование в Перечне No 309 территории АБД, где активны электронные ресурсы, по их мнению, имеет цель предоставить некоторые услуги и тут речь не идет о налогах;
  3. даты начала БД, отмеченные для территорий АБД, где активны электронные ресурсы, не соответствуют датам старта БД, зафиксированных для территорий, где идут АБД (подразд. 2 разд. I Перечня No 309);
  4. с точки зрения Правительства, к территориям АБД, где регламентируются электронные ресурсы, внесены ОТГ, которые имеют отношение к территориям ВБД, на которые не распределяется ВО.

Что немаловажно, фискалы ведь по сути, как утверждают в Министерстве финансов, не противились расширению военных льгот на территории АБД, где действуют электронные ресурсы. Однако Министерство финансов не разделяет либеральную точку зрения, а на своих ресурсах говорит фискалам, что право на льготы обладают лишь территории, приведённые в подразд. 2 разд. І Перечня No 309, и это исключительно территории из «чистой» зоны АБД. Ну, и на территорию АБД, на которой активны компьютерные информресурсы (подразд. 3 разд. І Перечня No 309) ВО не охватывает.

Что мы имеем? В Правительстве утверждают, что, к примеру, определённые пограничные громады Сумщины, Херсонская громада (они как раз приведены в подразд. 3 разд. І Перечня No 309), которые постоянно пребывают под вражеским огнем, ВО не получают.

Что этому можно противопоставить, по нашему мнению? Такую точку зрения Правительства ни в коем случае нельзя принимать. Исходя из их указаний, нет возможности воспользоваться законными льготами, которые они сами же и утвердили.

Просто сравните:

1.) в НКУ действительно идет речь о том, что ВО охватывает территории АБД или временно оккупированные, указанные в Перечне No 309. И, главное, нигде в НКУ не отмечено, что имеются в виду именно территории, зафиксированные в подразд. 2 разд. І.
Основной аргумент для того, чтоб иметь льготы - быть внедрённым в список территорий АБД.

А вот то, что это всего лишь раздел, в котором записаны территории АБД, или раздел, где приведены территории АБД, на которых активны компьютерные информресурсы, предпосылок для льгот не имеется;

2.) в Перечне No 309, а также в постановлении Кабмина от 06.12.2022 No 1364 (для чего собственно в Минреинтеграции анонсировали Перечень No 309) не отмечено, что подразд. 3 разд. І ознаменовался лишь в связи с оказанием конкретных услуг и не говорится об предпосылках налогообложения. НКУ утверждает: когда устанавливаются территории, которые судя из Перечня No 309 пребывают в зоне АБД, только на них распределяется ВО. Территории, зафиксированные в подразд. 3 разд. І, пребывают в зоне АБД, ну и льготы также их касаются;

3.) Минфин однако решил сопоставить даты отмены АБД, приведённые в подразд. 2 разд. І Перечня No 309, с датами старта АБД, зафиксированными в подразд. 3 разд. І Перечня No 309. Ну, и естественно, что они не были одинаковыми.

Да и как им быть одинаковыми? Если отдельные территории попали под АБД, где функционируют компьютерные информсервисы (подразд. 3 разд. І), могли ранее не числится в «чистой» зоне АБД (подразд. 2 разд. І). Тут стоит не забыть про указанную выше Херсонскую громаду:

  • с 01.03.2022 и по 11.11.2022 громада была временно оккупирована;
  • с 11.11.2022 по 01.05.2023 числилась в зоне ВБД;
  • с 01.05.2023 перешла в зону АБД, на которых работают государственные компьютерные инфомресурсы;

4.) Минфину же уверен, что отдельные территории, отмеченные в подразд. 3 разд. І и занесенные в зону АБД, где активны компьютерные информресурсы, также указываются в подразд. 1 разд. І, то есть там, где сообщается о территориях ВБД.
Не сложно сравнить и информацию из подразд. 1 и 3 разд. І Перечня No 309, что подталкивает нас к выводам, и они таковы. Однозначно в подразд. 3 разд. І нет территорий, которые единовременно оговорены и в подразд. 1 разд. І.

В подразд. 3 разд. І указываются отдельные территории, что ранее подпадали под зону ВБД, однако их из документов удалили. А вот после появились в зоне АБД, где действуют компьютерные информресурсы.Etsy – основные аспекты работы с платформой и налогообложение полученных доходов

Вывод

Если подытожить все ранее изложенное, то стоит высказать наше мнение. Все территории, что внедрены в подразд. 3 разд. І Перечня No 309, обладают правом на военные льготы.

Но, вдруг, в Кабмине будут и далее стоять на той же позиции, придется столкнуться с предпринимателями с территорий из подразд. 3 розд І Перечня No 309, например из г. Очаков. Ведь Очаковская громада сейчас в зоне АБД с 24 февраля 2022 года. Сначала (с 24.02.2022 и по 01.06.2023) они были просто в зоне АБД (подразд. 2 разд. І Перечня No 309), а потом (с 01.06.2023 и поныне) были перемещены в зону АБД, где активны электронные ресурсы. Необходимо уточнить у них, насколько в плане АБД были изменения, стало ли менее разрушений, бомб и обстрелов оттого, что на их территории стартовали работу электронные ресурсы.

По сути комментариев Минфина все физлица и СХ Очаковской громады (а также других громад, где ведутся АБД и которые пребывают под огнем врага) теряют ВО от платы за землю, налога на недвижимость, экологического налога и так далее.

Даже фискалы уже разделяют такую точку зрения (см. письмо ГНСУ от 01.02.2024 No 574/ІПК/99-00-04-01-04, ІПК и разъяснение, от 6 февраля 2024 года на сайте ГНСУ).

И в правительстве, и в Налоговой рассуждают, что на список территорий, зафиксированных в подразд. 3 разд. І Перечня No 309, не действует ВО по плате за землю, налогу на недвижимость и эконалогу.

Но одновременно с этим регламентация Перечня No 309 не настолько узкое, чем для фиксации высвобождения от уплаты данных трех. Ведь в нем заключено высвобождение от уплаты сельскохозяйственного ЕН и МНО, высвобождение ФЛП — единщиков групп 1 и 2 от уплаты авансового взноса по ЕН, фиксация освобождения от РРО-ответственности, а также осуществления проверок.

Тут появляется вопрос: предполагаются ли данные разновидности военных льгот на территории, приведённые подразд. 3 разд. І Перечня No 309? Но все ответственные органы по этому поводу не проронили ни слова.Зарплата работника ФЛП в 2024: сроки выплаты, налогообложение, платежные документы

По нашему мнению, данный фискальный подход в ГНСУ с большой долей вероятности продолжат проталкивать в плане высвобождения от внесения сельскохозяйственного ЕН и МНО. Поскольку в таких разновидностях высвобождения упор делается собственно на внесение территорий в зоны АБД.

Ну, а в плане регламентации иных разновидностей льгот (внесения авансовых взносов ФЛП групп 1 и 2, РРО-ответственности и проверок) этот же метод, по нашему мнению, не получится распространить. Поскольку упор в таких случаях идет на сам итог внесения территории к такой, где проводятся какие-либо боевые действия (и возможные, и активные) или вероятна оккупация. 

Даже когда фискалы и Правительство будут полагать, что подобные льготы не расширяют свою активность на территории, где проводятся АБД и действуют компьютерные  информресурсы, а имеются в виду лишь территории ВБД, то это будет полная дискриминация и нарушение главного из основных принципов налогового учета — равенства всех плательщиков перед законом (п.п. 4.1.2 НКУ).

И пусть, после такого заключения Минфина, как в вышеуказанном письме, ждать можно что-либо, но велим, что ГНСУ не дадут ходу расширять данную парадигму этого письма на все факту, где налоговой нормативки или Закон об РРО отсылая на такой Перечень.

 

Впервые быстрые банковские кредиты для бизнеса онлайн

Подать заявку

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки