Торговый эквайринг: подключение, комиссия, абонплата и учёт
15 октября 2019 Пригодится для: Предприниматели
Когда ФЛП обязаны подключить POS-терминал, а когда нет, от чего зависит размер абонплаты, как отражать в учёте оплаты через эквайринг.

Когда подключать эквайринг обязательно
В законодательстве не прописано, что ФЛПФизическое лицо — предприниматель поголовно обязаны установить терминалы для приёма оплат картами.
Но если используете РРОРегистратор расчётных операций (кассовый аппарат)., вы обязаны обеспечить приём оплат платёжными картами (п. 1 Постановления КМУ № 878).
Ещё обязанность СПД обеспечить приём оплат с применением платёжных карточек прописана в п. 18 Правил розничной торговли непродовольственными товарами.
РРО: кому использовать и как регистрировать
Сколько терминалов устанавливать
Если на точке один РРО, устанавливаете один терминал.
А вообще платёжных терминалов должно быть не менее 50% от количества РРО.
Чтобы посчитать, сколько терминалов нужно установить на точке, где подключено нечётное количество РРО, округлите число необходимых терминалов в большую сторону: на три РРО должно быть два платёжных терминала.
Как предпринимателям использовать РРО в 2020 году
POS-терминалы можно не устанавливать
Если предприниматель не использует РРО (п. 296.10 НКУ). Вместе с тем такие ФЛП могут по желанию установить терминал, чтобы обслуживать клиентов с платёжными картами (консультация в ЗІР, подкатегория 109.10).
Часто ФЛП устанавливают терминалы, а потом отказываются принимать через них оплаты из-за надуманных причин: нет связи с банком, поломался. Так делают, чтобы не показывать большие обороты и сохранить право не применять РРО, который обязательно надо использовать, если доход в течение года превысил 1 млн грн.
ФЛП отключает POS-терминал, чтобы сэкономить: что будет
Кого могут обязать устанавить терминалы
Минэкономразвития опубликовал проект постановления КМУ «Об утверждении требований к субъектам хозяйствования по приёму электронных платёжных средств», согласно которому, до 1 января 2020 г. установить терминалы должны СПД, которые:
- продают технически сложные бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту (кроме торговли авто, деталями для автотранспортных средств, деталями и принадлежностями к ним);
продают подакцизные товары; - продают лекарственные средства, медизделия;
- продают ювелирные и бытовые изделия из драгоценных металлов и камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
- предоставляют жилищно-коммунальные услуги;
- ведут медицинскую и стоматологическую практику;
- турагентства, туроператоры и те, кто предоставляет другие услуги бронирования и ведёт связанную с этим деятельность;
- гостиницы и подобные средства временного размещения;
- рестораны, заведения общепита, кроме учреждений без зала обслуживания потребителей.
До 1 июля 2020 г. подключить POS-терминалы обязаны будут СПД, которые:
- продают авто и детали для них;
- выполняют техобслуживание и ремонт авто и мотоциклов;
- торгуют деталями для мотоциклов;
- сдают в аренду авто;
- ведут почтовую и курьерскую деятельность;
- занимаются ж/д, авто-, водными или воздушными перевозками пассажиров;
- ведут деятельность фитнес-центров;
- ведут деятельность в сфере культуры;
- учреждения здравоохранения (больничные учреждения) независимо от форм собственности;
занимаются страхованием.
А до 1 января 2021 г. подключить POS-терминалы надо будет всем СПД, которые продают товары и оказывают услуги, если стоимость единицы товара или услуги больше 850 грн (это 50 НМДГ).
ФЛП на едином налоге: лимит в 1 млн грн и РРО
Установка и условия использования
Банк, который отвечает за проведение платежей по картам, называется банком-эквайером. Далеко не все банки предоставляют услуги эквайринга.
Если решили подключить торговый эквайринг, действуете так: подписываете договор эквайринга, вам передают терминал в аренду, а за проведённые платежи снимают комиссию от оборота.
