Как составить договор подряда

23 сентября 2020

Договором подряда оформляют работы с передачей их результата заказчику.

Это всё связанное с изготовлением, обработкой, переработкой, ремонтом и др. работами (ч. 2 ст. 837 ГКУ).

Договор о предоставлении услуг

Стороны договора

В договоре подряда это заказчик и подрядчик, это может быть: обычное физлицо, юрлицо, предприниматель.

Если заказчик — физлицо и заказывает работы для личных нужд, заключаете договор бытового подряда. На ваши правоотношения распространяется ЗУ «О защите прав потребителей».

Что предпринимателю нужно знать о правах покупателей

Особенности такого договора:

  • договор является публичным;
  • подрядчик не вправе навязывать заказчику дополнительные работы или услуги (ч. 1 ст. 867 ГКУ);
  • подрядчик обязан до заключения договора предоставить заказчику достоверную информацию о видах и особенностях предлагаемых работ, цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие сведения, касающиеся договора (ст. 868 ГКУ);
  • заказчик в любое время до сдачи ему работы в одностороннем порядке может отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально выполненной работе (ч. 2 ст. 867 ГКУ).

Исполнитель может привлечь к выполнению договора субподрядчиков, но отвечать за нарушения всё равно будет он.

Предмет договора подряда

Предмет договора определяет состав, вид и объём подлежащих выполнению работ, а также результат, на получение которого рассчитывает заказчик.

Когда невозможно указать состав, вид и объём работ в предмете договора, тогда их выносят в техническую документацию/техзадание.

Если по договору техзадание разрабатывается после его подписания, опишите в договоре порядок предоставления и согласования документа:

  • кто составляет ТЗ;
  • срок и стоимость составления;
  • требования к форме и содержанию;
  • как происходит согласование ТЗ.

Если состав и объём работ будет меняться, пропишите, при каких условиях (например, внесение изменений в проектную документацию), а также место (адрес) выполнения работ.

Цена

Устанавливается по договорённости сторон: фиксированная или описывается порядок и способ её определения.

Если по договору выполняются различные виды работ, большие по объёму — цену определяют в смете. Укажите, возможно ли изменение сметы, если да, то при каких условиях (например, изменение стоимости материалов, допработы, изменение налогового законодательства и т. п.). Изменения оформляют уведомлением о превышении сметы с последующим внесением в неё изменений.

Способ оплаты

За свою работу подрядчик получает вознаграждение. Укажите срок оплаты, с какого момента он рассчитывается.

Договор ГПХ с предпринимателем

Предоплата и оплата частями: если вы исполнитель, настаивайте на таком варианте, особенно если при выполнении договора есть расходы на закупку материалов, проезд и пр., к тому же уже выполненные работы нельзя вернуть, в отличие от товара.

Расчёты с контрагетами: предоплата, отсрочка платежа, оплата частями

Оплата по факту выполнения работ — выгодна заказчику, деньги дольше остаются в обороте.

Если в процессе выполнения работ используется электроэнергия, вода и пр., укажите, кто оплачивает.

Можно указать цену работ в привязке к доллару США или евро.

Вообще по закону денежные обязательства должны исполняться в гривне (ч. 1 ст. 533 ГКУ), но допускается использование денежного эквивалента в валюте (ч. 2 ст. 524 ГКУ).

В таком случае заказчик будет платить в гривнах, но по курсу валюты на день платежа. Также можно предусмотреть возможность перерасчёта, если гривна подешевела относительно доллара США на значительный процент.

Договоры ГПХ с физическими лицами

Срок действия

Это время, в течение которого существуют обязательства сторон по договору. Оно не может быть меньше, чем срок исполнения обязательств по договору.

Срок договора устанавливается по договорённости сторон и начинается с момента подписания.

При долгосрочном сотрудничестве предусматривают пункт об автоматическом продлении договора после окончания на тот же срок, чтобы не подписывать новый.

После окончания срока действия договора стороны не освобождаются от ответственности за его нарушения, которые имели место во время действия.

Инструмент и материалы

Важно указать, какие материалы, оборудование, техника используются в работе, кто, как и в каком количестве их предоставляет. Что ещё учесть:

  1. Каким стандартам качества должны отвечать материалы, оборудование и пр. и какими документами, в каком порядке это должно подтверждаться.
  2. Должен ли подрядчик согласовывать с заказчиком поставщиков материалов.
  3. Кто несёт риск при реслучайной гибели или порче материалов, оборудования, пр.
  4. Нужен ли отчёт об использовании материала: какие нормы расхода передаваемых материалов, сроки возврата оставшихся.
  5. Что делать с отходами.
  6. Охрана: особенно важно предусмотреть этот момент, если вы исполнитель и речь о ремонтных или строительных работах: где хранятся инструменты, как организована их охрана, порядок доступа, если работы выполняются на объекте заказчика. Кражи инструментов довольно частая проблема, если у заказчика работает несколько подрядчиков. А сама пропажа инструментов и материалов может съесть значительную часть прибыли от сделки.
  7. Передача инструмента: когда заказчик предоставляет инструменты на возвратной основе подрядчику, оформляйте по акту приема-передачи с указанием их оценочной стоимости. Предусмотрите сроки передачи и возврата инструмента (материалов).

Принимаете материалы от заказчика — проверьте их, вы обязаны уведомить заказчика, если они непригодны и недоброкачественны (ч. 1 ст. 847 ГКУ).

Недоброкачественным считается материал, который не соответствует требованиям ДСТУ, техстандартам и условиям. Непригодный материал может быть качественным, но по характеристикам не может быть использован для достижения результата по договору.

Аргументированное уведомление о непригодных материалах/инструментах составляете на бумаге (для материалов — укажите в акте приёма-передачи) и, если целесообразно, с техническими расчётами, чтобы избежать споров.

Исполнитель вправе отказаться от договора и требовать возместить убытки, если:

  • заказчик отказался заменить некачественные материалы / указания относительно способа выполнения работ, не устранил обстоятельства, угрожающие качеству или пригодности результата работы;
  • действия заказчика ведут к нарушению санитарных правил, угрозе жизни и здоровью людей.

Срок выполнения работ

Если до начала работ согласовывается техзадание или заказчик передаёт подрядчику какую-либо вещь, документы, в договоре надо прописать, что старт работ — после такого согласования и передачи. Также определите, чем подтверждается передача.

Укажите дату начала и дату окончания работ, возможно ли закончить и передать работу досрочно.

Если работа предполагает несколько этапов, каждый со своим сроком, можно вынести эти сроки в календарный план работ.

Предусмотрите несколько ситуаций, при которых сроки пересматриваются, например, заказчик вовремя не передал проектную документацию, в расчётах заказчика ошибки, невозможно продолжать работы, срыв сроков расчётов и пр. Укажите, как происходит согласование изменения сроков: достаточно уведомления или нужно подписать допсоглашение.

Права и обязанности сторон

Все варианты прав и обязанностей сторон в рамках одной статьи прописать нереально. Ведь у каждой работы свои особенности: обязанности подрядчика по ремонту промышленного оборудования отличаются от обязанностей подрядчика по строительным работам.

Важно прописывать обязанности конкретно и избегать двусмысленности в формулировках.

Неправильно

Обязанности Заказчика:

1. Заказчик обязуется обеспечить Подрядчику необходимые условия для выполнения работ.

Правильно

Обязанности Заказчика:

1. Заказчик обязуется обеспечить Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, а именно:

1.1.  Передать Подрядчику проектную и техническую документацию в объёме, необходимом для выполнения работ по настоящему Договору.

1.2.  Передать Подрядчику в течение пяти рабочих дней с даты подписания настоящего Договора по акту-допуску строительную площадку.

1.3. Обеспечить охрану объекта с начала выполнения работ до передачи Заказчику работ по настоящему договору. Принимать ежедневно под охрану материалы, выполненные работы, инструменты и инвентарь Подрядчика.

К правам подрядчика может относиться:

  1. получать оплату за выполненные работы в соответствии с условиями договора;
  2. требовать от заказчика передачи согласованных документов или материалов, необходимых для выполнения работ;
  3. требовать возмещения причинённых убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, переносом сроков выполнения работы, или повышения цены работы, в случае если заказчик не содействует выполнению работ в установленных договором случаях, объёме или порядке (ч. 1 ст. 850 ГКУ);
  4. придержать результат работы, а также оборудование, остаток неиспользованного материала и другое имущество заказчика в случае неуплаты заказчиком цены работы или иных платежей (ст. 856 ГКУ);
  5. отказаться от договора подряда, если заказчик, несмотря на своевременное предупреждение со стороны подрядчика, в соответствующий срок не заменит недоброкачественный или непригодный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы или не устранит иных обстоятельств, угрожающих качеству или пригодности результата работы (ч. 1 ст. 548 ГКУ).

К обязанностям подрядчика может относиться:

  1. выполнить все работы в объёме и сроки, предусмотренные договором и приложениями к нему, и передать результат работ заказчику;
  2. предоставлять заказчику (укажите, когда именно) информацию о ходе выполнения работ, в том числе об отклонении от графика их выполнения (причины, меры по устранению отклонения и т. д.), результаты осуществления контроля за качеством выполняемых работ, материальных ресурсов;
  3. в течение 5 (пяти) календарных дней с момента окончания работ составить и направить заказчику отчёт об использовании материала заказчика;
  4. в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента окончания работ вывезти за пределы объекта заказчика принадлежащее подрядчику оборудование, инструменты, приборы, инвентарь, строительные материалы, изделия, конструкции, а также мусор;
  5. передать заказчику вместе с результатом работы информацию по эксплуатации предмета договора подряда в письменной форме (ст. 861 ГКУ);
  6. в течение 5 (пяти) календарных дней с момента получения проверить комплектность переданной заказчиком документации;
  7. сохранять конфиденциальность информации, ставшей известной во время предоставления услуг;
  8. составить и направить заказчику акт приема-передачи выполненных работ в согласованный срок.

К правам заказчика может относиться:

  1. в любое время проверять ход и качество работы, не вмешиваясь в деятельность подрядчика;
  2. в случае выявления недостатков назначить подрядчику срок для их устранения, а в случае невыполнения подрядчиком этого требования — отказаться от договора подряда и требовать возмещения убытков или поручить исправление работы другому лицу за счёт подрядчика;
  3. отказаться от договора подряда и требовать возмещения убытков, если подрядчик своевременно не начал работу или выполняет её настолько медленно, что окончание её в срок становится явно невозможным;
  4. в любое время до окончания работы отказаться от договора подряда, выплатив подрядчику плату за выполненную часть работы и возместив ему убытки, причинённые расторжением договора.

К обязанностям заказчика может относиться:

  1. обеспечить подрядчику необходимые условия для выполнения работ, а именно: (перечисляем);
  2. заменить по требованию подрядчика в срок (указать) недоброкачественный или непригодный материал;
  3. оказывать содействие подрядчику в выполнении работы путём (пишем, в каких случаях, в каком объёме и порядке);
  4. своевременно, в сроки, указанные в договоре, осуществить принятие и оплату работ;
  5. передать подрядчику согласованные документы и материалы, необходимые для выполнения работ (указать способ передачи), не позднее двух дней до начала работ;
  6. своевременно подписать и отправить заказчику акт приёма-передачи выполненных работ или мотивированный отказ от его подписания;
  7. не требовать совершения действий, противоречащих положениям законодательства;
  8. сообщать подрядчику о любых изменениях и событиях, влияющих на надлежащее выполнение работ подрядчиком.

Гарантии качества работ

Результат работ в момент их передачи заказчику должен соответствовать качеству и критериям, указанным в договоре /приложении, или требованиям, которые обычно предъявляют к результатам таких работ.

Укажите, на какие работы, возможно, на все, распространяется гарантия качества со стороны подрядчика и на какой срок, с какого момента он рассчитывается.

Опишите, каким образом фиксируются выявленные недостатки (скрытые тоже) и дефекты выполненных работ, нужна ли экспертиза и в какой срок подрядчик должен их устранить. Кто должен подписать документ с зафиксированными недостатками и что делать, если подрядчика нет.

Приём-передача выполненных работ

Пропишите, что является подтверждением выполнения работы. Традиционно это подписанный акт приёма-передачи выполненных работ. Можно предусмотреть подписание промежуточных актов.

Подписывать акт должно только уполномоченное лицо — директор предприятия, ФЛП или лицо по доверенности.

Никогда не подписывайте акт до осмотра результата работ.

Акт — первичный документ, нужен для ведения учёта доходов, расходов, хранить нужно минимум 1095 дней с момента подачи отчётности, для составления которой его использовали (ч. 3 ст. 44 НКУ).

Первичные документы у предпринимателя

Обнаружили при приёмке дефекты и недостатки

Укажите в договоре, как будете уведомлять об этом подрядчика. Это важно, так как согласно ст. 853 ГКУ, если после осмотра результата работ заказчик немедленно не заявит о выявленных явных недостатках или об отступлениях от договора, он в дальнейшем утратит право ссылаться на них.

Поэтому изначально пропишите в договоре, что делать:

  1. Как и в какой срок устраняются недостатки, выявленные при приёмке работ.
  2. В каком документе фиксируются недостатки (дефекты), кто должен подписать. Какой порядок действий, если одной из сторон нет, а её подпись нужна.
  3. Как уведомить подрядчика.

Ответственность

Определите ответственность сторон и порядок её применения. Пропишите, что оплата штрафа и убытков не отменяет обязанности выполнить свои обязательства по договору.

Форс-мажор

Форс-мажор — это обстоятельство непреодолимой силы, которое стороны не могли предвидеть и из-за которого не могут выполнить свои обязательства. В договорах обычно предусматривают освобождение от ответственности в случае наступления таких обстоятельств.

Но это не значит, что обязанности вообще не придётся выполнять.

Пропишите достаточный срок для получения документов, подтверждающих форс-мажор (обычно сертификат ТППТоргово-промышленная палата), на случай ажиотажа.

Подписывайтесь только под тем, что понимаете

Александр Пидворчан, юрист (pidvorchan@gmail.com)

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки