Договор комиссии

13 октября 2020

Что учесть при составлении договора комиссии, если вы посредник или комитент.

Договор комиссии похож на договор поручения, существенное отличие — по договору комиссии посредник действует от своего имени, а в договоре поручения поверенный действует от имени доверителя.

Как это работает

Стороны договора комиссии — комитент и комиссионер.

Комитент — по сути является заказчиком услуги. Это может быть производитель товара. Он передаёт свой товар на реализацию посреднику, при этом право собственности на товар к посреднику не переходит.

Комиссионер — он же посредник, от своего имени продаёт товар конечным потребителям в интересах и за счёт комитента. Отдаёт деньги, вырученные за товар, и только потом получает за свои услуги вознаграждение.

Посредник вправе заключать договоры субкомиссии.

Субкомиссионеры, также за комиссию, будут реализовывать товар комитента. За действия субкомиссионера перед комитентом отвечает посредник. Возможность привлекать субкомиссионеров нужно предусмотреть в договоре.

Не стоит заниматься посредничеством без письменного договора, это рискованно: комиссионер может остаться без вознаграждения, а комитент — без товара. 

Предмет договора

Предмет договора комиссии определяет:

  • что должен сделать комиссионер: продать товар или, наоборот, купить его по поручению комитента;
  • точное наименование товара и количество;
  • стоимость, по которой товар должен быть продан/куплен;
  • сроки, в которые комиссионер должен выполнить это обязательство, а комитент заплатить.

Может понадобиться дополнительная информация о товаре: бренд, производитель, точные характеристики и пр.

К примеру, если речь о закупке товара, важно согласовать в договоре требования к качеству и комплектации.

Если позиций много, ассортимент большой, а стоимость разная, эту информацию не обязательно указывать в договоре, а можно зафиксировать в приложении.

Можно прописать ограничения относительно территории деятельности комиссионера — регион, город, страна. Это актуально, если комитент заключает договоры с посредниками в разных регионах.

Комиссионер может потребовать для себя эксклюзивное право работы с комитентом на какой-то территории или с определённым товаром. Если право на эксклюзив прописано в договоре, комитент не сможет договориться о продаже своих товаров с другими посредниками. А если сделает это, его можно будет привлечь к ответственности, которую также следует прописать в договоре.

Комиссионное вознаграждение

Будет это процент или фиксированная сумма — стороны договариваются заранее и фиксируют в договоре.

Если договорились о проценте, пропишите порядок и способы определения этой суммы. Обычно это процент от стоимости проданного товара плюс компенсация затрат, понесённых в процессе продажи.

Размер комиссии зависит от товара — дорогой или нет, розничная торговля или опт, долгие продажи дорогих решений или, например, охранных систем и пр. Всё это предмет договорённостей.

Размер комиссии зависит ещё от многих нюансов — сложности товара, его базовой цены, сезонности, позиции поставщика. В любом случае модель расчёта комиссии надо подложить к договору.

Если комиссионная плата включает оплату услуг комиссионера и оплату его расходов, чётко пропишите:

  1. Какие статьи расходов комитент компенсирует: транспортировка, погрузка, аренда склада для хранения товаров и пр. И добавьте формулировку «Прочие затраты не подлежат возмещению».
  2. Определите объём затрат. Можно указать диапазон или верхнюю границу, например с формулировкой «не дороже…». Чтобы потом в списке расходов на компенсацию не всплыли дорогие маркетинговые услуги, услуги перевозчика стоимостью гораздо выше рынка и пр. Оговорённую сумму можно изменить даже после подписания договора и оформить изменения в виде допсоглашения, но только в тех случаях и на тех условиях, которые изначально согласованы с партнёром.
  3. Какие документы, подтверждающие расходы, должен предоставить комиссионер.

В процессе продажи могут возникнуть дополнительные расходы. К примеру, чистка одежды, которую клиенты испачкали во время примерки, курьер забрал вещи на доставку и пропал. Закрепите письменно, кто за это платит.

Требования к цене реализации

Продавать товар по рекомендованной комитентом цене — обязательное условие договора комиссии. Она не обязательно будет одинаковой для всех посредников, поэтому логично предусмотреть в договоре пункт о том, что цена реализации не должна быть выше, чем для других посредников, и той, по которой сам комитент реализует свой товар.

Например, посредник продаёт пальто за комиссию 30% от стоимости реализации.

Цена, по которой ему поручено продавать пальто, — 5 тыс. грн, комиссия посредника — 1,5 тыс. грн, 3,5 тыс. грн с одной единицы он должен перечислить поставщику.

Если сделал скидку и продал дешевле 3 тыс. грн, придётся доплатить из своего кармана, продал дороже — разницу передать комиссионеру.

По закону, если посредник провёл сделку по продаже на более выгодных условиях, чем определены комитентом, дополнительно полученная выгода принадлежит комитенту (ч. 2 ст. 1014 ГКУ).

Посредник может забрать часть такой сверхвыручки, но только если это оговорили и прописали в договоре.

При торговле сезонными товарами, товарами с ограниченным сроком годности можно предусмотреть возможность скидок по уведомлению поставщика.

Выплата вознаграждения

Если для выполнения своих обязательств посредник должен понести расходы, разумно предусмотреть предоплату; сумму и подачу подтверждающих документов по этому расходу также надо обговорить.

Оплата по факту предоставления услуги: раз в месяц в течение 15 дней после подписания акта или после продажи товара, если речь о долгосрочных продажах.

Покупатель может вернуть посреднику купленный товар, поэтому важно предусмотреть, за чей счёт возврат. Или же в договоре можно прописать, что деньги, полученные от покупателя, поставщик отправит комитенту не ранее 15 дней после продажи.

Комиссионер может продавать товар комитента за наличные, пропишите, как он будет передавать эти деньги.

Есть два способа получения комиссии посредника.

  1. Посредник передаёт комиссионеру вырученные деньги и сам удерживает свою комиссию. Единщикам так делать нельзя.
  2. Посредник передаёт всю вырученную сумму комитенту, а потом комитент перечисляет ему вознаграждение. Этот способ подходит посредникам-единщикам.

Работа посредника: отчёт комиссионера, приём товара и возвраты

Передача товара

Передачу товара от комитента посреднику оформляют документально — актом приёма-передачи товара.

Важно указать качество и оценочную стоимость, артикул и прочую информацию. Если товар пришёл не в полной комплектации, с браком, повредился при перевозке, всё нужно фиксировать. 

Срок действия договора

Срок действия договора устанавливается по договорённости сторон, стартует с момента подписания и не может быть меньше срока исполнения обязательств по договору.

Автопродление срока действия. Этот пункт можно предусмотреть в договоре, чтобы не подписывать новый.

Если срок договора закончился, а во время его действия были нарушения, ответственность за них стороны всё равно несут.

Права и обязанности сторон

В этом разделе описываете действия сторон в рамках договора.

Общая рекомендация — больше конкретики и меньше размытых и двусмысленных формулировок.

Так писать неправильно

Обязанности комиссионера:

1. Комиссионер обязуется предоставить комитенту отчёт, а также передать ему всё полученное от третьих лиц вследствие исполнения данного договора.

Правильно

Обязанности комиссионера:

1. Комиссионер обязуется предоставить комитенту отчёт не позже 15-го числа месяца, следующего за отчётным.

1.1.  В отчёте должно быть указано:

1.1.1 Количество заключённых договоров, их цена;

1.1.2 Затраты, понесённые комиссионером в процессе выполнения данного Договора;

1.1.3 Размер комиссионной платы комиссионера.

2. Комиссионер обязуется передать комитенту всё полученное от третьих лиц вследствие исполнения данного договора, а именно:

2.1 Денежные средства, полученные комиссионером от продажи товара комитента, перечисляются комиссионером на расчётный счёт комитента не позже 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Что относится к правам комиссионера:

  • получать оплату за предоставленные услуги в соответствии с условиями договора;
  • требовать от заказчика передачи согласованной информации (в т. ч. документов), а также передачи имущества, подлежащего продаже (указать способ передачи);
  • с согласия комитента заключить договор субкомиссии с третьим лицом (субкомиссионером), оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом;
  • право на компенсацию расходов, понесённых комиссионером в процессе исполнения данного договора;
  • отступить от указаний комитента, если этого требуют интересы комитента и комиссионер не мог предварительно спросить об этом комитента либо не получил в разумный срок ответа на свой запрос. В этом случае комиссионер должен уведомить комитента о допущенных отступлениях от его указаний, как только это станет возможным;
  • расторгнуть договор в одностороннем порядке в согласованном в договоре случае.

К обязанностям комиссионера может относиться:

  • предоставить услугу в установленном объёме и срок;
  • принять у комитента имущество, подлежащее продаже;
  • осмотреть передаваемое имущество, проверить его качество и комплектность, удостовериться в его пригодности для продажи;
  • в случае если при принятии от комитента имущества будут выявлены недостача или повреждение, немедленно сообщить об этом комитенту;
  • сохранять конфиденциальность информации, ставшей известной во время предоставления услуг;
  • составить и направить комитенту отчёт комиссионера и акт приема-передачи оказанных услуг в согласованный срок.

 К правам комитента может относиться:

  • в любой момент отказаться от договора при условии возмещения комиссионеру убытков;
  • получать информацию о ходе выполнения обязательств комиссионером в соответствии с условиями договора;
  • реализовывать товары не только через комиссионера, но и с помощью других посредников, за исключением случаев, прямо указанных в договоре.

К обязанностям комитента может относиться:

  • передать информацию (в т. ч. документы), а также имущество, необходимое для оказания услуг;
  • своевременно подписать и отправить заказчику акт приёма-передачи оказанных услуг или мотивированный отказ от его подписания;
  • не требовать совершения юридических действий, противоречащих положениям законодательства;
  • сообщать комиссионеру о любых изменениях и событиях, влияющих на надлежащее исполнение услуг комиссионером;
  • оплатить услуги комиссионера в полном объёме;
  • компенсировать исполнителю расходы, понесённые им до момента наступления невозможности оказания услуги не по его вине.

Отчёт комиссионера

Приёмка и передача предоставленных услуг по договору комиссии происходит так.

Комиссионер предоставляет комитенту отчёт и передаёт полученные деньги или товар (ч. 1 ст. 1022 ГКУ). Составляется акт оказания услуг, и комитент выплачивает вознаграждение.

Какая информация должна быть в отчёте и в какой срок его должен предоставить комиссионер, лучше предусмотреть заранее. Отчёт комиссионера — первичный документ, перечень обязательных реквизитов перечислен в п. 2 ст. 9 ЗУ «О бухучёте».

Периодичность подачи отчёта устанавливается по договорённости — раз в месяц, раз в квартал, в течение 20 дней после продажи, если речь о длительных сделках, например продаже дорогостоящего оборудования.

Когда комиссионер совершает сделки от имени комитента, он оказывает ему услугу. А это значит, что нужен документ — акт предоставления услуг. В нём-то и будет отражена информация о том, что комиссионер передал всё полученное за продажу товара в денежной или материальной форме, и сумма вознаграждения.

Отчёт и акт нужно хранить минимум 1095 дней с момента подачи налоговой отчётности, для составления которой использовались данные в этих документах (ч. 3 ст. 44 НКУ). Также их могут потребовать налоговики, когда будут проводить проверку (пп.пп. 16.1.5 и 85.4 НКУ).

Обмен документами

Пропишите, какой способ обмена документами, как посредник будет отправлять отчёт — по почте или через специальное програмное обеспечение с наложением ЭЦП, в каких случаях цены на товар могут быть изменены и как это оформляется и пр.

Ответственность сторон

Штрафовать можно за любое действие или бездействие в рамках договора.

Например, за несвоевременное предоставление отчёта комиссионера, несвоевременную передачу денег, просрочку передачи товара или денег, акта выполненных работ и т. п.

Ответственность можно определить в виде штрафа и возмещения убытков (реальные убытки и/или упущенная выгода).

Обязательно укажите, что оплата штрафа и убытков не отменяет обязанности выполнить свои обязательства.

Что ещё учесть

  1. Чтобы заниматься посреднической деятельностью, нужны специальные КВЭДы (например, группы 46.1 или 47.1).
  2. Все изменения и дополнения к договору вносятся в письменной форме и подписываются с двух сторон, в виде приложений или допсоглашений.
  3. Не забывайте пункт о конфиденциальности, если передаёте информацию конфиденциального характера, обычно это прописывают в разделе «Права и обязанности сторон».
  4. В разделе «Термины и определения» расшифруйте специфические понятия и термины, чтобы стороны одинаково понимали, о чём речь. Например, в договоре можно указывать оценочную стоимость переданного товара и стоимость, по которой комитент поручает продать товар. Назовите их по-разному и дайте каждому определение, чтобы не запутаться.
  5. Если заключаете договор в электронной форме (ст.ст. 205207 ГКУ), пропишите возможность совершения, подписания, заключения в электронном виде с применением электронной подписи.

Форс-мажор

Форс-мажор — это обстоятельство непреодолимой силы, которое стороны не могли предвидеть и из-за которого не могут выполнить свои обязательства. В договорах обычно предусматривают освобождение от ответственности в случае наступления таких обстоятельств. Но это не значит, что обязанности вообще не придётся выполнять.

Пропишите достаточный срок для получения документов, подтверждающих форс-мажор (обычно сертификат ТППТоргово-промышленная палата), на случай ажиотажа.

Подписывайтесь только под тем, что понимаете

Александр Пидворчан, юрист (pidvorchan@gmail.com)

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки