Программный РРО: эквайринг, КУРО, приложения

13 августа 2020 Пригодится для: Предприниматели

Программный РРО передаёт расчётные документы и фискальные отчётные чеки на сервер налоговой. Регистрируется как РРО стационарный.

ПРРОПрограммный регистратор расчётных операций — это программа или приложение, в котором реализованы фискальные функции, использовать можно на смартфоне, планшете и программных комплексах.

Как предпринимателям использовать РРО с 1 августа

ПРРО — удобный вариант, особенно для маленьких ФЛП, которые вынуждены проводить расчёты через РРО, потому что превысили лимит в 1 млн грн, торгуют сложными бытовыми товарами, подлежащими гарантийному ремонту (весь перечень в Постановлении КМУ № 231), лекарства и медизделия, изделия из драгметалов и камней, подакцизные товары.

Ограничений по использованию почти нет, нельзя применять только розничным торговцам топливом.

КУРО на ПРРО

На обычный аппаратный РРО регистрируют КУРО, чтобы не прекращать торговлю, когда на точке вдруг пропал свет или устройство вышло из строя. В такие моменты надо каждую продажу проводить через КУРО.

Когда ФЛП используют КУРО

А вот с ПРРОПрограммный регистратор расчётных операций совсем другая история, поскольку вся информация об операциях, проведённых через РРО, и так попадает на фискальный сервер.

Даже когда нет интернета или связи с сервером ГНСГосударственная налоговая служба , можно проводить операции в режиме офлайн. 

В чеках будет содержаться указание, что операция проведена в автономном режиме, и контрольное число (консультация в ЗІР, подкатегория 109.10).

А когда связь восстановится, вы просто подадите в налоговую данные по чекам, созданным в офлайн-режиме. Сделать это нужно в течение часа. И отдельно сообщить ГНС время и дату, когда связь восстановилась.

Есть ограничение по времени: в офлайн-режиме программный РРО можно использовать не более 36 ч подряд, в месяц — не более 168 ч.

То есть регистрировать КУРО на ПРРО нет необходимости.

Чек ПРРО

ПРРОПрограммный регистратор расчётных операций формирует электронные чеки, они приравнены к бумажным. То есть покупатель в случае возврата товара может предъявить такой чек.

В чеках, сформированных в офлайн-режиме, будет отметка об этом и контрольное число, в остальном бумажный и электронный чек одинаковы. 

Учёт товарных запасов

ФЛП теперь обязаны вести товарный учёт и хранить первичные документы на товар (п.12 ст.3 ЗУ «Об РРО») и предоставлять их налоговикам при проверке.

Исключение — предприниматели на едином налоге без НДС, но только те, кто не обязан использовать РРО/ПРРО.

Также обязаны такой учёт вести все ФЛП на общей системе.

Как именно вести учёт — непонятно, ведь порядка ведения учёта товарных запасов нет, а вести бухучёт ФЛП не обязаны. Значит, как минимум, вам надо позаботиться о наличии документов на приобретенные товары.

Если вы ФЛП-единщики и продаёте сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту, лекарства, медизделия, изделия из драгметаллов и камней, — учёт товарных запасов вам вести надо. Это сложно устроить, если точек у вас несколько, а документы хранятся в офисе.

Товары без документов могут признать бесплатно полученными.

Какой датой оприходовать наличные

Оприходовать наличные в кассе надо на дату проведения расчёта с участием наличных денег через ПРРО (п. 11 Положения № 148).

Фактически это дата создания электронного чека, передачи его на фискальный сервер налоговой и сообщения для его регистрации и долгосрочного хранения.

Использую просто РРО, хочу ПРРО

Если используете сейчас аппаратный РРО, можете продолжать это делать, пока срок его эксплуатации не закончится.

Переходить на ПРРО не обязательно, но можно, если хочется.

Что делать, если решили, что больше не хотите использовать обычный РРО: можете вместо него зарегистрировать программный (консультация в ЗІР, подкатегория 109.24).

Но сначала вам нужно снять с регистрации ваше текущее устройство, для этого подаёте заявление в налоговую, можно через кабинет плательщика.

И уже потом надо скачать ПРРО на устройство, на котором будете его использовать, и подать заявление на регистрацию на фискальном сервере программного РРО.

Можно ли использовать и обычный РРО, и программный? Мы не нашли запрета в нормативке.

Что с POS-терминалами

Использовать POS-терминалы для приёма оплаты картами может любой ФЛП, даже если он не обязан использовать РРО. Для этого нужно открыть счёт и заключить договор торгового эквайринга с банком. Мы подробно писали о подключении эквайринга в статье.

Торговый эквайринг: подключение, комиссия, абонплата и учёт

А вот ФЛП, которые используют РРО, обязаны принимать оплаты картами через POS-терминал на точках. Это касается и пользователей программных РРО.

Выбирать программные POS-терминалов пока нет, но активно тестируется технология Visa — Tap to Phone, с помощью которой можно принимать оплаты со смартфонами на Android с NFC.

Также можно рассмотреть решение от «Смарт Касса» — мобильный платёжный терминал с фискальными функциями ПРРО, стоит 13800 грн на «Розетке».

Программный РРО от ГНС 

Налоговая, как и обещала, разработала ПРРО, программа бесплатная. Протестировать её могут даже предприниматели, которые использовать РРО пока вообще не обязаны.

Скачать ПРРО от налоговиков можно на сайте ГНС. Налоговики подготовились и дали несколько разъяснений, как использовать программу. Продлили работу контакт-центра до 20:00 и готовы отвечать на вопросы пользователей.

ПРРО и ЭЦП

ПРРО передаёт данные об операциях на фискальный сервер с помощью ЭЦПЭлектронная цифровая подпись. Чтобы начать использовать ЭЦП для подписи чеков, которые будете передавать на сервер, надо сначала зарегистрировать сертификат ключа ЭЦП.

Сделать это можно через кабинет плательщика, меню «Программный РРО», раздел «Кассиры».

Какие ещё есть варианты, кроме ПРРО от налоговой

Вы не обязаны использовать решение налоговой, есть и другие варианты, но почти все они пока работают в бета-версиях. 

Какой выбрать, рекомендовать не можем, отзывов, как работают эти решения в боевых условиях, мы не нашли.

  1. «Смарт Касса». Приложение для торговцев, сферы услуг и онлайн-бизнеса. Об устройстве написали выше.
  2. Мобильное приложение Checkbox. Анонсирован выход в бету. Формировать чеки можно в приложении или чат-боте, на веб-странице. Обещают в будущем интеграцию с 1С и плагины для подключения к CMS-системам онлайн-магазинов, типа Wordpress. Подключить можно на наземной точке и в интернет-магазине. До октября можно пользоваться бесплатно. Потом решение для малого бизнеса — 149 грн в месяц за одну кассу. 
  3. Также в бета-версии работает «Вчасно. Касса». Тариф до 300 чеков в месяц — бесплатный. 99 грн за одну кассу и формирование неограниченного количества чеков. 
  4. Fondy предлагает решение для онлайн-магазинов.  

Задайте свой вопрос

Все вопросы

Будьте всегда в курсе

Подпишитесь и получайте на почту свежие статьи о ведении бизнеса
и новостной дайджест.

Подборки