Для каждого заведения условия обслуживания устанавливают индивидуально. Они могут зависеть от рода деятельности, местоположения, выручки.
На что стоит обратить внимание:
Ежемесячная абонплата за пользование терминалом. Абонплата может быть до 500 грн в месяц или зависеть от оборотов по терминалу. Внимательно читайте договор, банки оставляют за собой право изменять тарифы (абонплату и комиссию), поэтому узнайте, за какое время и каким образом вас уведомят об этом.
К примеру, абонплату могут повысить, если обороты по терминалу маленькие.
Комиссия за платёж. За каждую проведённую через терминал оплату банк взимает комиссию — до 3% от суммы. Часто при расчёте карточками банка, предоставившего вам терминал, комиссия ниже, к примеру 1−1,5%, а для карточек других банков — выше, около 3%.
Условия обслуживания устанавливают индивидуально, в зависимости от оборотов, месторасположения точки. Со временем можно обратиться в банк с просьбой пересмотреть размер комиссии.
Когда зачислят деньги на счёт. Обязательно уточните перед подписанием договора. Обычно деньги на предпринимательский счёт зачисляются на следующий день после проведения оплаты. Но бывает, что и на 3-й.
Терминал поломался: как быстро банк устранит поломки или заменит устройство. Это важно, особенно если используете РРО, ведь вы обязаны обеспечить приём оплат платёжными картами.
Расторжение договора и возврат устройства в банк. Уточните, как выглядит эта процедура. Достаточно ли телефонного звонка или обязательно идти в отделение банка; сколько дней занимает демонтаж терминала.
У ФЛП торговые точки в разных городах
Возможны два варианта: либо заключаете единый договор эквайринга для всех точек и составляете приложения по каждой точке, либо в каждом населённом пункте заключается отдельный договор с местным отделением банка.
Что нужно знать о терминале
Модели POS-терминалов бывают стационарными и переносными, с цветными дисплеями и чёрно-белыми, возможностью принимать бесконтактные оплаты. Правда, предпринимателям часто достаются старые, нестабильно работающие модели без современных наворотов.
Обязательно уточняйте, принимает ли модель POS-терминала к оплате бесконтактные карты и оплаты через Google Pay и Apple Pay.
Поинтересуйтесь, интегрируются они напрямую с кассовым аппаратом или нет.
Есть модели мобильных терминалов — подсоединяются к смартфону или планшету, их удобно использовать курьерам, на ярмарках, в уличной торговле. В подтверждение оплаты формируется электронный чек — отправить покупателю можно по SMS или по электронной почте.
Если в помещении работает несколько ФЛП. В модели терминала должна быть предусмотрена возможность принимать оплаты на два разных ФЛП.
Несколько ФЛП в одном помещении
МСС-код продавца
Это категория продавца, присваивается точке при настройке POS-терминала — «продукты», «кафе и рестораны», «одежда» и пр. Позаботьтесь, чтобы такая категория была присвоена и вашей точке. Банки всячески поощряют клиентов использовать карты при оплате покупок и возвращают процент с покупок по определённой категории товара в виде кешбэка.
Документы для договора эквайринга
Перечень документов для подписания договора эквайринга в разных банках может отличаться. Вас попросят предоставить копии четырёх страниц паспорта и РНУКПНРегистрационный номер учётной карточки плательщика налогов (ранее ИНН), справку о наличии текущего счёта в банке, документы на право собственности или аренды помещения, в котором будет установлен терминал, могут попросить предоставить фото. Остальные документы — по запросу.
Подключение и обслуживание
Установка POS-терминала и, при необходимости, подключение его к РРО — задача банка. После подписания договора терминал вам подключат в срок от 3 дней до двух недель.
Терминалы работают через проводной и мобильный интернет, GPRS и телефонную сеть. Для переносных терминалов нужна беспроводная связь. Позаботиться о ней вам надо заблаговременно.
Как работать с терминалом — принимать и отменять оплаты, что делать, если нет связи с банком, и пр. — вас обучат сотрудники банка.
Какую сумму включать в доход при приёме оплат через POS-терминал
Если принимаете оплаты от клиентов или покупателей через POS-терминал, банк списывает комиссию со всех проведённых через устройство платежей. Обычно это 2% от суммы.
ФЛП-единщикам в книге учёта доходов надо отражать сумму, которая поступила на предпринимательский счёт после списания комиссии банком (консультация в ЗІР, подкатегория 107.04).
Но у налоговиков есть ещё одна позиция, которую они озвучили в ИНКИндивидуальная налоговая консультация.: СПД должен включать в доход сумму продажи с учётом комиссии (ИНК ГФС в г. Киеве от 18.04.2019 г. № 1665/Х/26-15-13-06-12-ІПК). И несмотря на то, что это прописано в индивидуальной консультации, помните, что у налоговиков есть такая привычка — индивидуальные консультации применять ко всем плательщикам.
Так как единого мнения нет, рекомендуем обратиться за индивидуальным разъяснением в налоговую и действовать, как распишут налоговики.
Или отражать всю сумму операции, с учётом комиссии банка, чтобы избежать занижения дохода и доначисления его в ходе проверки.
Комиссия включается в расходы ФЛП на ОС. Комиссия за эквайринг — это плата за расчётно-кассовое обслуживание, а его относят к документально подтверждённым расходам ФЛП, подтверждающий документ в данном случае — выписка банка (пп. 177.4.4 НКУ).
Подтверждающие документы
Проведённые через терминал суммы зачисляются на счёт ФЛП, а подтверждение получения дохода — банковская выписка.
Расчётный документ — это чек РРО, или товарный чек, или расчётная квитанция.
Слип, распечатанный терминалом, — не расчётный документ, но подтверждает факт проведения перевода и содержит данные по операции и реквизиты платёжной карты. Один экземпляр квитанции вы отдаёте покупателю, второй храните у себя (разд. VII Положения № 705).
Дата получения дохода
Дата расчёта (она же дата в квитанции терминала) и дата поступления средств на ваш предпринимательский счёт (это дата в выписке банка) могут отличаться. Ведь деньги могут поступить на счёт на следующий день, и даже на 2–3-й день, если у банка проблемы.
ФЛП на ЕН. Дата получения дохода в этом случае — это дата поступления денег на текущий счёт, подтверждается банковской выпиской по счёту.
ФЛП на общей системе. Налоговики считают, что вам включать оплату платёжной картой надо не по факту поступления денег на счёт, по итогам дня, когда произошла продажа, т.е. успешная авторизация карты покупателя, на основании информации в фискальных чеках (консультация в ЗІР, подкатегория 104.08).
Как оформлять возврат
Если оплата была проведена платёжной картой через POS-терминал, возврат проводится без выдачи наличных на расчётный счёт покупателя.
Штрафы
Часто ФЛП не хотят принимать оплату через терминал, чтобы не показывать обороты.
Что говорит законодательство:
- Продавец обязан обеспечить клиенту возможность рассчитываться электронными платёжными средствами (п. 14.19 ЗУ «О платёжных системах»).
- Ограничивать право покупателя оплачивать покупки платёжными картами — запрещено (ч. 2 ст. 17 ЗУ «О защите прав потребителей»).
Но оштрафовать за отказ принимать оплаты через терминал по надуманным причинам могут, только если терминал отсутствует там, где обязательно должен быть.
Штраф может быть от Госинспекции по защите прав потребителей. Поводом может быть жалоба от покупателя, к вам придут с проверкой и могут оштрафовать вас на 8,5 тыс. грн (ч. 12 ст. 23 ЗУ «О защите прав потребителей»).
Права потребителей: покупка и возврат
Но тут важен такой момент: в ходе проверки могут всплыть и другие нарушения.
Админответственность за нарушение права рассчитываться электронными платёжными средствами — первый раз оштрафуют на 1,7–3,4 тыс. грн, а если поймают вас на таком нарушении повторно в течение года, штраф будет уже 8,5–17 тыс. грн (ст. 16315 КоАП).
Санкции не будут применять, если терминал не работал по техническим причинам.